Nomer 48 (138) 1 декабря 2005 года

   СВЕРШИЛОСЬ!

 Именно это слово более всего подходит к заметному событию не только для ЗКО, но и для всей страны - завершению реабилитации стратегически важной автотрассы Уральск-Атырау. Однако власти сообщили об этом как-то весьма обыденно. Впрочем, причиной отсутствия восторга по этому поводу может быть то, что государственная комиссия еще не произвела окончательный прием объекта. Но, как уверяет представитель генерального подрядчика, директор Западно-Казахстанского филиала итальянской фирмы «Тодини» Фабио Алманьо (на снимке), получение сертификата на произведенные работы запланировано на декабрь текущего года и является по сути формальностью.
Напомним, что реабилитация республиканской автодороги А-28 Уральск-Атырау протяженностью 492 км началась в 2003 году. А так называемый мягкий кредит в сумме 118,9 млн долларов выделил Японский банк международного сотрудничества.
За реализацией данного проекта «Надежда» следила очень внимательно, о чем свидетельствуют наши многочисленные публикации. К примеру, одна из них касалась нарушений иностранцами казахстанского законодательства, точнее, несоблюдения государственных стандартов РК. Эти нарушения были выявлены в августе нынешнего года в ходе совместной проверки прокуратурой Западно-Казахстанской области и территориальным управлением архитектурно-строительного контроля. В частности, выяснилось, что генеральный подрядчик применял американский стандарт «АШТО», не зарегистрированный на территории нашей республики. Как пояснили контролеры, «АШТО» по качественным показателям явно уступает казахстанским стандартам. Проверка также выявила, что в подстилающем слое использовался щебень, добываемый на Индерборском карьере Атырауской области, на который отсутствует сертификат качества. Исходя из этого, инспекторы тогда поставили вопрос о приостановке работ, пока недостатки не будут устранены.
Нетрудно представить, какой поток негодования вызвала бы такая непопулярная мера. Дело в том, что все, кто пользуется этой трассой, испытывали большие неудобства. Связано это с тем, что в контракт с «Тодини» не был включен пункт о строительстве объездных дорог с твердым покрытием на время проведения ремонтных работ. В результате во время распутицы и обильных дождей даже внедорожники увязали на объездных дорогах.
Так вот, как утверждает Фабио Алманьо, проблемы со стандартами и сертификатами были решены, причем самым что ни на есть простым способом. Американский стандарт «АШТО» попросту взяли и… зарегистрировали в реестре госстандартов РК. В срочном порядке был сертифицирован и индерборский щебень. Вероятно, чиновникам из минтранскома, курировавшим реализацию проекта, лишь таким образом удалось погасить разгоравшийся скандал.
Что касается темпов ремонтных дорог, то атырауский участок трассы был сдан в эксплуатацию в рекордные сроки. Одной из причин таких ускоренных темпов строительства было празднование в сентябре 2003 года юбилея батыра Махамбета, родиной которого является одноименный поселок вдоль Атырауской автотрассы. А вот 303 километра, проходящие по Западно-Казахстанской области, потребовали времени и нервов куда больше. Как признался Фабио Алманьо, за 2005 год им удалось восстановить 235-километровый участок, а в это, по его словам, мало кто верил. Честно признаться, надеждинцы тоже ставили под сомнение соблюдение сроков строительных работ. Однако можно сказать, что мы тем самым подстегнули «Тодини».
С окончанием реабилитации миссия «Тодини» в Западном Казахстане не завершается. После принятия Атырауской трассы государственной комиссией генеральный подрядчик в течение года будет выполнять гарантийное обслуживание автодороги, устраняя выявленные дефекты.
Теперь, как заявил на собрании актива области аким ЗКО Нургали Ашимов, в Приуралье самое время восстанавливать свои некогда знаменитые сады и плантации, чтобы стать главным поставщиком фруктов и овощей южным соседям – неплодородным Атырау и Мангистау.
Напоследок о другой транспортной артерии - международной автотрассе М-32 Самара-Шымкент. От границы Западно-Казахстанской области с Самарской до Уральска дорожное полотно уже отремонтировано, и сейчас работы ведутся на отрезке от Уральска в направлении Актюбинской области. Завершение реконструкции трассы Самара-Шымкент запланировано на 2008 год, что обеспечит выход к южным областям и в столицу Казахстана - Астану.


Ербол ИСМАГУЛОВ,
фото Георгия СЕМЕНОВА

Design by Kumargazhin Almat