Мурат
АХМАНОВ:
"ВСЕ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ..." |
     Несмотря
на то, что Западно-Казахстанский областной казахский
драматический театр поднял свой первый занавес 16 декабря
1993 года, торжества по случаю его десятилетия в силу
разных причин состоялись совсем недавно. А накануне
юбилейного вечера мы встретились с главным режиссером
театра заслуженным артистом РК Муратом Ахмановым. |
|
     Наша
справка
     Мурат
Ноянбаевич Ахманов родился в 1959 году в Алма-Атинской
области. В 1976 году окончил хореографическое училище
в Алма-Ате, в 1984 - актерское, а в 1997 -режиссерское
отделение Алма-Атинского театрально-художественного
института. Работал в Талдыкорганском казахском драматическом
театре, с 1993 года - в Уральске. Стоял у истоков Западно-Казахстанского
областного драматического театра. |
     -
Мурат Ноянбаевич, оглядываясь назад, что вы вспоминаете в
первую очередь?
     -
Первые нелегкие годы. Театр создавался не в лучшее для страны
время - распад Союза, утрата связей между республиками, на
бытовом уровне - частое отсутствие света, газа, пустые полки
магазинов... Но трудности не пугали нас. Мы чувствовали себя
основоположниками нового театра, и сердца наши горели. Собралось
нас 15 профессиональных актеров из разных городов Казахстана,
человек 10 талантливых местных ребят, два режиссера. Базировались
в ДК ремзавода. Спектакли готовили параллельно с ремонтом
здания, репетиции часто шли на фоне сварки, бывало, и в холоде.
Но актеров всегда греет творчество. Потом, мы понимали, какая
ответственность лежит на нас, как на первооткрывателях...
Последние приготовления закончились буквально за полчаса до
премьеры. И 16 декабря 1993 театр открылся трагедией М. Ауэзова
«Карагоз». Для нас этот момент исторический и запомнится навсегда.
А в 1994 году мы остались без режиссера, нависла угроза закрытия.
Пришлось актерам самим взяться за постановки и спасать свой
театр. Спасли, как видите.
     -
Остался кто-то из первоначальной труппы?
     -
Человек пять-шесть, остальные раъехались... Сегодня в труппе
40 актеров. Есть среди них такие маститые, как заслуженный
артист РК Сердеш Кажымуратов, мастера сцены Темирбулат Есенгалиев,
Карлыгаш Аскарова, Казима Нугманова, наш самородок Ербол Есендосов
- у него сельскохозяйственное образование, но талант необыкновенный.
Приехали после окончания театрального института семь молодых
актеров из Алматы, пополнили актерский состав и мои студенты.
Профессиональный уровень театра год от года растет. Мы успешно
участвуем в республиканских фестивалях - в 1998 году завоевали
гран-при в Таразе, осенью прошлого года - первое место на
фестивале в Уральске, посвященном 200-летию Махамбета Утемисова.
Несмотря на молодость, нас достаточно хорошо знают в республике,
и отзывы критиков - не только в областной, но и в республиканской
печати - самые положительные.
     -
Вы все десять лет в этом театре?
     -
Нет, уходил на два года художественным руководителем в Джезказганский
театр. Потом вернулся. С 2001 года работаю главным режиссером,
хотя очень люблю актерскую профессию. С удовольствием вспоминаю
свои любимые роли - Шокана Валиханова, Бауржана Момыш-улы,
Иосифа Сталина, шекспировского Петруччио...
     -
А почему сейчас вы не играете?
     -
Мне 40 актеров надо обеспечить ролями. Если еще и сам начну
играть, страшно даже представить, что будет. Творческая драка!..
     -
Во время Уральского фестиваля некоторые члены жюри сетовали
на то, что зритель у нас еще недостаточно воспитан, не всегда
верно воспринимает происходящее на сцене. Вы согласны с этим
мнением?
     -
Я около тридцати лет в театре и очень хорошо понимаю, что
без зрителя наша работа не имеет смысла. Для нас очень важно
взаимопонимание с залом, по дыханию которого актеры всегда
чувствуют, хорошо они играют или не очень. И неважно, впервые
человек пришел в театр или нет, настоящее от поддельного он
отличить сумеет. И хороший актер никогда не считает зрителя
ниже себя по уровню.
     -
Вы часто выезжаете в аулы. Отличается ли сельский зритель
от городского?
     -
Сейчас в аулах люди редко собираются вместе, в основном каждый
сам по себе. Поэтому каждый наш приезд они воспринимают как
праздник. Для них это не только встреча с искусством, но и
возможность пообщаться друг с другом. Нас очень тепло встречают,
говорят, если раньше заставляли ходить на спектакли, то сейчас
ждем театр с нетерпением. В районы мы не вывозим большие постановки,
так как клубы только начинают восстанавливаться, и мест для
декораций нет. Показываем комедии, мелодрамы - это с удовольствием
смотрят и хорошо воспринимают. Вообще сельский зритель - очень
благодарный зритель. Мы, понимая трудности жизни на селе,
иногда пропускаем стариков и детей бесплатно.
     -
В ущерб себе?
     -
Но не в ущерб искусству. Государство финансирует театр, но
мы стараемся не быть нахлебниками, премиальные зарабатываем
сами. Выпускаем сувениры, шьем костюмы и занавесы для сельских
клубов. Поскольку мы расположены в центре города, у нас есть
возможность заработать на аренде помещения.
     -
Вот только зал у вас очень уж маленький, не всегда вмещает
всех желающих...
     -
Театральный зал - не концертный, он и не должен быть большим.
Только камерный зал может создать атмосферу театра, особый
уют, комфортность для зрителей. Поэтому 260 - 280 мест - это
как раз оптимальный вариант.
     -
Зрителям в театре комфортно, а артистам? Здоровая у вас творческая
атмосфера или есть завистники, интриганы?
     -
В театральной семье, как и в любой другой, всякое случается.
Но мы сор из избы не выносим, разбираемся в коллективе. А
творческая зависть и конкуренция обязательно должны быть.
Актеру нельзя самоуспокаиваться и останавливаться на достигнутом.
Хочешь, чтобы тебя ценили коллеги, любили зрители, - расти.
     -
У вас часто бывают творческие разногласия?
     -
С прошлого года в театре действует худсовет, и теперь мы все
обсуждаем сообща. Как художественный руководитель я стараюсь
направлять обсуждение в нужное русло, так что наши творческие
споры в балаган не перерастают. Стараемся не пропускать сомнительные,
безнравственные вещи...
     -
Как вы относитесь к театральным экспериментам?
     -
Во всем должно быть чувство меры. Если, например, режиссер
упивается лишь собой, забывая о зрителе, то такой эксперимент
вряд ли нужен. К тому же надо учитывать, что у нас государственный
театр. Частный - другое дело, экспериментируй сколько хочешь.
В крупных городах появляется все больше маленьких, «подвальных»
театров, которые несут что-то новое. В Уральске пока этого
нет, хотя, наверное, не помешало бы. «Тамаша» многим поднадоела.
Но кто будет сейчас вкладывать деньги неизвестно во что? Меценатов
сегодня нет...
     -
Какому драматургу вы отдаете предпочтение?
     -
В нашем репертуаре три пьесы Иран-Гайыпа. Это активно пишущий
автор. Хотя, надо сказать, казахская драматургия сейчас переживает
не лучшие времена. Практически нет произведений на современные
темы. Это, кстати, проблема и русского театра тоже.
     -
Есть ли в юбилейном сезоне спектакль, который можно назвать
жемчужиной репертуара?
     -
Без преувеличения можно назвать таким спектаклем «Махамбет».
Проект, в котором воедино сплелись все части: драматургическая,
художественная, музыкальная... Мы играли жизнь нашего Махамбета,
наверное, поэтому спектакль получился ярким, запоминающимся,
достойным первого места на республиканском фестивале. А всего
за 10 лет мы подготовили 50 спектаклей - по пять в год. Это
немало. Стараемся брать все лучшее, что есть сегодня в других
театрах. Я побывал по приглашению в Москве на Чеховском фестивале,
познакомился с разными школами - китайской, корейской, французской,
грузинской. Увидел много интересного, что можно пробовать
у себя. У нас ведь есть и поющие, и танцующие актеры. Можно
ставить и мюзиклы, и оперетты. Мы давно просим сделать наш
театр музыкально-драматическим, и министерство культуры вроде
бы эту идею поддерживает. Но вопросы финансирования решаются
на местном уровне. Мы с благодарностью вспоминаем и Кабибулу
Джакупова, который много сделал для того, чтобы театр открылся,
и Крымбека Кушербаева, благодаря которому наш город превратился
в центр культуры. При его поддержке завершилось строительство
нового прекрасного здания казахского театра, отреставрированы
русский драматический театр и зал областной филармонии, известный
сегодня далеко за пределами республики. Надеемся, что и нынешний
аким ЗКО Нургали Ашимов будет уделять не меньшее внимание
развитию культуры.
|