|
ТУМАННЫЕ
ПЕРСПЕКТИВЫ ГАЗОВОГО ПРОЕКТА |
   К
вопросу о реализации Газового проекта наше правительство вернется
не раньше, чем к концу 2006 года. Осуществление важнейшего
не только для Западного Казахстана, но и всей страны проекта
тормозится из-за того, что в переговорах с Россией никак не
удается прийти к пониманию в вопросах транспортировки газа
через систему «Газпрома». Это известие, прозвучавшее на пресс-конференции
с участием заместителей акима области Станислава Качало и
Марата Абдрахманова, не назовешь приятным, особенно для более
чем 5800 западноказахстанцев (данные на 1 мая 2004 года),
оставшихся не у дел после завершения второй фазы Карачаганакского
проекта.
   Между
тем бюджет области 2004 года планировался с учетом того, что
реализация Газового проекта начнется уже в нынешнем году.
Помимо этого, при формировании областного бюджета не были
учтены изменения в налоговом законодательстве, которые предусматривают
оплату индивидуального подоходного и социального налогов по
месту регистрации головных компаний. Из-за этого область лишилась
налоговых поступлений в местный бюджет от 70 предприятий,
в совокупности ожидавшихся на сумму порядка 3 млрд тенге.
«Благодаря» этим двум факторам в бюджете ЗКО образовался дефицит
на огромную сумму - 6 млрд тенге.
   В
связи с этим областной акимат обратился в правительство с
просьбой об увеличении размера субвенций из республиканского
бюджета. Власти ЗКО просили увеличить ранее утвержденную сумму
субвенций в 2,5 млрд до 8,5 млрд тенге, чтобы закрыть тем
самым 6-миллиардную «дыру». Однако, по словам М. Абдрахманова,
курирующего вопросы экономики и финансов, правительство пока
удовлетворило требования лишь наполовину, приняв решение о
выделении дополнительных субвенций в сумме 3162,6 млн тенге.
Правда, при этом Марат Маулетжанович сказал о вероятности,
что правительство в самое ближайшее время, возможно, добавит
еще 1,2 миллиарда.
   А
как же будет решаться вопрос с оставшимся дефицитом областного
бюджета? «Путем усиления налогового администрирования», таков
был ответ М. Абдрахманова. Предприниматели знакомы с этим
термином, а для тех, кто несведущ, поясним, что это означает
резкую активизацию налоговых и других контролирующих органов,
что повлечет за собой рост всевозможных проверок.
   В
то же время заместитель акима поспешил успокоить, что из-за
нехватки средств такие приоритетные направления, как выплата
заработной платы, социальных пособий, расходы на продукты
и медикаменты и другое финансируются и будут финансироваться
своевременно.
   М.
Абдрахманов также отметил, что потери местного бюджета после
завершения строительных работ на Карачаганаке составят более
3 млрд тенге. За пять месяцев текущего года по сравнению с
аналогичным периодом прошлого года областной бюджет уже недополучил
1,7 млрд тенге.
   Немалый
интерес у журналистов вызвало сообщение Станислава Качало,
курирующего промышленность, ТЭК, строительство и малый бизнес,
о том, что к концу нынешнего года наконец-то ожидается завершение
строительства спиртового завода. Такое обязательство на себя
взяла таразская фирма «БМ», которая уже приступила к строительным
работам. Однако это не значит, что «БМ» стал новым хозяином
спиртзавода, с этой компанией заключен контракт лишь на доверительное
управление. Поясним, что за товарный кредит, т.е. оборудование,
предоставленное заводу под гарантию кабинета министров, правительство
уже рассчиталось. В ближайшее время пройдут торги по продаже
спиртзавода, но уже без долгов АО «Батыс», из-за которых,
кстати, ранее и не было желающих купить спиртзавод. Вполне
возможно, что покупателем станет все тот же «БМ».
   Станислав
Павлович коснулся и вопроса дальнейшего строительства дороги
Уральск-Атырау. Работа, по его словам, идет по намеченному
плану. Сроки завершения реабилитации не изменились - ноябрь
следующего года. В прошлом году со стороны Атырау было возведено
83 км дороги, со стороны Уральска - 14 км. В нынешнем году
субподрядчики итальянской фирмы «Тодини» должны построить
с уральской стороны еще 80 км, для чего выделено 2,5 млрд
тенге. Кстати, на четырех километрах работы уже завершены.
Напомним, что финансирование на 75% осуществляется за счет
кредита Японского банка развития и на 25% - средств республиканского
бюджета.
   Под
занавес пресс-конференции был поднята проблема теневой экономики.
Как утверждает М. Абдрахманов, по оценкам экспертов, уровень
теневой экономики в Казахстане составляет от 22 до 30 процентов
внутреннего валового продукта. «Тень» присуща таким отраслям
экономики, как сельское хозяйство, строительство, ресторанный,
гостиничный и игорный бизнес, торговля, транспорт. Основной
причиной такого явления заместитель акима считает несовершенство
трудового законодательства и низкую налоговую культуру. В
то же время М. Абдрахманов отметил, что снижение налогового
бремени способствует выходу экономики из тени. В качестве
примера он сообщил, что в связи с уменьшением в прошлом году
ставок индивидуального подоходного и социального налогов прогнозные
цифры сборов этих налогов увеличились на 2,3%. При этом Марат
Маулетжанович не смог назвать хотя бы примерную долю теневой
экономики в ЗКО. |
|