Прогноз погоды

 
   
КАВАЛЕР ФАНЦУЗСКОГО КРЕСТА
 
     - Вибрацион! – показывал на «Як-1» Жак Казанова после очередного боевого вылета, и верный авиамеханик Ветров принимался за дело, зная, что от его умелых рук зависит жизнь друга-француза, сбившего семь фашистских истребителей. Но после одного из неравных воздушных боев над Восточной Пруссией Жак не вернулся на родной аэродром – его атаковали сразу несколько «мессершмиттов».
Темп жизни у 87-летнего Николая Федоровича Ветрова в последнее время резко уплотнился. Еще вчера мы беседовали с ветераном в его уютной квартире, а сегодня он уже едет в поезде в Москву на встречу с однополчанами-французами из знаменитого полка «Нормандия-Неман», воевавшего в составе авиационной Смоленской Краснознаменной ордена Суворова истребительной дивизии.
  
   

    Накануне боевому авиамеханику пришлось обстоятельно отвечать на запросы, поступившие на его адрес в Уральск из посольств двух стран – Монголии и Франции. Еще в 1939 году Николай Федорович отличился в боях за Халхин-Гол. А французы тоже интересуются судьбой единственного в Казахстане кавалера почетного ордена «Военный Крест».
    - Вот только на прием к французскому военному атташе больше не пойду! – хорохорится Николай Федорович. – В прошлом году на фуршете он пять часов продержал нас на ногах…
Всего Ветрову довелось обслуживать самолеты четырех французских летчиков, трое из них погибли. Он с гордостью отмечает: когда формировалась его эскадрилья, французы из предложенных английского «Харрикейна», американской «Кобры» и советских «ЯК-1» и «Ла-2» выбрали именно «ЯК» - за его удивительную маневренность и легкость в управлении.
    А вот об этом случае Николай Федорович говорит с сожалением: на войне не обходится и без подлости. Один из французских летчиков слыл асом, сбившим десятки вражеских самолетов. Но однажды его ведомый вернулся из боя один. Когда разобрались, выяснилось, что на обратном пути он подбил своего командира – из элементарной зависти...
    После войны авиамеханику Ветрову предлагали продолжить службу в Москве. Но он отказался: в 1946 году при выполнении учебных прыжков на его глазах не раскрылся парашют одного из молодых летчиков. Николай Федорович до сих пор не может забыть крик парня, падавшего с большой высоты. «С тех пор я и стал седым, - говорит ветеран. – И выбрал самую мирную профессию - агронома»…

Александр СОЛНЦЕВ

Design by Kumargazhin Almat