Прогноз погоды

 
   
УРАЛЬСКОЕ НАСЛЕДИЕ
ОБЫЧНЫЙ И ЧУДЕСНЫЙ МИР
ВАЛЕРИАНА ПРАВДУХИНА
   

     (Начало в
     №№ 18,19,20,21,22,23,24,25,26)
     «Яик уходит в море» - роман многоплановый. В нем отчетливо ощущается установка автора на эпическое осмысление событий, на изображение широких картин народной жизни. Писатель запечатлел сложную и драматическую эпоху в истории уральского казачества, начавшуюся в 1874 году, когда было введено новое Положение о военном и хозяйственном управлении края. Согласно этой «царской грамоте» устанавливалась всеобщая воинская повинность, отменялась исконная наемка и значительно ограничивалось хозяйственное самоуправление. Резкое неприятие Положения, бунтарское отстаивание вековых привилегий вылилось в движение, сравнимое в казачьей истории с событиями пугачевского времени.
     Огромный жизненный материал, вошедший в книгу, позволил писателю правдиво показать трагичность положения, в котором оказалось уральское казачество в последние три десятилетия XIX века. Трагический отсвет событий на Урале падает в первую очередь на судьбы главных героев - Василиста, Насти и Лушки Алаторцевых. Тревога и напряженность атмосферы, в которой они постоянно находятся, акцентированы уже в самом начале повествования. Роман открывается широкой эпической картиной победного возвращения казаков поселка Соколиный из Хивинского похода.
     В описании преобладают два мотива. Первый - яркий, мажорный; в нем радость встречи с родиной, семьей выливается в буйное языческое празднество чувств, в пляску отчаянного казачка и лихую «страстную бышеньку», стариннейшего танца «степных разбойников». «Какой гвалт, какой радостный ор стоял над полями! Земля была готова взорваться от радости!» Но именно в момент праздничного безудержного веселья начинают звучать драматические ноты, в основе которых лежит понимание непрочности положения героев романа, предчувствие смут, волнений и перемен на многострадальной казачьей земле: «Больше сотни казачек пляшут сейчас на лугу, взмахивая цветными платками. Вокруг них в восторге взметываются и бьют подборами о землю мужчины. Давно не стало отдельных людей, все слилось в один цветной хоровод. Вот уж в самом деле неразлучимый поселковый мир, единая весело гуляющая команда, нерушимое войско, навеки сжившаяся семья!.. Так казалось тогда многим соколинцам».
     Безмятежному, наполненному светлыми ожиданиями и надеждами времени противостоит широкая социальная действительность, в которой происходят значительные изменения, не всегда осознаваемые персонажами. Казаки, возвращаясь из похода, испытывают не только чувство радости: они везут с собой сообщение о гибели товарищей, которые уже «никогда не вернутся в родительский дом свой». Трагедийное начало в романе усиливает плач казачки Васены Ахилловны о погибшем муже, ходившем в поход по найму. Это не только плач о близком и родном человеке, но и горевание о всей пролитой в азиатской степи казацкой крови, о вдовстве и сиротстве: «И зачем ты, бедность наша, сгубила его. Зачем нужда крайняя угнала его из дому? И зачем ты, Устинька, продал себя? Зачем живот и сердце свои променял на богачество? Ой, да на кого же ты меня, утроба ты моя, покинул? Кто закрыл карие твои очи, солнце мое, в чужой стороне? Кто засыпал тебя землею, горюч-песком, моего сокола, в басурманской степи? Ненаглядный ты мой, месяц и солнце мое, розовые щеки, плоть моя пахучая, ненасытная... Зиму и лето буду плакать о тебе, аромат-красное яблоко! Сердце мое не остынет к тебе, я всегда буду горевать о потере милого друга, я не забуду вершины бровей твоих!..».
     Так в начальных главах романа переплетаются мотивы счастья и горя, торжества и печали. Все это и составляет общее представление о казачьей, народной жизни. В дальнейшем мотив горя и печали все более усиливается, становясь одним из центральных в произведении.

Николай ЩЕРБАНОВ
(Продолжение следует)

 
Design by Kumargazhin Almat