Nomer 13 (363) 1 апреля 2010 года

   В ИСКЕ - ОТКАЗАТЬ!

Местные краеведы оспорили решения городской ономастической комиссии, маслихата и акимата Уральска о переименовании четырех улиц в областном центре - Вальковой, Соболевской, Садовой и Крестьянской, которые теперь носят имена С. Акмурзина, С. Даумова, К. Мендыгалиева и Р. Егизбаева. Но, представив свою доказательную базу, судебный процесс проиграли.
Между тем эксперты полагают, что подобные процессы могут стать началом других судебных разбирательств в защиту исторического наследия города.

ОНОМАСТИЧЕСКИЙ РЕЦЕДИВ

Жалобу на действия городских властей по переименованию улиц подал общественно-культурный фонд «Старый Уральскъ». Процесс шел всего два дня. На суде истцы заявили, что нарушены их права, потому как переименование провели без предварительного общественного обсуждения. Ответчики заявили, что иск считают необоснованным. В понедельник экономический суд Уральска вынес решение – в исковых требованиях фонду «Старый Уральскъ» отказать.
На первое заседание, которое состоялось в прошлый четверг, поддержать истцов пришли старожилы Уральска и краеведы.
- Мы полагаем, что переименование этих улиц стирает индивидуальность и историческую самобытность Уральска, - сказал в своем выступлении представитель фонда «Старый Уральскъ» Анатолий Трегубов.
Следует отметить, что, например, улица Вальковая существует около 300 лет. Она упоминается в произведениях Александра Пушкина, других не менее известных авторов, побывавших в свое время в Уральске. Улица имеет отношение к событиям 1803 года, когда царские солдаты пытались приставать к местным казачкам, но казаки не могли открыто выступить против своевольных «гостей», поэтому переоделись в женские платья и, подкараулив солдат вечером, побили их вальками. История стала городской легендой.
Не менее интересна история названий трех других улиц. Например, улица Садовая также имеет исторический контекст. Казенный Сад, где когда-то пел Федор Шаляпин, был основан в 1839 году. Дорога к нему называлась Садовой, по ней проезжали Пушкин, Толстой, Короленко…
Поэтому истцы были в недоумении: как можно было убрать улицы, которые существуют на протяжении нескольких веков? Краеведы буквально завалили судейский стол старыми картами города, книгами, историческими справками и даже постановлениями гор- и райисполкомов, горакимата, которые декларировали необходимость сохранения исторической части Уральска.

ОПЯТЬ ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ?

Причина стала ясна, когда слово дали ответчикам.
Оказалось, что массовое переименование улиц в Уральске случилось, потому что на них нет правоустанавливающих документов. То есть 169 городских улиц из 348 подлежат регистрации и переименованию. К тому же, как выяснилось, в ономастическую комиссию «поступили просьбы от жителей города и общественных организаций». Но главная причина переименования улиц, которые стали объектом спора, в том, что, по мнению ономастической комиссии, одни названия бессмысленны, а другие несут негативную смысловую нагрузку, напоминая о колониальном и тоталитарном прошлом.
- Эти улицы зарегистрировала история, и они скорее подтверждают борьбу с колониализмом и тоталитаризмом, - возразил адвокат фонда Валерий Смирнов.
- Вопросы ономастики должны решаться на государственном уровне, потому что это - национальный вопрос, - парировал член городской ономастической комиссии Булат Жексенгалиев. - Казахстан против колониального режима царского правительства.
- Но есть масса улиц, которые не несут никакой исторической и смысловой нагрузки, - настаивал Валерий Смирнов. - Никто не просил переименовывать именно эти улицы. Почему выбор пал именно на них? В ономастической концепции четко сказано – необходимо сохранять исторические названия, избавляться от чрезмерной идеологизации, отказываться от практики переименований исторических названий.
В ход судебного разбирательства также выяснилось, что при принятии решения о переименовании не были соблюдены некоторые правила государственной ономастической концепции. В частности, не опубликована повестка дня сессии, на которой избранники народа проголосовали за переименование этих улиц, не было проведено общественное обсуждение, а потому о переименовании улиц горожане узнали уже постфактум. Согласно протоколу на заседании, в ходе которого принималось решение, отсутствовали эксперты, за исключением одного ученого - Мурата Сдыкова. И, наконец, даже даты в протоколах совершенно разные.
- Вы сказали, что в ономастическую комиссию входят видные ученые и общественные деятели, перечислите их, пожалуйста, - попросил адвокат фонда.
- Всех не помню… Иночкин, Сдыков...
- Председателем ономастической комиссии является Нигметов. Он ученый?
- Он заместитель акима города.
- Он ученый?
- Я же не эксперт, может, он в душе ученый…

А ОКСФОРД - БРОД ДЛЯ СКОТА

Точки над «I» в этом споре поставила единственный в области эксперт по ономастике (которую не пригласили к участию в работе ономастической комиссии – авт.), кандидат филологических наук Галина Донскова.
- Названия улиц тесно взаимосвязаны с экономикой, историей, культурой Казахстана и несут не только адресную функцию, но и заключают в себе мощный национальный потенциал, - сказала Галина Донскова. - Например, история возникновения улицы Вальковой показывает межнациональную спайку в антиколониальной борьбе уральских казаков и казахского населения, которое шло параллельно. К тому же в преамбуле закона о культуре эта улица упомянута в числе объектов, нуждающихся в охране, и относится к историческим топонимам.
По мнению Галины Донсковой, вся доказательная база, которая была представлена на суде, подтверждает, что улицы носят исторические названия.
- Когда мы говорим, что город растет и ономастическое пространство обогащается, предполагается, что именно комплекс новых наименований, отражающих реалии Казахстана XXI века, гармонично впишется в ономастическое пространство и будет реально представлять наше прекрасное сегодня, – объясняла Галина Донскова. - Если говорить об этике присвоения высоких имен улицам старого жилого фонда, то вы сначала пройдитесь по этим улицам. Это не самые красивые места. Сначала их нужно привести в порядок. А вот новые районы, где строятся школы, культурные объекты, парки, великолепно показывают достижения независимого Казахстана.
Галина Донскова также пыталась доказать, что тезис о неблагозвучности и примитивности исторических названий - вопрос спорный.
- Посмотрите на наших соседей-россиян. Все волжские города носят тюркские названия – Астрахань, Самара, Саратов... А название столицы Германии - Берлин - переводится как «Славянское болото». Но, следуя логике наших ономастов, следовало бы переименовать даже Оксфорд, потому что в переводе это слово означает «брод для перехода рогатого скота».
- А вы не состоите в штате фонда «Старый Уральскъ»? - неожиданно спросил Галину Донскову представитель городского маслихата.
- Нет, ее отпугнули членские взносы, – ответил Валерий Смирнов.

В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ

В прениях адвокат фонда «Старый Уральскъ» еще раз подчеркнул, что улицы переименованы без учета всех принципов государственной ономастической концепции, которая проповедует отказ от практики уничтожения исторических названий.
Юрист городского маслихата Айбек Исламбеков заявил, что переименование улиц никак не нарушает прав истца, а заведующий государственно-правовым отделом акимата Уральска Мурат Умралиев сказал, что представленная карта Уральска, может, и старинная, но вопросы переименования находятся в полномочиях властей. Булат Жексенгалиев настаивал, что совместное решение акимата и маслихата города является правовым актом, принятым на основании закона с соблюдением всех необходимых процедур, но согласился, что в дальнейшем к работе ономастической комиссии все-таки следует привлекать больше специалистов.
Прения завершил прокурор Айдин Махамбетов, который попросил судью отказать в иске в полном объеме.
В своей работе комиссия придерживалась принципа уважения к истории Казахстана, - объяснил он. - Названия улиц должны отражать историю страны, воспитывать молодое поколение в духе казахстанского патриотизма.
В понедельник суд вынес свое решение - в исковых требованиях общественно-культурному фонду «Старый Уральскъ» отказать.

В СУД - МЕЖДУНАРОДНЫЙ

- Мы будем идти до конца, вплоть до международного суда, - еще раз заявили краеведы. – Мы считаем, что у нас поэтапно уничтожается историческая топонимика.
Адвокат Валерий Смирнов убежден, что судебный процесс продемонстрировал политику двойных стандартов.
- Если коммунистический строй был плохой, то почему именами представителей этого строя называются улицы, имеющие исторические корни, - сказал он журналистам. - Нас уверяют, что в работе ономастической комиссии участвуют видные ученые и специалисты, но это не соответствует действительности. Там заседают обыкновенные чиновники. Конечно, кампания по переименованию улиц - явление объективное. Так происходит во всем мире. Но ведь делать это нужно не бездумно, а с учетом мнения населения и прозрачно.
С 2006 года в Уральске было переименовано около 90 (!) улиц. Например, четыре года назад разом изменились названия 34 улиц. Тогда это тоже объяснили «многочисленными обращениями населения». За это время переименовали улицу Волгоградскую, «выселили» признанного интернационалиста и борца против войны Августа Бебеля. Жертву сталинских репрессий, соратника Чапаева комкора Кутякова тоже лишили прописки. Исчезли из списков улицы Театральная и Мира. Местные краеведы утверждают, что Уральск - единственный город Казахстана, где нет улицы Мира.
И наконец совсем недавно, в начале марта на очередной сессии городского маслихата избранники народа вновь единогласно проголосовали за переименование сразу 38 улиц. Но тут бы больших возражений не было - улицы, чьи названия не несут смысловой нагрузки, будут носить имена Героев Великой Отечественной войны и полных кавалеров орденов Славы, если бы в число этих улиц вновь не попали исторические топонимы.
Тем временем уральцы намерены обратиться в городскую ономастическую комиссию с просьбой впредь не трогать исторические названия улиц. Например, уже собраны подписи всех жителей бывшей улицы Садовой.

Алла ЗЛОБИНА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Design by Kumargazhin Almat