Nomer 27 (273) 3 июля 2008 года

  БЕНЗИНОВЫЙ ДЕФИЦИТ ПРИ НЕФТЯНОМ ИЗОБИЛИИ

28 июня аким ЗКО Бактыкожа Измухамбетов, поздравляя западно-казахстанских журналистов с профессиональным праздником, сделал малоприятное заявление. По его словам, в ближайшее время в Приуралье ожидаются перебои с поставкой ГСМ. При этом глава области пообещал, что власти не допустят того, чтобы дефицит нефтепродуктов подстегнул инфляцию.
Энергодефицит связывают со срывами в работе Атырауского НПЗ, который встал на очередную реконструкцию. В связи с этим ожидаются перебои с поставкой в ЗКО дизтоплива и высокооктанового бензина. Непонятно, сыграло роль свою это заявление акима или случилось что-то другое, но за последнюю неделю стоимость литра самой ходовой марки бензина Аи-93 подскочила на 5-7 тенге и сейчас варьируется от 94 до 99 тенге. В сети автозаправок «КазМунайГаза» цена на бензин Аи-93 и Аи-95 остается прежней, но он отпускается только по талонам. На АЗС «Гелиос», где стоимость еще ниже, по талонам заправиться можно и за деньги, но только тогда, когда продается очередная «порция» строго лимитированного бензина. И все это происходит на фоне того, что правительство ввело категорический запрет на экспорт нефтепродуктов.
«Н» попыталась выяснить, как собираются власти решать проблему роста цен и грядущего дефицита ГСМ. Заместитель директора департамента энергетики и коммунального хозяйства ЗКО Роза Сабиргалиева обнадеживающего ответа дать не смогла:
- Причина роста стоимости нефтепродуктов не совсем ясна. Все местные компании отмечают, что цены поднимают поставщики. Пройти по всей цепочке поставщиков мы не можем, так как весьма ограничены в своих полномочиях. Компании, ссылаясь на коммерческую тайну, скрывают объективную информацию, а произвести проверку мы не можем. Могу лишь отметить, что ГСМ в ЗКО поставляется из Атырауского, Павлодарского и Уфимского заводов, однако в каких соотношениях, точно сказать не могу. Попробуйте обратиться в Агентство по защите конкуренции…
В свою очередь, специалисты территориального отдела по ЗКО межрегиональной инспекции Агентства РК по защите конкуренции отфутболили нас в областное подразделение Агентства по регулированию естественных монополий. В последнем ведомстве заявили, что данный вопрос вообще не в их компетенции.
Интересная получается картина. Такое впечатление, что дальнейшее развитие этой проблемы никого не волнует, кроме, конечно, потребителей. Хотя, как известно, рост цен на нефтепродукты неминуемо влечет за собой рост стоимости всех товаров, в том числе первой необходимости. Но больше всего уральцы недоумевают по поводу того, что, имея под боком крупное нефтегазоконденсатное месторождение, мы вынуждены покупать нефтепродукты чуть ли не по мировым ценам. Действительно, еще немного, и Казахстан догонит и перегонит, к примеру, США, где сегодня литр бензина в пересчете на наши деньги стоит около 130 тенге.
Вот как описывает ситуацию на казахстанском рынке нефтепродуктов руководитель отдела промышленности журнала «Эксперт Казахстан» Сергей Смирнов. Он считает, что разрешить топливную проблему необходимо путем инвестирования в формирование современных технологий производства высококачественных нефтепродуктов. Из-за технической отсталости и сильной изношенности фондов основную долю в продукции отечественных НПЗ составляют продукты с низкой глубиной переработки. Например, если на казахстанских заводах из тонны сырой нефти получают 140 литров бензина, то в США - втрое больше. При этом качество производимого в нашей стране топлива соответствует лишь стандарту Евро-2, тогда как в Европейском Союзе этот стандарт был введен еще в 1993 году, а сейчас там действует стандарт Евро-4. А потому в Казахстане дефицит топлива с высоким октановым числом компенсируется его закупками за рубежом, преимущественно в России.
Среди причин отставания уровня отечественных нефтепродуктов от зарубежных стандартов, помимо низкой технической оснащенности предприятий нефтеперерабатывающей промышленности, эксперты также называют отсутствие экономических стимулов для повышения качества топлива, которые бы сделали привлекательным нефтеперерабатывающий сектор для инвестиций, и слабую государственную помощь для развития нефтеперерабатывающего сектора.
Между тем при существующем ежегодном росте потребления нефтепродуктов в Казахстане перерабатывающих мощностей хватит лишь до 2015 года. Возникает вопрос, почему не направить часть средств Нацфонда, куда аккумулируются поступления от продажи нефти за рубеж, в развитие нефте- и газоперерабатывающего сектора?
Нас заверяют, что большой инфляции не будет. Но она растет, а дефицит ГСМ ее только подстегнет.

Ербол ИСМАГУЛОВ

Design by Kumargazhin Almat