Nomer 1 (143) 5 января 2006 года

   РАВНОДУШИЕ

На днях я связалась с участником Великой Отечественной войны, кавалером французского Военного креста Николаем Федоровичем Ветровым, чтобы узнать, как продвигается его история с получением ордена Почетного легиона. Но на мой звонок 87-летний ветеран ответил: «Да не до награды мне сейчас!» - и вначале поделился своей радостью, а затем рассказал грустную историю о равнодушии, которое, к сожалению, уже стало нормой жизни.
Вот меню, которое ветеран Николай Ветров записал в свой дневник в пансионате «Ардагер», путевка в который обошлась государству в 28000 тенге.
Утро: каша манная и каша пшенная, масло сливочное, чай с лимоном не толще листка тетрадной бумаги.
Обед: суп из крупы, две котлетки диаметром 3 см, 100 граммов мяса, хлеб и кисель.
Полдник: чай с молоком и булочкой.
Ужин: две каши (массы много, но калорий нет) и стакан молока.
И еще две строки из дневника Николая Федоровича Ветрова:
«Я думал, что в меню будет много яблок и винограда, ведь осень же. Но нам не дали ни одного яблочка, ни одной виноградинки».
Сначала о радости. В школе № 24, которая находится в четвертом микрорайоне Уральска, где и проживает наш отважный ветеран из авиаполка «Нормандия-Неман», открыли мини-музей Славы и почета. Школьники загорелись идеей и стали собирать экспонаты, рассказывающие о Великой Отечественной войне. Помогать охотно согласился и Николай Федорович. Сотрудники «Надежды» поддержали своего уважаемого читателя и обзвонили мастерские города по поводу изготовления пяти алюминиевых витрин с красивой подсветкой и стеклянными полками для размещения экспонатов. Но вот вопрос с их оплатой никто решить не мог – не хватало средств.
В поисках необходимых денег деятельный Николай Федорович решил принять удар на себя. Недолго думая, он смело направился по различным инстанциям, теребя чиновников и привлекая спонсоров. Подключил настырный пенсионер и городской совет ветеранов. И наконец добился своего. Начальник городского отдела образования и спорта Дайыр Сапаров с третьего раза все-таки пообещал активному ветерану выделить школе в первом квартале 2006 года необходимые 200 тысяч тенге.
К тому же в целях ускорения продвижения «проекта» Николай Федорович небезрезультатно побывал на приеме у замакима области Абая Имангалиева и в кабинетах начальства завода «Металлист». Было решено, что витрина будет готова к 28 декабря текущего года. И это обещание было выполнено.
- Вот ребята теперь обрадуются! – говорит наш ветеран.
А теперь о грустном. Вернее, о черствости.
- Стоял теплый осенний денек, - рассказывает Николай Федорович. - Я торопился закончить работу на даче, чтобы успеть в городской отдел соцобеспечения до завершения рабочего дня. Нужно было узнать о путевке в алматинский пансионат «Ардагер», в котором отдыхают и лечатся ветераны, а также инвалиды войны и труда. Думал, вот здоровье поправлю, да и фруктов вдоволь наемся…
Путевка в пансионат «Ардагер» начиналась с 10 октября. Дело стало за малым – оформить документы. Получив в четвертой городской больнице санаторную карту, Николай Федорович направился в департамент координации, занятости и социальных программ по ЗКО (бывший облсобес). Требовалось завершить бумажную волокиту с оформлением все той же путевки.
- Начальника нет, приходите завтра, - грубо «отрезала» молодая женщина.
- Я никуда отсюда не уйду, пока не оформите путевку! – настаивал Николай Федорович.
Чиновнице ничего не оставалось, как все-таки оформить документы.
Позже оказалось, что это недоразумение было только началом всех бед на пути в пансионат - неприятности так и сыпались градом на седую голову участника войны.
- Приезжаю в Алматы 10-го в одиннадцать часов вечера, а в «Ардагер» не пускают, - продолжает ветеран. - Мол, идет генеральная уборка. Требую администратора. Она совершенно неожиданно заявляет, что заезд в пансионат начинается только с 12 октября! Тут я совсем растерялся. Что же делать? В Алматы я никого не знаю…
Через десять минут все тот же грубый женский голос выпроваживал на улицу приехавшего с семьей из Уральска пенсионера Мурата Суингара. Видимо, до наступления 12 октября работники «Ардагера» решили поступать так со всеми приезжающими раньше установленного ими срока. А таковых оказалось восемь человек, но Ветров был самым настойчивым.
После долгих препирательств администраторша снизошла и открыла одну из пустовавших комнат для Николая Федоровича. Только он устало опустился на кровать, как почувствовал, что по щеке предательски катится слеза. Нет, обидно было в большей степени не за себя, а за таких же пожилых, видевших немало горя на своем веку стариков. Неужели не заслужили уважения? Он не выдержал и направился к директору.
- Вас заселили, так радуйтесь, а то окажетесь на улице со всеми остальными! – прозвучал, словно гром, ответ хозяйки заведения. – Разбирайтесь в своем Уральске, почему в вашем направлении указан день заезда с десятого числа?!
Терпение солдата напрочь лопнуло.
- Вы зря думаете, что я стар, нем, глух и беспомощен! – ответил Николай Федорович. – Буду жаловаться на вас в прокуратуру!
Директорша сразу «оттаяла»:
- Ладно, оставайтесь, только кормить мы вас будет с 12 октября…
- Дайте тогда хотя бы электрочайник, чтобы чай вскипятить, - попросил Николай Федорович.
- Не полагается!
- И если кормить нас начали с 12 октября, то насчет лечения предупредили, что все процедуры для приезжих из областей начнутся только с 21 октября, - говорит мой собеседник. - Почему? Оказалось, что сначала лечение получат алматинцы. А мы, «деревня», выходит, второсортные… Деваться было некуда.
По словам Николай Федоровича, врач назначила ему пять сеансов массажа и столько же – «электричество на поясницу от радикулита». Но вот почему-то ванны отменили, мол, не положено. «Странно, - думал наш герой, – когда я лечился в санатории в советское время, то каждую процедуру проходил по 12 раз. И получал хороший эффект. А теперь получается, что если 2003 году меня можно было вылечить за восемь сеансов, а в 2005 – уже за пять. Наверное, мое здоровье с годами только крепнет».
После возвращения из санатория Николай Федорович Ветров направился прямиком в департамент координации, занятости и социальных программ по ЗКО.
- Почему все так произошло? – спросил он у директора Серика Сулеймена, в кабинет которого, кстати, пробился опять-таки с большим трудом.
Серик Кенжебекович, в отличие от своей подчиненной, которая не хотела оформлять путевку, оказался человеком неравнодушным. Он вызвал служащую и пожурил ее за неуважительное обращение с пожилыми людьми. После чего она, конечно, извинилась перед Ветровым. На этом инцидент был исчерпан. Только вот заноза в душе ветерана осталась. А потому я, понимая его обиду и душевную боль, решила посетить это государственное учреждение.
– Свою работницу мы уже наказали, - ответил заместитель директора Нариман Турегалиев. - Что касается «Ардагера», на текущий год согласно проведенному тендеру заключен договор. В соответствии с графиком там уже отдохнули и поправили свое здоровье 90 ветеранов войны и труда из нашей области. Но с такой жалобой к нам обращаются впервые. Конечно, этот случай неординарный и требует рассмотрения. Работники пансионата обязаны были принять ветерана Ветрова, так как в направлении от нашего ведомства на имя директора пансионата Дариги Куванышкалиевой был указан день заезда с 10-11 октября и срок лечения – 20 дней. Чтобы решить эту проблему, мы напишем запрос в «Ардагер» с просьбой рассмотреть сложившуюся ситуацию на основе жалобы Николая Федоровича Ветрова.
Но и это еще не все. Через неделю в редакцию «Надежды» пришло письмо за подписью заместителя директора департамента координации, занятости и социальных программ по ЗКО Наримана Турегалиева. Вот что там было написано:
Оказалось, что «Н. Ф. Ветрову по ходатайству городского отдела занятости и социальных программ ведущим специалистом нашего ведомства Д. Масалиевой 4 октября 2005 года была выдана путевка в республиканский пансионат «Ардагер», где она ошибочно указала дату заезда с 10-11 октября, вместо утвержденной по графику 12-13 октября 2005 года. Данная ошибка произошла в связи с тем, что весь октябрь ведомство было перегружено большим объемом работы, а также поводом для описки послужил день заезда в санаторий «Акжайык», приходившийся именно на 10 октября.
В связи с чем директор департамента координации, занятости и социальных программ, начальник отдела по работе с инвалидами и ветеранами, а также ведущий специалист отдела попросили у ветерана Ветрова извинения. Кроме того, специалисту Д. Масалиевой было сделано предупреждение за халатное отношение к своей работе».

А по телефону Нариман Турегалиев заверил нас в том, что эта статья будет отправлена директору пансионата «Ардагер».

Галина ВЛАДИМИРОВА ,
фото Георгия СЕМЕНОВА

Design by Kumargazhin Almat