Прогноз погоды

 
   
ГОСТИНАЯ "Н"
   
Мурат АХМАНОВ:
"ВСЕ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ..."
      Несмотря на то, что Западно-Казахстанский областной казахский драматический театр поднял свой первый занавес 16 декабря 1993 года, торжества по случаю его десятилетия в силу разных причин состоялись совсем недавно. А накануне юбилейного вечера мы встретились с главным режиссером театра заслуженным артистом РК Муратом Ахмановым.
      Наша справка
      Мурат Ноянбаевич Ахманов родился в 1959 году в Алма-Атинской области. В 1976 году окончил хореографическое училище в Алма-Ате, в 1984 - актерское, а в 1997 -режиссерское отделение Алма-Атинского театрально-художественного института. Работал в Талдыкорганском казахском драматическом театре, с 1993 года - в Уральске. Стоял у истоков Западно-Казахстанского областного драматического театра.

      - Мурат Ноянбаевич, оглядываясь назад, что вы вспоминаете в первую очередь?
      - Первые нелегкие годы. Театр создавался не в лучшее для страны время - распад Союза, утрата связей между республиками, на бытовом уровне - частое отсутствие света, газа, пустые полки магазинов... Но трудности не пугали нас. Мы чувствовали себя основоположниками нового театра, и сердца наши горели. Собралось нас 15 профессиональных актеров из разных городов Казахстана, человек 10 талантливых местных ребят, два режиссера. Базировались в ДК ремзавода. Спектакли готовили параллельно с ремонтом здания, репетиции часто шли на фоне сварки, бывало, и в холоде. Но актеров всегда греет творчество. Потом, мы понимали, какая ответственность лежит на нас, как на первооткрывателях... Последние приготовления закончились буквально за полчаса до премьеры. И 16 декабря 1993 театр открылся трагедией М. Ауэзова «Карагоз». Для нас этот момент исторический и запомнится навсегда. А в 1994 году мы остались без режиссера, нависла угроза закрытия. Пришлось актерам самим взяться за постановки и спасать свой театр. Спасли, как видите.
      - Остался кто-то из первоначальной труппы?
      - Человек пять-шесть, остальные раъехались... Сегодня в труппе 40 актеров. Есть среди них такие маститые, как заслуженный артист РК Сердеш Кажымуратов, мастера сцены Темирбулат Есенгалиев, Карлыгаш Аскарова, Казима Нугманова, наш самородок Ербол Есендосов - у него сельскохозяйственное образование, но талант необыкновенный. Приехали после окончания театрального института семь молодых актеров из Алматы, пополнили актерский состав и мои студенты. Профессиональный уровень театра год от года растет. Мы успешно участвуем в республиканских фестивалях - в 1998 году завоевали гран-при в Таразе, осенью прошлого года - первое место на фестивале в Уральске, посвященном 200-летию Махамбета Утемисова. Несмотря на молодость, нас достаточно хорошо знают в республике, и отзывы критиков - не только в областной, но и в республиканской печати - самые положительные.
      - Вы все десять лет в этом театре?
      - Нет, уходил на два года художественным руководителем в Джезказганский театр. Потом вернулся. С 2001 года работаю главным режиссером, хотя очень люблю актерскую профессию. С удовольствием вспоминаю свои любимые роли - Шокана Валиханова, Бауржана Момыш-улы, Иосифа Сталина, шекспировского Петруччио...
      - А почему сейчас вы не играете?
      - Мне 40 актеров надо обеспечить ролями. Если еще и сам начну играть, страшно даже представить, что будет. Творческая драка!..
      - Во время Уральского фестиваля некоторые члены жюри сетовали на то, что зритель у нас еще недостаточно воспитан, не всегда верно воспринимает происходящее на сцене. Вы согласны с этим мнением?
      - Я около тридцати лет в театре и очень хорошо понимаю, что без зрителя наша работа не имеет смысла. Для нас очень важно взаимопонимание с залом, по дыханию которого актеры всегда чувствуют, хорошо они играют или не очень. И неважно, впервые человек пришел в театр или нет, настоящее от поддельного он отличить сумеет. И хороший актер никогда не считает зрителя ниже себя по уровню.
      - Вы часто выезжаете в аулы. Отличается ли сельский зритель от городского?
      - Сейчас в аулах люди редко собираются вместе, в основном каждый сам по себе. Поэтому каждый наш приезд они воспринимают как праздник. Для них это не только встреча с искусством, но и возможность пообщаться друг с другом. Нас очень тепло встречают, говорят, если раньше заставляли ходить на спектакли, то сейчас ждем театр с нетерпением. В районы мы не вывозим большие постановки, так как клубы только начинают восстанавливаться, и мест для декораций нет. Показываем комедии, мелодрамы - это с удовольствием смотрят и хорошо воспринимают. Вообще сельский зритель - очень благодарный зритель. Мы, понимая трудности жизни на селе, иногда пропускаем стариков и детей бесплатно.
      - В ущерб себе?
      - Но не в ущерб искусству. Государство финансирует театр, но мы стараемся не быть нахлебниками, премиальные зарабатываем сами. Выпускаем сувениры, шьем костюмы и занавесы для сельских клубов. Поскольку мы расположены в центре города, у нас есть возможность заработать на аренде помещения.
      - Вот только зал у вас очень уж маленький, не всегда вмещает всех желающих...
      - Театральный зал - не концертный, он и не должен быть большим. Только камерный зал может создать атмосферу театра, особый уют, комфортность для зрителей. Поэтому 260 - 280 мест - это как раз оптимальный вариант.
      - Зрителям в театре комфортно, а артистам? Здоровая у вас творческая атмосфера или есть завистники, интриганы?
      - В театральной семье, как и в любой другой, всякое случается. Но мы сор из избы не выносим, разбираемся в коллективе. А творческая зависть и конкуренция обязательно должны быть. Актеру нельзя самоуспокаиваться и останавливаться на достигнутом. Хочешь, чтобы тебя ценили коллеги, любили зрители, - расти.
      - У вас часто бывают творческие разногласия?
      - С прошлого года в театре действует худсовет, и теперь мы все обсуждаем сообща. Как художественный руководитель я стараюсь направлять обсуждение в нужное русло, так что наши творческие споры в балаган не перерастают. Стараемся не пропускать сомнительные, безнравственные вещи...
      - Как вы относитесь к театральным экспериментам?
      - Во всем должно быть чувство меры. Если, например, режиссер упивается лишь собой, забывая о зрителе, то такой эксперимент вряд ли нужен. К тому же надо учитывать, что у нас государственный театр. Частный - другое дело, экспериментируй сколько хочешь. В крупных городах появляется все больше маленьких, «подвальных» театров, которые несут что-то новое. В Уральске пока этого нет, хотя, наверное, не помешало бы. «Тамаша» многим поднадоела. Но кто будет сейчас вкладывать деньги неизвестно во что? Меценатов сегодня нет...
      - Какому драматургу вы отдаете предпочтение?
      - В нашем репертуаре три пьесы Иран-Гайыпа. Это активно пишущий автор. Хотя, надо сказать, казахская драматургия сейчас переживает не лучшие времена. Практически нет произведений на современные темы. Это, кстати, проблема и русского театра тоже.
      - Есть ли в юбилейном сезоне спектакль, который можно назвать жемчужиной репертуара?
      - Без преувеличения можно назвать таким спектаклем «Махамбет». Проект, в котором воедино сплелись все части: драматургическая, художественная, музыкальная... Мы играли жизнь нашего Махамбета, наверное, поэтому спектакль получился ярким, запоминающимся, достойным первого места на республиканском фестивале. А всего за 10 лет мы подготовили 50 спектаклей - по пять в год. Это немало. Стараемся брать все лучшее, что есть сегодня в других театрах. Я побывал по приглашению в Москве на Чеховском фестивале, познакомился с разными школами - китайской, корейской, французской, грузинской. Увидел много интересного, что можно пробовать у себя. У нас ведь есть и поющие, и танцующие актеры. Можно ставить и мюзиклы, и оперетты. Мы давно просим сделать наш театр музыкально-драматическим, и министерство культуры вроде бы эту идею поддерживает. Но вопросы финансирования решаются на местном уровне. Мы с благодарностью вспоминаем и Кабибулу Джакупова, который много сделал для того, чтобы театр открылся, и Крымбека Кушербаева, благодаря которому наш город превратился в центр культуры. При его поддержке завершилось строительство нового прекрасного здания казахского театра, отреставрированы русский драматический театр и зал областной филармонии, известный сегодня далеко за пределами республики. Надеемся, что и нынешний аким ЗКО Нургали Ашимов будет уделять не меньшее внимание развитию культуры.

Беседовала Ольга ОЛЮНИНА
Design by Kumargazhin Almat