Прогноз погоды

 
   
ДОМ НЕДЕЛИ

105 ЛЕТ-ВОЗРАСТ ПРОБЛЕМНЫЙ

 

В начале ХХ века казахи называли этот дом «Нар yй» (Дом-верблюд)

Большой дом Карева в Уральске знают все. Вот уже больше ста лет он является центром культурной жизни города. И не только. Еще с царских времен и по сей день в нем размещаются городские магазины. За всю историю дома в нем квартировали свыше ста (!) различных учреждений. Однако помимо радостных и значительных для истории воспоминаний дом к своему юбилею накопил целый воз проблем.

    История постройки Каревского дома, как гласит народная молва, началась с того, что купец Овчинников построил свой двухэтажный дом. Построил и давай хвастаться перед другими купцами: «Я на балконе своего дома каждый день пью чай и любуюсь рассветом и закатом». Так надоел он своим хвастовством купцу Кареву, что тот сказал: «Полюбовался и хватит, больше не будешь». Прямо напротив дома Овчинникова он построил свой, вдвое выше и в несколько раз больше.
   Однако грандиозное по тем временам строительство, как гласит молва, не принесло счастья Александру Тимофеевичу. А, напротив, стало причиной его гибели. Рассказывают, что в день новоселья купец узнал о том, что строительство фактически его разорило. В праздничный вечер вместе с многочисленными гостями он изрядно выпил, затем вышел на балкон и на глазах у прогуливавшихся горожан упал с него и разбился насмерть.
   Сделал ли он это намеренно или упал случайно, до сих пор неизвестно. Этот факт, наряду со многими другими, остается одной из тайн Каревского Дома. Позже, в годы революции, в селе Серебряково скончалась от тифа и хозяйка дома - Дарья Федоровна, куда она бежала, опасаясь преследования большевиков.
   С момента смерти своего создателя Большой Дом, как до сих пор величают его уральцы, зажил своей особенной жизнью, став неотъемлемой частью истории города.
Александр Тимофеевич строил Дом как торговый, доходный. И потому, согласно его замыслу, первый этаж сдавался под магазин, второй - под офицерское собрание, потом его занимал Коммерческий клуб. А на третьем этаже размещалась гостиница, о чем еще не так давно свидетельствовало слово «номера», выведенное крупными черными буквами на северном торце здания. Номера в Каревском Доме считались лучшими в городе. Недавно слово закрасили. Хорошо, что еще не сняли с фронтона здания табличку с датой постройки «1900 год», но об этом отдельно.
   А тогда, в годы молодости Дома, до утра гремели балы в офицерском собрании, в Коммерческом клубе на втором этаже. А на третьем этаже, начиная с 1914 года, шумные гимназисты резвились в перемены. После революции первый этаж также отводился под магазины, второй под различные учреждения, позже частично был отдан публичной библиотеке. На третьем этаже одно время была гостиница, затем его занимали редакции областных газет «Приуралье» и «Орал онiри».
   В годы Великой Отечественной в Каревском Доме располагался госпиталь. Уральские школьники устраивали для раненых бойцов концерты. Зрителей усаживали прямо на ступени парадной лестницы, ведущей на второй этаж, а вестибюль внизу использовали как сцену. После войны на втором этаже расположилась Народная филармония. Кстати, по акустике зал Уральской областной филармонии считается лучшим в Казахстане. В этом зале выступали многие звезды казахстанской и российской сцены.
   А два года назад Марат Бисенгалиев создал в Уральске камерный оркестр из местных дарований. Теперь на выступления оркестра уральцы могут попасть не чаще двух раз в год, такой плотный график гастролей у талантливого коллектива.
   О Каревском Доме, о людях, в разные годы работавших здесь, можно рассказывать очень долго. За сто пять лет Дом накопил много радостных и не очень историй. К одной из трагических можно отнести и историю медленного разрушения самого дома. Годы не щадят и здания. Ржавели и разрушались водосточные трубы. Стекавшая с крыш вода подтачивала углы, да и весь фундамент Дома. Заливаются водой довольно часто подвальные помещения. Едва держатся великолепные кружевные балконы на затейливых чугунных кронштейнах.
   А в марте 2000-го зачем-то разрушили арку ворот. Вместо нее сделали другую, из силикатного кирпича. Могли бы и не стараться. Белая арка с домом из темно-красного кирпича сочетается так же, как седло и корова.
   Правда, городские власти сделали и кое-что хорошее. В сентябре 2001-го закончились строительно-реставрационные работы в Каревском, вернее не во всем Доме, а только на фасаде и внутри той половины второго этажа, что занимает филармония. Реставрацию вело ТОО «Бонита инжиниринг», за что ему огромное спасибо от уральцев и всех казахстанских ценителей старины. Мастера постарались на славу. Двери и бронзовую фурнитуру привезли из Москвы, мебель и люстры - аж из Италии. Парадные лестницы до третьего этажа теперь из мрамора или под мрамор, а выше - обшарпанные, стертые за столетие каменные ступени.
   Вестибюль на первом и холл на втором этажах тщательно отделаны. Покрашен фасад и торцы здания, перекрыта крыша. Филармония преобразилась, но она занимает только часть Дома. Почему-то библиотеку, притом одну из старейших по собранию книг в Казахстане, отремонтировать не посчитали нужным. Это и понятно. Заезжие знаменитости и городское начальство в библиотеку не заходят. С глаз долой - из сердца вон, согласно этой поговорке и ведут себя местные чиновники. Раз библиотека не на виду, то и ремонтировать ее не стоит. Она же для народа. А то, что в ней хранятся жемчужины культурного наследия, библиографические редкости, так кто это теперь знает и помнит? Уж во всяком случае, не городские чиновники.
   К тому же многочисленные арендаторы постоянно устраивают на первом этаже Дома всевозможные ремонты и перепланировки, меняют внутренний и внешний дизайн, уродуя тем самым весь фасад здания и весь его архитектурный облик.
   В России уже действует закон, согласно которому любой нувориш, пожелавший купить в собственность или арендовать памятник архитектуры, обязан провести на свой счет реставрационные работы под контролем муниципального архитектора, да так, чтобы максимально воссоздать первоначальный облик, внутреннюю отделку и обстановку(!), изначально задуманную проектировщиками здания. Если это условие не выполняется, то права на собственность или аренду отнимаются государством. А у нас кто во что горазд. Памятник там или не памятник, кто как хочет, так и переделывает. Стоило бы эту практику прекратить, особенно учитывая тот факт, что архитектурных памятников в Казахстане не так уж и много. И закон, подобный российскому, о сохранении архитектурного наследия нам бы тоже не помешал.
   А пока остается надеяться на качество старинных материалов и добросовестность строителей прошлого, благодаря которым до наших дней достояли многие здания, в том числе и Большой Дом Карева.

Артур ГУБАЙДУЛЛИН

  Design by Kumargazhin Almat