Nomer 40 (286) 2 октября 2008 года

   ПРАВ, КОЛЬ БОЛЬШЕ ПРАВ?

Когда в областном суде объявили об очередном дне открытых дверей, посвященном на этот раз защите конституционных прав граждан Казахстана, представители СМИ обрадовались возможности обсудить столь животрепещущую тему. Ведь ни для кого не секрет, что нарушают конституционные права, прежде всего, правоохранительные органы, исполнительная и, чего скрывать, судебная власти. Ан, нет, информацию из судей пришлось вытаскивать буквально «клещами».
На просьбу рассказать о своей работе и последних громких делах последовали довольно резкие высказывания:
- Желтую прессу интересуют жареные факты – где кого убили, какого акима посадили... А для нас все дела актуальны и представляют одинаковый интерес.
При этом представители облсуда не уточнили, кого же все-таки они обвиняют в желтизне. Возникает вопрос, коль не настроены на разговор, зачем проводить подобные мероприятия?
На просьбу поведать о наиболее часто нарушаемых конституционных правах последовало:
– По гражданским делам одни нарушения, по уголовным – другие. Последнее время участились случаи грабежей и хищений сотовых телефонов, женщины подвергаются насилию. Каждое подобное преступление является нарушением конституционных прав граждан. Чаще всего страдают имущественные права.
А вот информация, представленная Западно-Казахстанским филиалом Бюро по правам человека, оказалась более емкой. Как отметил руководитель филиала Павел Кочетков, в тройку наиболее нарушаемых входят право граждан на справедливое судебное разбирательство - 64 обращения во втором квартале текущего года, право на эффективные средства правовой защиты – 178 и право на охрану труда - 60. Всего же по проблемам нарушения конституционных прав в местный филиал Бюро по правам человека за первое полугодие обратились 790 человек.
- Так, в Уральске повально нарушается право на труд со стороны работодателей всевозможных ТОО и индивидуальных предпринимателей, - отмечает Павел Михайлович. - Людей принимают на работу без оформления трудового договора, а через месяц- другой выбрасывают, не выплатив заработную плату. Этим грешат хозяева развлекательных центров, различных кафе, баров и строительных организаций, но доказать факт нарушения своих прав уволенным удается редко. Почему-то судебные решения чаще оказываются на стороне работодателей.
- Особенно много нарушений прав человека в сфере права на эффективные средства защиты, - продолжил Павел Кочетков. - Примером тому случай, когда при расследовании факта кражи высокопоставленный сотрудник полиции выбивал показания от несовершеннолетнего подозреваемого, избивая его, колол шилом. От другого парня, жителя поселка Аксуат, полицейские требовали взять на себя вину за убийство, грабежи и кражу велосипеда. Признательные показания «выбивали» дубинками, пристегнув жертву наручниками к стулу. После побоев в травмпункте зафиксировали отбитые легкие, почки, сломанное ребро и ссадины от наручников. Спустя время и тот, и другой потерпевший отказались от каких-либо претензий к сотрудникам правоохранительных органов. Полагаю, что на них было оказано давление.
А в апреле этого года в колонии общего режима шесть человек прокололи себе легкие. Но обращения на нарушение конституционных прав, гарантирующие им защиту против пыток и плохого обращения, были отозваны. По-видимому, их также попросту запугали. Вслед за ними поступили заявления, в которых сообщалось, что повреждение жизненно важного органа произошло вследствие неудачного «падения» на проволоку.
- В другом деле - о разбойном нападении – был признан виновным и осужден к пяти годам лишения свободы молодой человек, на мой взгляд, совершенно не причастный к этому преступлению, - отмечает Павел Кочетков. - А доказательством послужили показания девушки легкого поведения, полученные в обмен на дозу героина, что она и подтвердила в ходе судебного разбирательства. Второго свидетеля по этому делу избивали и в январе окунали в прорубь. После нескольких таких «прогулок» человек поставил подпись под всеми документами и месяц пролежал в областной больнице.
И это творится не где-то за границей, а у нас, в Уральске. Известно это и местным властям, однако по данным конкретным случаям в защиту конституционных прав граждан ничего не было принято.
- Когда подсудимые или свидетели на суде заявляют о том, что показания давались под давлением, суд должен признавать эти доказательства недопустимыми и принимать соответствующие меры по их всестороннему расследованию, направлять дела на доследование или прекращать их за недоказанностью, - говорит Павел Кочетков. - Но этого не происходит. А потому при расследовании преступлений нередко «работают» кулаками и другими подручными средствами.

Ирина КРИУЛИНА

 
Design by Kumargazhin Almat