Nomer 18 (420) 5 мая 2011 года
20

  БАРЫШНЯ, ВОЙНА КАПУТ!

 

Сколько внутренней силы и необыкновенной душевной чистоты можно почерпнуть от женщин из уральского клуба «Фронтовичка»!

Уральский клуб «Фронтовичка», состоявший из 67 женщин, был основан в 1989 году. Штабом, где они собираются и по сей день, стал мемориальный дом-музей имени Маншук Маметовой.
- Сейчас нас осталось всего восемь, - говорит Алевтина Митрохина. – Это Лидия Ивановна Губанова, Анна Касьяновна Плешакова, Зоя Ивановна Ковешникова, Зинаида Дмитриевна Дричук, Галина Сергеевна Трофимова, Ксения Яковлевна Голобородько, Евдокия Петровна Васенкова и я. Мы служили в разных войсках и занимали разные посты, но почти все встретили войну в расцвете своей молодости, когда нам едва исполнилось по 18-20 лет.
Судьба каждой из фронтовичек уникальна. Женщины прошли такую закалку войной, что неурядицы современной жизни на фоне того подвига, который совершили они, смотрятся мелко.
- Мы и не надеялись, что выживем, - говорят сквозь слезы старушки. – Видели фашистов, знаем, что такое свист бомбежки и смерть близких подруг.
В молодости эти прекрасные женщины, а потом уже верные жены и любящие матери, месяцами не видели бани и спали на холодной земле, подложив под себя лишь шинель и сумку с противогазом в качестве подушки. Они бросались под пули, вытаскивая на себе раненых с поля боя или передавая из окопов ценную информацию о вражеской технике.
- Было ужасно страшно, - рассказывает Зоя Ковешникова, бывшая на фронте воздушным наблюдателем. – Хорошо помню минуты, когда в бинокль нужно было определить точное количество вражеских самолетов, их курс и высоту. Во время сильного задымления спускались в яму и, прислушиваясь, определяли направление фашистских машин только по звуку мотора.
Несмотря на военные тяготы и лишения, с которыми столкнулись лицом к лицу юные девушки, они умели любить по-настоящему и были преданы своим избранникам, с которыми в основном знакомились на передовой в медсанбатах и госпиталях.
- Я со своим парнем прошла всю войну, расписались мы уже после Дня Победы, - вспоминает Лидия Губанова, закончившая в начале войны Московскую школу радисток. - Однако в августе 1945 года меня демобилизовали, а его отправили воевать в Австрию, откуда он не вернулся. Я приехала в Уральск, родила сына и больше никогда не выходила замуж…
Кстати, Лидия Ивановна Губанова не только закончила десятилетнюю школу, в которой не успела доучиться до войны, но и поступила в Московский институт культуры, а потом много лет возглавляла областную библиотеку имени Н. Крупской, ныне Ж. Молдагалиева.
Когда началась Великая Отечественная, Анне Плешаковой было всего семнадцать. Сейчас 87-летняя фронтовичка вспоминает, как всю войну работала в госпитале. Вместе с другими медсестрами она прошла Белоруссию, Польшу, Восточную Пруссию. Победу Анна Касьяновна встретила в Германии и только в 1946 году вернулась домой.
- В 1941 году нас, девчонок, которые жили на Брянщине, отправили рыть окопы. Потом в штаб прибыл военный и сказал, что ему нужны три комсомолки, готовые эвакуировать раненых с передовой, где шли тяжелые бои. Мы с двумя подругами сразу же согласились, но до самого Брянска доехать не смогли. Окраины города уже были заняты немцами. Состав повернули на Смоленск, где нас ждали три вагона окровавленных бойцов…
- Да, нас направляли туда, где было большое скопление раненых, - рассказывает военная медсестра, а потом преподаватель Уральского медицинского училища Алевтина Митрохина. – Сталинград, где я впервые ощутила все ужасы войны, был разбит буквально на камешки. Представляете, кругом все полыхает алым пламенем, а мы вытаскиваем стонущих солдат и переправляем их через Волгу, которую тоже постоянно бомбят. Не легче было и в Днепропетровске, Харькове, Николаеве, Одессе… А вот День Победы встретила в Будапеште. И в эти мирные дни на 9 Мая я так и слышу приятный голос мадьярки, которая в 1945 году, постучав в наше окно, сказала: «Русская барышня, война капут!»

Мария ПЕТРОВСКАЯ


Л. ГУБАНОВА

 

 

 

Design by Kumargazhin Almat