Прогноз погоды

 
   
УРАЛЬСКОЕ НАСЛЕДИЕ

ОБЫЧНЫЙ И ЧУДЕСНЫЙ МИР ВАЛЕРИАНА ПРАВДУХИНА

 
  (Окончание. Начало в 18-27, 29-31)
  Есть единственное свидетельство М. П. Подкорытова, бывшего учителя литературы из г. Копейска Челябинской области: «Летом 1937 года в автобусе, шедшем из Челябинска в Копейск, я встретил Валериана Павловича. Я узнал его сразу. Он рассказал мне, что кончается его командировка в Копейск. Копейская школа № 1 заняла первое место в соревновании школ РСФСР, и Правдухин в течение месяца написал книгу об опыте этой школы под заглавием «Школа на Маяке».
Однако содержание повести значительно шире «опыта» образцовой школы города Копейска. И, разумеется, повесть создавалась не «в течение месяца». Как можно предположить, сюжет повести вынашивался писателем в течение длительного времени. А поездка в Копейск, во время которой он познакомился с передовой учительницей, дала ему необходимый материал для завершения своего произведения. Как художественно-документальное произведение, «Школа на Маяке» стоит в ряду других книг того времени, посвященных детству и юности первых послереволюционных поколений, формированию и становлению советской воспитательской системы: Л. Сейфуллина «Правонарушители» (1922), Г. Белых, А. Пантелеев «Республика ШКИД» (1928), А. Макаренко «Педагогическая поэма» (1935). Вместе с тем некоторые проблемы школ первых пятилеток в повести поставлены сложнее, глубже и драматичнее. В этом смысле повесть интересна и сейчас. По всей вероятности, писатель не успел завершить работу над повестью. Поэтому ей, к сожалению, присущи некоторые недостатки литературы тех лет - прямолинейность и схематизм, декларативность и поверхностность в раскрытии характеров и действительности.
  Но тем не менее повесть не утратила своей злободневности и интереса для современного читателя. И в наше время актуально звучат слова главной героини этого интересного произведения: «Я на собственной шкуре узнала, что школа кровно связана со всей окружающей жизнью. А я хотела думать, что это - милый островок, и что его можно, независимо ни от чего, сделать красивым и культурным. Нелепая мечта! Школа - это миниатюрный слепок общества, и, борясь за хорошую школу, волей-неволей мы боремся против всего косного и мерзкого, что еще есть в окружающей среде».
  До сих пор не определен масштаб творческого наследия писателя. Но живое присутствие его в русской литературе будет постоянно обнаруживаться и ощущаться, пока не предстанет в полном объеме. Многие уральские страницы жизни и творчества также еще не прочитаны. Это - дело настоящего и будущего.
Николай ЩЕРБАНОВ
Design by Kumargazhin Almat