Nomer 27 (273) 3 июля 2008 года

  ПО ИНСТРУКЦИИ ИЛИ ВОПРЕКИ?

На одном из совещаний президент Казахстана предложил госслужащим пересесть на автомашины отечественного производства. Речь шла о «Нивах» и «Шкодах» Усть-Каменогорской сборки. Однако эта инициатива Нурсултана Назарбаева так и не нашла своего логического продолжения.
Попытки отучить чиновничий люд от дорогих машин предпринимались не только в нашей стране. Соседняя Россия, помнится, также безуспешно пыталась призвать чиновников к скромности, а вице-премьер Борис Немцов даже назвал точную дату смены шикарных иномарок на малопрестижную ныне «Волгу». Но дело до конца он так и не довел.
Мы решили выяснить, на чем же сегодня ездят западно-казахстанские чиновники, какие марки машин они предпочитают, и во сколько это обходится налогоплательщикам?
Процесс пересаживания чиновников на иномарки в Западно-Казахстанской области начался при Крымбеке Кушербаеве. Тогда в автопарке областного акимата появился первый джип «Лексус». До этого чиновничий люд в основном благополучно обходился служебными «Волгами». Попытки журналистов узнать, на какие деньги куплен красавец джип, резко пресекались. Оставалось только довольствоваться слухами, а они свидетельствовали о том, что акиму «Лексус»… подарили. Конечно, это лишь подогрело интерес к акиматовскому автопарку. На официальный запрос тогда ответили, что аппарат акима располагает шестью «Волгами», двумя «Нивами», шестью «Жигулями». А вот «Лексус» нигде официально не фигурировал. Журналистам так и сказали: «Что вы? Первый раз слышим!».
Потом г-н Кушербаев стал попеременно ездить уже на двух джипах - черного и серебристого цвета. Ну, а поскольку «дорогой» пример заразителен, следом VIP-автомобилями стали обзаводиться и в других властных структурах. Вскоре джип появился у руководителя налоговой службы, потом на ниссаны, мерседесы и джипы пересели и руководители других госструктур.
По последним данным, прошлой осенью новеньким джипом «Мицубиси» по цене 36 тысяч долларов для неотложных служебных нужд, обзавелся начальник Уральского ЦОНа, а его заместитель - новеньким «Ниссаном» стоимостью 26 тысяч долларов.
А вот следующий аким области Нургали Ашимов ездил только на одном джипе. Нынешний глава области Бактыкожа Измухамбетов больше предпочитает «простой» «Мерседес-Бенц» представительского класса. Стоимость такого авто, если верить интернет-магазинам, колеблется от 117 до 200 тысяч евро.
Как сообщил заместитель руководителя аппарата акима ЗКО Калиулла Карагойшин, Бактыкожа Салахатдинович другим автотранспортом пока не пользуется, а его заместители ездят на «Тойотах». Остальные машины - дежурные.
А куда «Лексус» делся, спросите? В акимате сообщили, что этот джип, ставший легендарным, акимат в то время… арендовал.
Пожалуй, самым демократичным в автомобильных пристрастиях среди отцов Уральска был экс-аким Вениамин Мукатаев. Старенькую «Вольво» он взял с собой из управления «Водоканал», которым прежде руководил. Потом была «Волга», а первая «Тойота Камри» появилась у Вениамина Кадыровича, когда начался всеобщий государственный закуп VIP-автомобилей.
У следующего акима города Сагынбека Муташева было две машины - черная «Тойота Камри», которая после того, как стукнулась с «жигуленком» ветерана войны, куда-то исчезла. А акиму купили серебристую «Тойоту Камри» последней модели. На ней сейчас и ездит нынешний аким Уральска Самиголла Уразов. Ее стоимость колеблется от 32 до 40 тысяч долларов.
Найти какую-либо инструкцию, которая бы сдерживала аппетиты чиновников при покупке дорогих автомобилей на деньги налогоплательщиков, не удалось. Как правило, эти расходы при распределении бюджета вбивают в графу «Содержание и развитие аппаратов акимата области и города».
К особенностям чиновничьей езды на служебных заморских авто, пожалуй, можно отнести и конспирацию. Например, три-четыре автомашины могут иметь один и тот же госномер.

Алла ЗЛОБИНА

 

 

Design by Kumargazhin Almat