Прогноз погоды

 
   
СЛАБАК? ПЛАТИ!

    - Мой ребенок отказывается идти в школу. Часто стал грубить, нервничать по пустякам, обманывать, чего раньше никогда не было. Классный руководитель разводит руками - индивидуальные беседы с сыном и одноклассниками ни к чему не привели. Но должна же быть причина такого поведения?
- Материнское чутье вас не подвело. Вероятнее всего, вы столкнулись с синдромом вымогательства!.. Постоянный читатель "Надежды" знает, что проблема вымогательства не раз поднималась на страницах нашей газеты. Однако в преддверии нового учебного года для учеников, родителей, педагогов она вновь становится актуальной.

 

    Конечно, вымогательство встречается не только в школе, но и вне ее. Причем поборы длятся круглый год. За примером далеко ходить не надо. В середине августа нынешнего года днем на рынке "Жайык" шестнадцатилетний подросток, угрожая ножом, отнял 15 тысяч тенге у 17-летнего парня. Было установлено, что грабитель незадолго до этого вымогал вместе с приятелем 12 тысяч тенге еще у одного несовершеннолетнего.
   Однако именно в школе внедрение в ученическую среду идеологии "общака" проходит более успешно. Именно здесь ребенок получает первые уроки тюремно-лагерной психологии. Слишком громко сказано? Но, тем не менее, именно школа превратилась в лакомый кусок для разного рода вымогателей. Лохи здесь находятся каждый день, а посему контролировать и брать с них дань можно без особого труда. Да и деться они никуда не могут, ведь надо учиться. Поэтому неудивительно, что во многих ученических коллективах есть хотя бы один из тех, кто заражен идеей легкой наживы. Этот вирусоноситель способен принести большой вред здоровой школьной семье. "Понятия" не только легко воспринимаются подростками, они соответствуют существующим в нашем обществе моральным установкам, заполняя психологическую пустоту. Более того, преступное сообщество прекрасно понимает - ставку надо делать на молодое поколение, а потому исподволь внедряет в их среду свои "понятия".
   Обычное дело - у старшеклассников нет денег на сигареты, выпивку и на другие с каждым днем растущие "нужды", поэтому находятся "лохи". В качестве жертв обычно выбираются те, кто послабее. Причем если раньше учитывалось материальное положение семьи, то со временем во внимание это брать перестали, так как у вымогателей предусмотрен механизм так называемого "откупа", хотя откупиться удается далеко не всем. Так, чтобы обрести вновь свободу, от лоха требуют принести что-либо существенное из дома, а когда он, повинуясь, выполняет это условие, то аппетиты мгновенно возрастают. Сразу же начинают требовать больше или предлагают бедняге трясти долю с другого, такого же, как он. В результате ребенок оказывается втянутым в паутину.
   И еще. У вымогателей есть своя сеть наводчиков-осведомителей из числа приближенных к "руководству" ребят. Они понадежнее. А в обязанности таких подчиненных входит "искать подходящую клиентуру" и требовать долг с жертвы, если та начинает медлить. Так, о будущих клиентах наводятся справки, выясняется, есть ли у того или иного подростка какая-либо поддержка, не связан ли он с другой подобной группой.
   Запугивание же избранных вымогателями происходит по давно разработанной схеме.
   - Пацан, иди сюда!
   - Зачем?
   - Курить есть?
   - Не курю.
   - Спортсмен, значит?
   - Да нет, не увлекаюсь.
   - Деньгами не поможешь, сколько не жалко?..
   - Нет у меня денег…
   - А когда будут?
   - Не знаю.
   - А мы вот сейчас узнаем… К тому же тебя разве не учили, что грубить старшим нехорошо?..
   Дальше новоявленным подопечным занимается уже напарник посильнее. Добившись угрозами и побоями своего, победители ставят условия, какую сумму и когда "избранный" должен будет принести. А в случае, если жертва начинает игнорировать выполнение требований, к ней применяется форменный террор. Мальчишку регулярно избивают, требуя ежедневную подать и абсолютного - под угрозой новых, более жестоких побоев, - молчания. Известны случаи, когда это плачевно отражалось на здоровье жертвы. Так, после одной из подобных разборок 12-летний подросток с разрывом уретры и огромной гематомой на голове был доставлен в больницу и прооперирован, а другой мальчишка получил сотрясение мозга, переломы двух ребер и руки.
   Конечно, есть и здравомыслящие ребята, которые, осознав всю серьезность ситуации, доводят до сведения о случившемся взрослых - классного руководителя, родителей, старших братьев и сестер. И если это одиночка-вымогатель, то, скорее всего, его промысел тут же будет пресечен в кабинете директора школы.
   - Мой шестиклассник, правда, не сразу, рассказал, что перед школой его несколько дней подряд встречал один и тот же парень и требовал деньги, - говорит одна из мам. - Андрей поделился этим с друзьями, те рассказали классной руководительнице. Она с директором и моим сыном в этот же день прошлась по классам. Обидчика нашли…
   Однако у "здравомыслия" есть и другие плюсы, а также и минусы. Плюсы в том, что если работает целая группа рэкетиров, то полицейские, проведя операцию с мечеными банкнотами, могут ее задержать, и тогда вымогателям светит от трех до семи лет лишения свободы. К тому же к плюсам можно отнести и эффективные переговоры с рэкетирами старших братьев, сестер и друзей, что постарше. Не вмешивая взрослых, им удается мирным путем, безболезненно для бедняги, решить его проблему.
   К минусам же относится то, что со временем жертву могут жестоко избить совершенно незнакомые пацаны. А если же "крутые" вымогатели не настолько круты, то хватит и разбирательств в полиции. Но в школе у жертвы может потеряться всякий авторитет среди одноклассников, которые просто сочтут слабака за шестерку и будут морально давить на него каждый день, постепенно превращая в изгоя. Это, пожалуй, одна из главных причин, почему дети молчат. Скажем, куда чаще, чем вымогательство, в школах фиксируются кражи - бич раздевалок и оставленных без присмотра вещей. Однако они психологически более безобидны, чем рэкет, ведь за ними нет пережитого ребенком насилия физического, психологического, эмоционального.
   Родители должны быть бдительными и суметь вовремя разговорить ребенка, если заметят перемены в его поведении.
   - Я сразу поняла, что что-то случилось, - говорит мама третьеклассника Ермека. - Весь вечер сын просидел насупившись, потом в приступе ярости принялся колотить кулаками по стене в своей комнате, а утром заявил, что решил посещать секцию каратэ. В результате долгих расспросов я смогла воссоздать картину случившегося. Оказывается, когда он с другом возвращался из школы, к ним подошел старшеклассник и потребовал вывернуть карманы. Мальчишки пытались сопротивляться, но старший оказался сильнее. Он поймал Колю, друга Ермека, и потребовал деньги, потом сам обшарил его карманы. Ермек не мог убежать, потому что рядом был друг, но помочь ему он тоже не мог. Рэкетир отобрал у Коли деньги и занялся Ермеком. Сын рассказывает, что забросил свой портфель (а у него деньги были именно там) на козырек крыльца, а старшеклассник не пошел за портфелем и ограничился обыском карманов сына.
   - Кстати, я помню, как Ермек рыдал, когда у него как-то вытащили в раздевалке игрушку из куртки, - продолжает свой рассказ мама. - В этот же раз и потери, казалось бы, не было, но унижение, бессилие перед явной несправедливостью, пережитый шок дали моему сыну не лучший жизненный опыт. Он стеснялся мне обо всем рассказать, был совершенно подавлен и замкнут. Его обыскали! Это - насилие, оно способно сломать человека, поэтому оно страшно.
   Специалисты, имеющие дело с детской психикой, считают этот факт самым серьезным и губительным последствием вымогательства. Поэтому разрабатывают специальные реабилитационные курсы для помощи подвергшимся насилию или запугиванию детям и призывают родителей внимательно относиться к эмоциональному здоровью своих чад, обращаясь при необходимости к специализированной помощи.
   А вот примеры, которые высвечивают еще одну проблему, напрямую связанную с вымогательством, - равнодушие со стороны взрослых.
   - Вася рассказал, что у них в школе опасно заходить в мужской туалет: два дружка-старшеклассника объявили удобства платными. Учителя, в большинстве своем женщины, знают об этом, но застать вымогателей с поличным не могут, а подчас и не хотят, закрывая на все глаза.
   - А у моей дочери в классе долго обсуждали такой случай. Вымогатель, подросток из соседнего дома, поставил "на счетчик" мальчика, и тот почти полгода таскал из дома деньги и ценные вещи. А однажды мальчишка пришел домой избитым и без куртки. Родители стали его пытать с пристрастием, все и открылось. Я, кстати, специально интересовалась у классного руководителя: родители в полицию не обращались, Мариванна им сама и отсоветовала, мол, дача показаний может дополнительно травмировать ребенка. Вот так и попустительствуем…
   Несмотря на то, что время от времени в школах происходят подобные истории, педагоги о них порой знают и молчат. И чаще всего стараются разобраться в своем кругу, наказать в административном порядке виновных с вызовом в школу родителей. До полиции и вышестоящих административных структур информация об этих фактах, как правило, официально не доходит, хотя становится известной. При этом все действуют из "лучших" побуждений. Мол, к чему выносить сор из избы и, с другой стороны, портить показатели в сфере подростковой преступности? Вот и получается, что сами взрослые дают вымогательству зеленый свет, оставляя виновных без заслуженного наказания. А безнаказанность порождает вседозволенность. Яркий пример тому - драка, произошедшая в прошлом учебном году между учащимися двух школ города, в ходе которой трое несовершеннолетних получили телесные повреждения, в том числе и тяжкие. И подобные явления, к сожалению, далеко не единичны в школьной среде.
   Вот данные управления комитета по правовой статистике и специальным учетам    Генеральной прокуратуры РК по ЗКО - за последние шесть лет зарегистрирован 121 факт вымогательства. Из них 56 - вымогателями были сами несовершеннолетние. А 65 - это преступления в отношении несовершеннолетних. Однако о соответствии данных цифр с реальностью говорить не приходится. Это означает, что, возможно, мы имеем дело лишь с верхушкой айсберга.
   К сожалению, эффективного решения проблемы вымогательства в молодежной среде нет. И вряд ли предвидится, пока мы стараемся замалчивать, не замечать, проходить мимо, пока мы не осознаем, что безопасность общества, которое в дальнейшем сформируют наши дети, будет зависеть от того, насколько мы их приучим ее отстаивать. Так, может, поможем нашим детям жить и учиться без страха в глазах?

Анна МОСКВИНА

Design by Kumargazhin Almat