Nomer 40 (182) 5 октября 2006 года

   А ВОЗ И НЫНЕ ТАМ

 Как известно, президент Казахстана назвал дорожную полицию в числе самых коррумпированных ведомств страны. В ответ звучали жалкие отговорки, мол, да, имеют место отдельные случаи взяточничества и поборов на дорогах, но в целом все в рамках закона. Однако редкий водитель не ропщет по поводу действий гаишников. Ситуацию немного облегчил приказ министра внутренних дел, запретивший ночное патрулирование и беспричинную остановку машин только ради «проверки» документов. Правда, после этого почуявшие слабину водители стали намного больше попадать в ДТП и создавать аварийные ситуации.
А тут на днях подлила масла в огонь областная прокуратура, огласившая результаты широкомасштабной проверки УДП и прочих госорганов, ответственных за безопасность дорожного движения. Цифры и факты высветились далеко не радужные.

Во-первых, обстановка на дорогах области продолжает оставаться напряженной. Только за первое полугодие 2006 года по ЗКО выявлено 28 тысяч нарушений ПДД, почти тысяча водителей лишена прав. За последние полтора года в результате ДТП погибли 132 западноказахстанца. Раненых – в два раза больше.
Одной из основных причин была названа неудовлетворительная подготовка водителей. Шутка ли, почти 40% выпускников автошкол с первого раза не могут сдать экзамены. К тому же проверка показала нарушения в этих школах санитарных и противопожарных требований. Например, в одной из автошкол сотрудники прокуратуры обнаружили, что вместо предусмотренных правилами стульев ученики занимались на обыкновенных лавках. Видимо, стулья оказались непозволительной роскошью, а занятия велись по принципу ни шатко, ни валко.
В итоге у двух школ приостановлено действие лицензий. Автошколу «Тулпар» вообще закрыли, поскольку она была оформлена на имя индивидуального предпринимателя, а не на юридическое лицо, как того требует закон.
За допущенные нарушения критике подверглось областное управление образования, которое, как выяснилось, совершенно не контролирует деятельность подведомственных ему автошкол.
Отдельным объектом проверки стала система выдачи так называемых престижных госномеров. И сразу всплыли весьма неприятные факты.
- Мало того, что блатные номера распределялись вне очереди, так еще и исключительно среди наделенных властью чиновников, а также их родственников, - говорит помощник прокурора ЗКО Танзиля Сафиева. - В частности, сразу три престижных номера ни за что ни про что получил некий предприниматель Мажитов. Среди «везунчиков» также оказались начальник городского отдела жилья и ТЭК Бакыт Шамшитов, дочь бывшего начальника ГОВД Орынгали Биссалиева, племянник теперь уже бывшего начальника регистрационно-экзаменационного отдела УДП ДВД Гильмана Акдаулетова.
Всего в этом списке насчитывается аж свыше 500 человек. Причем здесь, по словам прокурорских работников, «засветились» и судьи, и работники акиматов, и высокопоставленные полицейские. Правда, показать нам весь перечень фамилий в прокуратуре отказались. Да оно и понятно – видимо, слишком известные личности любят пошиковать престижными госномерами.
Выводы последовали неожиданно и сразу. За многочисленные нарушения в работе Гильман Акдаулетов был уволен прямо на коллегии прокуратуры. Там же лишился своей должности и старший инспектор УДП Манарбек Нажиев, который чуть ли не полчаса мытарил одного водителя, хотя тот никаких правил не нарушал. Благо, водитель догадался заснять процедуру задержания на сотовый телефон. Только когда он сообщил дорожному полицейскому, что передаст снятое его начальству, Нажиев от греха подальше его отпустил. Но от наказания все-таки не ушел.
- Плюс ко всему формально работает комиссия по безопасности дорожного движения при областном акимате, которую раньше возглавлял Бекмырза Садыков, а сейчас Асхат Акчурин, - продолжает Танзиля Сафиева. – Ее работа, по сути, сводится лишь к констатации фактов, представляемых дорожными полицейскими в виде справок.
Дополняет безрадостную картину тот факт, что ни в Уральске, ни в райцентрах до сих пор не открыты так называемые специальные штрафные стоянки, которые должны находиться в коммунальной собственности и где необходимо размещать задержанные УДП автомобили. А ведь акиматы обязаны были организовать их строительство еще в октябре прошлого года, после внесения соответствующих поправок в Кодекс об административных правонарушениях. Однако прошел год, а вся работа акиматов в этом направлении практически ни к чему не привела. В областном центре определен лишь земельный участок и заказан эскизный проект, а задержанный транспорт вопреки законодательству продолжает доставляться на стоянку областного филиала Союза водителей.
И это далеко не полный перечень всех вопиющих нарушений сотрудников УДП. Например, в прошлом году судьям областного суда неоднократно приходилось сталкиваться с фактами, когда дорожные полицейские с помощью наркологов, не имеющих допуска к проведению экспертиз, и подставных понятых «превращали» совершенно трезвого водителя в пьяного.
Так что как ни крути, а коррупционный промысел и халатное отношение к своим обязанностям среди дорожных полицейских носят далеко не единичный характер, как уверяют высокие чины из ДВД.

Дмитрий ТЕРЕЩЕНКО,
фото Георгия СЕМЕНОВА

Design by Kumargazhin Almat