|
ОБЫЧНЫЙ
И ЧУДЕСНЫЙ МИР
ВАЛЕРИАНА ПРАВДУХИНА
  
|
   
(Начало в
   
№№ 18,19,20,21,22,23,24,25,26)
   
«Яик уходит
в море» - роман многоплановый. В нем отчетливо ощущается установка
автора на эпическое осмысление событий, на изображение широких
картин народной жизни. Писатель запечатлел сложную и драматическую
эпоху в истории уральского казачества, начавшуюся в 1874 году,
когда было введено новое Положение о военном и хозяйственном
управлении края. Согласно этой «царской грамоте» устанавливалась
всеобщая воинская повинность, отменялась исконная наемка и
значительно ограничивалось хозяйственное самоуправление. Резкое
неприятие Положения, бунтарское отстаивание вековых привилегий
вылилось в движение, сравнимое в казачьей истории с событиями
пугачевского времени.
   
Огромный
жизненный материал, вошедший в книгу, позволил писателю правдиво
показать трагичность положения, в котором оказалось уральское
казачество в последние три десятилетия XIX века. Трагический
отсвет событий на Урале падает в первую очередь на судьбы
главных героев - Василиста, Насти и Лушки Алаторцевых. Тревога
и напряженность атмосферы, в которой они постоянно находятся,
акцентированы уже в самом начале повествования. Роман открывается
широкой эпической картиной победного возвращения казаков поселка
Соколиный из Хивинского похода.
   
В
описании преобладают два мотива. Первый - яркий, мажорный;
в нем радость встречи с родиной, семьей выливается в буйное
языческое празднество чувств, в пляску отчаянного казачка
и лихую «страстную бышеньку», стариннейшего танца «степных
разбойников». «Какой гвалт, какой радостный ор стоял над полями!
Земля была готова взорваться от радости!» Но именно в момент
праздничного безудержного веселья начинают звучать драматические
ноты, в основе которых лежит понимание непрочности положения
героев романа, предчувствие смут, волнений и перемен на многострадальной
казачьей земле: «Больше сотни казачек пляшут сейчас на лугу,
взмахивая цветными платками. Вокруг них в восторге взметываются
и бьют подборами о землю мужчины. Давно не стало отдельных
людей, все слилось в один цветной хоровод. Вот уж в самом
деле неразлучимый поселковый мир, единая весело гуляющая команда,
нерушимое войско, навеки сжившаяся семья!.. Так казалось тогда
многим соколинцам».
   
Безмятежному,
наполненному светлыми ожиданиями и надеждами времени противостоит
широкая социальная действительность, в которой происходят
значительные изменения, не всегда осознаваемые персонажами.
Казаки, возвращаясь из похода, испытывают не только чувство
радости: они везут с собой сообщение о гибели товарищей, которые
уже «никогда не вернутся в родительский дом свой». Трагедийное
начало в романе усиливает плач казачки Васены Ахилловны о
погибшем муже, ходившем в поход по найму. Это не только плач
о близком и родном человеке, но и горевание о всей пролитой
в азиатской степи казацкой крови, о вдовстве и сиротстве:
«И зачем ты, бедность наша, сгубила его. Зачем нужда крайняя
угнала его из дому? И зачем ты, Устинька, продал себя? Зачем
живот и сердце свои променял на богачество? Ой, да на кого
же ты меня, утроба ты моя, покинул? Кто закрыл карие твои
очи, солнце мое, в чужой стороне? Кто засыпал тебя землею,
горюч-песком, моего сокола, в басурманской степи? Ненаглядный
ты мой, месяц и солнце мое, розовые щеки, плоть моя пахучая,
ненасытная... Зиму и лето буду плакать о тебе, аромат-красное
яблоко! Сердце мое не остынет к тебе, я всегда буду горевать
о потере милого друга, я не забуду вершины бровей твоих!..».
   
Так
в начальных главах романа переплетаются мотивы счастья и горя,
торжества и печали. Все это и составляет общее представление
о казачьей, народной жизни. В дальнейшем мотив горя и печали
все более усиливается, становясь одним из центральных в произведении.
Николай
ЩЕРБАНОВ
(Продолжение следует)
|
|
|