Nomer 36 (282) 4 сентября 2008 года

  ЛИЦО ГОРОДА

После публикации в «Надежде» 7 августа материала «Подумаешь!», где речь шла об одной из вывесок Уральска, впервые был получен ответ из департамента внутренней политики. В нем говорится, что городской отдел архитектуры и градостроительства разрешения на данную рекламу не выдавал. Ага, подумали мы, вот ларчик и открылся.
А как вообще положено? Какие существуют требования к наружной рекламе - размерам, цвету, языку и другим стандартам? Проводятся ли у нас проверки, если да, то кого, за что и как наказывают? Сколько разрешений выдано за этот год? Есть ли в Уральске социальная реклама и т. д. С этими вопросами я отправилась в городской департамент архитектуры и градостроительства.

Но - безуспешно, поскольку с марта этого года государственное регулирование вопросов рекламы, как оказалось, было передано в ведение управления архитектуры и градостроительства ЗКО. Однако там тоже никто не смог ответить, когда именно рекламные дела обретут своего хозяина, потому что постановление об их передаче до сих пор находится в гормаслихате в стадии подготовки. Кто же занимался рекламой последние полгода? Как пояснили в департаменте внутренней политики, эти обязанности временно исполнял отдел внутренней политики города. Но, судя по качеству билбордов и всевозможных вывесок, чисто символически. И в данное время рекламное и информационное оформление в Уральске, можно сказать, пущено на самотек. «Приходите попозже», - обнадежили в управлении архитектуры и градостроительства.
Побродив по высшим коридорам в буквальном смысле и отчаявшись прояснить для себя ситуацию с городскими вывесками в исполнительных органах, я отыскала в дебрях сети интернета закон о рекламе Республики Казахстан и проштудировала его. Обнаружилось очень много интересного.
Прежде всего, что такое реклама вообще и в частности социальная.
Реклама — это информация, распространяемая и размещаемая в любой(!) форме, с помощью любых(!) средств, предназначенная для неопределенного круга лиц и призванная формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам и способствовать их реализации.
Отсюда следует, что объектами наружной рекламы и информации являются любые стенды, щиты, билборды, плакаты, экраны, указатели, транспаранты, перетяжки, флаги и иные объекты, стационарные и временные, световые, газосветные, размещенные вдоль дорог, улиц, площадей и набережных города, в садах, парках и скверах, на павильонах городского транспорта, торговых точках, стенах, крышах, витринах и окнах зданий и сооружений, мостах, путепроводах, в подземных переходах, несущие информацию коммерческого и некоммерческого характера. Короче говоря, все, что видит наш глаз вокруг себя и без чего мы себя уже не мыслим и просто блуждали бы «в потемках». В том числе и на телевизионных экранах.
Что же касается вывесок, кои и натолкнули на этот разговор как повсеместно бросающиеся в глаза, то они относятся к информационному оформлению организаций и индивидуальных предпринимателей, а вовсе не к наружной рекламе. Предназначены они для информации о профиле предприятия, его фирменном наименовании и могут быть выполнены в виде одного настенного панно либо состоять из отдельных элементов. Размещается на фасаде здания в районе входных дверей в помещение, занимаемое владельцем вывески, или в пределах 10 метров от входа либо над окнами помещения, занимаемого владельцем вывески. Далее в законе подробно оговорены все условия о порядке размещения, оплаты, разрешения, а также о мерах пресечения ненадлежащей рекламной продукции.
Интересно, что запрещенная законом реклама этилового спирта и алкогольной продукции в Уральске очень даже процветает в завуалированном виде. Какой, извините, чудак поверит в то, что «Славянка», «Хуторянка» или «Русский калибр» - это всего лишь натуральная питьевая вода? Весьма странная интерпретация закона, не правда ли?
Тем не менее, согласно закону Республики Казахстан, рекламодатель должен нести ответственность за его нарушение в отношении содержания, языка, места и способа размещения. Однако что-то не заметно, что в Уральске ведется какая-либо работа по выявлению и устранению этих самых нарушений.
Так, например, на перекрестке пр. Достык и ул. Сарайшык (Нариманова) есть билборд с таким слоганом: «Знаки существуют для того, чтобы не было препинаний» (на снимке). Похвально, что рекламодатель знает правила грамматики, вернее, хочет показать, что знает, ибо на самом деле он их знает не очень хорошо. Иначе с каких пор у него отрицательная частица «не» пишется слитно с глаголом? На щите, находящемся наискосок, того же перекрестка, стоит ненужная запятая («Нам есть чем гордиться»). По-моему, тут надо не гордиться, а скорее устыдиться. А уж об ошибках и нелепицах во всевозможных вывесках «Надежда» пишет постоянно.
Интересно, что в ходе недавней проверки правил применения наружной рекламы в Алматы было выявлено 49 фактов их нарушения. В том числе затронут вопрос об отсутствии там социальной рекламы. И это в мегаполисе, бывшей столице страны! Руководитель одного из рекламных агентств Казахстана Александр Ергазин признался, что ему «не нравится все то, что висит на улице». Причем, по его мнению, вряд ли причина заключается в отсутствии денег. Скорее, в отсутствии идей. Особенно когда дело касается ЗОЖ, инвалидов, детей-сирот… Словом, незащищенных слоев населения.
Зато в Уральске с некоторых пор можно увидеть массу примеров социальной рекламы, например, «За чистый город», «Чистота и здоровье природы - в ваших руках», «Мой любимый город», «Украсим жизнь песней» и много-много других. Очень понравился билборд ПФ «УларУмiт» - «Для тех, кто ценит свой труд», где изображены две руки, взрослая и детская. Серьезную смысловую нагрузку несет также билборд: «Верить. Трудиться. Побеждать». А вот другой, с надписью «Родители, от дыма ваших сигарет страдают ваши дети», не очень впечатляет: то ли ребенок мало похож на страдальца, то ли текст банален. Есть и просто веселые типа «Хочешь тачку – неси заначку!» Многие тексты написаны на двух языках, однако в текстах на казахском языке, по словам специалистов, также немало ошибок.
Если разобраться, то это, в сущности, не реклама, а социальная информация. Как и многочисленные билборды, с которых на нас смотрят лица великих поэтов, музыкантов, писателей, а также фотоснимки природы Приуралья. Это прекрасно и, конечно, тоже нужно для повышения культуры в массах. Но порой доходит до абсурда - можно увидеть надпись на билборде сугубо личного характера. Некто, исполненный тщеславия и, видимо, больших денег, не поскупился, чтобы весь Уральск непременно стал свидетелем и участником такого личного праздника, как день рождения его малолетней дочурки. На мой взгляд, это по меньшей мере нескромно. А многие надписи и намеки на щитах в нашем городе вообще малопонятны для восприятия. «Летайте – и все будет». Каково?
Между тем во многих развитых странах мира социальная реклама давно уже стала языком, на котором государство общается со своими гражданами, пытаясь внедрять в их сознание «правильные» установки. Вот яркий пример. Подвыпивший мужчина садится за руль своей машины и вдруг замечает, что на лобовое стекло начинают сыпаться комья земли. Открыв дверцу, он с ужасом понимает, что его хоронят вместе с машиной. Такая реклама, призывающая не садиться пьяным за руль, обретает ощутимо острое значение.
Где в Уральске увидишь что-либо подобное?
Социологи считают, что настоящая социальная реклама должна быть яркой, а не содержать прописных истин. Для многих само определение рекламы стало синонимом «ругательного» слова. Благодаря бездарному до нелепости содержанию и навязчивым повторам она превратилась в мощный раздражитель. А нужны как раз-таки необычные, бьющие по нервам слоганы, чтобы протаранить стену равнодушия и инертности, бить прямо в подсознание. Иначе реклама не сработает. Учить народ «вести себя правильно», при этом всей душой переживая за проблему и в то же время ненавязчиво не так-то просто.
А ведь тем для социальной рекламы великое множество: алкоголизм подростков, потребность в донорской крови, дефицит милосердия, сиротство, аварийность на дорогах, помощь инвалидам, больным СПИДом, диабетом, проституция… Этот список можно продолжать и продолжать. Но как ни печально, именно этот мощный инструмент формирования общественного мнения составляет меньше 5% от общего объема рекламы. То ли люди у нас не хотят придумывать, к примеру, новый способ отгородить подростков от наркотиков и сигарет, то ли само государство не заинтересовано в том, чтобы социальная реклама у нас была.
Причина проста - она невыгодна рекламодателю, то есть очень дорого стоит и не приносит сиюминутного дохода. Коммерческая реклама всегда сильнее социальной. Спросите любого горожанина, какая реклама самая навязчивая и распространенная, и он, не колеблясь, ответит – банковская. Такова наша действительность. Правда, утешает, что городской бюджет выделил дополнительно для изготовления баннеров на социальные темы около 4 млн тенге.

Вера ПЛЕТНЕВА

 
 
Design by Kumargazhin Almat