Например, вместе со старшими офицерами он ознакомился с
казахским землепашеством и бытом в долине Ак-герик и в местности
Талыбугит. Некоторые сведения, главным образом географического
характера, поэт черпал из бесед с опытными проводниками-казахами,
чаще всего - с очень уважаемым аксакалом Агау, который прекрасно
знал топографию степи и много раз бывал на Аральском море.
На ночном привале в «жуламайке» Макшеева, где жил Шевченко,
часто велись долгие интересные разговоры. В роли толмача
был Алмакуров, т. к. Агау не говорил по-русски.
  
Большую
роль в усвоении Шевченко специфических особенностей этого
края сыграл казах Сарымбек, который был для всей команды
толмачом и «дипломатом» в деловых сношениях с местными жителями.
Именно через Сарымбека украинский поэт узнал многое о казахском
языке, фольклоре, быте, что отразилось в его творчестве,
особенно в живописи.
  
Если
Аральское море с его берегами и островами, а также устья
и нижнее течение рек Амударьи и Сырдарьи впервые были занесены
на карту А. И. Бутаковым, то Шевченко был тем, кто показал
миру суровый Арал во всей первозданной красоте, отображая
его в своем творчестве - живописи и бессмертной поэзии.
Чтобы реальнее представить масштабы и значение этих трудов,
необходимо напомнить о самом море. В те времена по своим
размерам оно занимало третье место в мире, уступая лишь
Каспийскому морю и Верхнему озеру в Северной Америке. Объем
Арала был в четыре раза больше Ладожского озера и в 110
раз – Женевского. Его площадь достигала 66000 квадратных
километров, длина - 440 километров, ширина – 285 километров,
наибольшая глубина – 68 метров. По всему периметру Арала
имелось немало островов.
  
Первый
письменный источник об Арале датируется началом Х столетия
и принадлежит арабскому путешественнику Ибн-Рустаму. Русским
Арал стал известен в ХVІІ веке под названием «Синее море».
  
За
два лета Шевченко не раз проплывал Арал вдоль и поперек
и увековечил в своих рисунках его основные острова, первым
из которых он зарисовал Кок-Арал. Акварель «Кук-Арал» выгодно
отличается от многих других работ своей совершенной композицией.
Дальше следуют Изеньды-Арал, Мыс Куланды.
  
Шевченко
побывал и на знаменитом острове Барса кельмес («Поедешь
– не вернешься»). А было это так. 8 августа 1848 года для
обследования и топографических работ Бутаков высадил на
этом острове Макшеева, прапорщика Акишева, Шевченко и восемь
матросов со шхуны «Константин». Оставив им тент для шатра,
оружие и продовольствие на неделю, он отправился назад -
к полуострову Куланды, находившемуся в 30 милях.
  
На
острове Барса кельмес Шевченко сделал два рисунка: один
карандашом на бумаге, а второй – акварельными красками.
Он очень хорошо запомнил это выразительное название острова,
звучавшее пророчески. Ведь случилось так, что и ему тоже
угрожала такая опасность – остаться там навсегда... Вскоре
поднялся сильный порывистый ветер, море превратилось в настоящее
пекло. Шторм сорвал палатку, сбивал людей с ног. Палатку
перенесли в спокойное, казалось бы, место, но здесь ее так
рвало, что: «Шхуна, наверное, погибла в бурю, и нам придется,
братцы, помереть голодной смертью…», - вздыхали матросы.
  
И
в самом деле, положение было отчаянное: кончались продукты,
люди, чувствуя беду, сникли. Во что бы то ни стало Макшеев
решился добраться на лодке к Кос-Аралу, чтобы известить
о постигшей их участи: «Если придется погибнуть, то лучше
погибнуть в глубине моря, чем умереть на пустынном острове
медленной голодной смертью». Приняв такое решение, двадцатишестилетний
офицер Макшеев возвратился в лагерь. Но, к счастью своему,
в море он увидел шхуну «Константин».
  
Бутаков
встретил Макшеева словами: «Я вытерпел около Куланды сильнейший
шторм и крепко боялся, но больше за вас, чем за себя. Если
бы шхуну разбило, я собрал бы из обломков плот и достиг
бы Сыр-Дарьи, а вы все умерли бы с голоду».
Бисен
ЖУМАГАЛИЕВ
(продолжение следует)
На рисунке:
Палатка экспедиции на острове «Барса-кельмес»