Nomer 10 (256) 6 марта 2008 года

  РЕГИОН: РАЗВИТИЕ БЕЗ СТРАТЕГИЙ?

Почему в регионах нет элит, между областями - конкуренции, а местное бизнес-сообщество опасается создавать представительские структуры регионального масштаба?
Почему провалена разработка нового государственного проекта стратегического развития областей Казахстана, и что говорят в научных кругах об усилении роли и позиции региональной власти?
В беседе с корреспондентом «Н» уральские политологи - кандидат политических наук, ректор АТиСО, депутат городского маслихата Хайдар Капанов, кандидат исторических наук, директор научного центра «Регион-Стратегия» Николай Осипов и профессор АТиСО, кандидат исторических наук Кайнар Капанов попытались ответить на эти вопросы и дать социально-экономическое измерение происходящих в западном регионе процессов.

- В одном из номеров «Надежды» были опубликованы тезисы вашей критической рецензии на разработанную департаментом экономики и бюджетного планирования стратегию развития области до 2015 года. Какая-то реакция со стороны депутатов областного маслихата или властей была?
Хайдар Капанов:
- Несколько депутатов позвонили, и все. Материал мы скидывали всем, в надежде, что кто-то отреагирует. На областной сессии, прошедшей в конце прошлого года, все же было решено доработать документ. Но обсуждения не было, тему утвердили в маслихате, а до этого документ был отослан в министерство экономики. Если там одобрят, то здесь уже ничего кардинально менять не будут.
- На ваш взгляд, что является главной идеей этого проекта?
- Региональные стратегии - это в целом изменение политики государства. Правительство говорит: мы вами руководить теперь не будем, мы даем вам возможность управлять самим, вы здесь живете и лучше все знаете, пишите свои стратегии, и мы вас поддержим финансированием или поможем инвесторами, словом, будем помогать в реализации регионального развития. Это главная идея документа. В России тоже пытаются это делать, но там нет такого жесткого административного давления. Там обсуждают, спорят, разрабатывают методики, версии…
- Может быть, все понимают, что свободу-то такую не дадут, от этого и формализм в исполнении?
- Возможно, но формализм исходит и из-за того, что Казахстан абсолютно централизованное, унитарное государство. Все регионы зависят от центра. Да, в прошлом году мы провели конституционную реформу, и местная власть получила какие-то функции на местах, депутаты утверждают кандидатуру акима области и т.д. Но посмотрите реальную картину. Кто у нас депутаты? Фактически это люди назначенные, а не избранные. Регионы централизованно управляются и на таком уровне.
Николай Осипов:
- Здесь есть и другой момент. Стратегия, разработанная центром, вызывает много вопросов. В указе президента обозначены крупные регионы, определено отраслевое развитие. В остальном мы сами должны определяться по областям и крупным городам. Центр выделил несколько крупных регионов – Центральный, Каспийский и Уральский - и обозначил, что в перспективе планируется делать. Документ предполагает экономический пересмотр территориально-административного устройства Казахстана в пользу инициативы регионов. Но каких регионов? Этот момент как раз и вызывает недоумение. С одной стороны, предлагается список этих регионов. С другой - это обозначение никак специально не утверждается. На основании чего, например, Актюбинск вдруг превратился в центр Уральского региона? Или Атырау стал центром Каспийского региона? Об этом можно только догадываться.
И самый главный вопрос. Каково соотношение между этими регионами, что за этим стоит? Региональное лидерство закрепляется, но непонятно, на чем оно основывается. Надо полагать, правительство и президент в конечном итоге окончательно должны определиться с региональным развитием только после обработки информации, которая поступит с мест. Но получилось как всегда. Все дружно стали создавать эти стратегии развития, пытаясь встроить туда одобренные президентом программы, кластеры и т.д. Получилось как в школе - дается список готовых ответов, а мы должны найти решение.
- А по какой аналогии вообще создавалась эта стратегия?
Кайнар Капанов:

- Эту концепцию один к одному списали с российской. Там сильные региональные лидеры, развита регионоведческая школа, есть специальный Новосибирский институт, который этой темой занимается. А у нас вообще такой науки нет. Ведь основная идея какая? Теперь государство говорит: найдите свои точки роста. Но при этом опять назначают успешных. Например, Актюбинск должен стать локомотивом и опорной точкой для всего Западного региона и тянуть Уральский регион. Но почему опять решает власть? Если мы говорим о либерализме, о рынке, свободе выбора, то между территориями должна быть здоровая конкуренция. А какая задача Уральска? Когда-то он был самым крупным городом в Казахстане. Как получилось, что мы растеряли весь свой потенциал? Значит, мы сами виноваты? Конечно, и власть помогла, которая сконцентрировала у себя все ресурсы. Когда Келимбетов был министром бюджетного планирования, он говорил: у государства 2,5 тысячи функций, а у областей – всего 500. Нужно передать регионам эти функции, чтобы они все делали самостоятельно. Но это так и не было сделано. Бюджетного федерализма нет. Все налоги забирают, на местах все зависит от личного веса акима, от его связей, сколько он сможет трансфертов выбить. Чтобы сейчас перераспределить эти функции, надо изменить 150 законов, а кто этим должен заниматься? Парламент, где сидят депутаты, которые должны думать о будущем своих областей. Мне кажется, вообще утеряно чувство ответственности за землю, на которой ты живешь. Или такой пример. Утверждаем различные программы, приезжает в область президент, премьер или какой-нибудь министр, и во время визита у них под какой-нибудь региональный проект можно что-то выцыганить. А как должно быть? Территории должны служить средой естественной конкуренции.
- А что для этого нужно сделать?
- Если здесь есть высокообразованные люди, хорошая экология, инфраструктура, транспортные развязки, выход в любой город мира, тогда между территориями будет конкуренция за инвестиции. Денег-то здесь, в провинции, в принципе нет. И весь мир так живет. И по всему миру сейчас идет конкурентная «война» территорий. Взять богатую Германию. Там всего 16 территориальных округов, и то они обсуждают укрупнение своих регионов, потому что в условиях глобальной конкуренции они не выживут. Например, к Баварии должен присоединиться какой-нибудь регион, который не дотягивает до конкурентного уровня. Тогда придут инвестиции, частный капитал. Но все это надо организовать, должны быть ответственные люди, под это должен работать весь бизнес, все сообщество, сама власть и граждане. Ведь что такое стратегическое планирование? Ты не знаешь, какая тебя судьба ожидает. Ты не можешь полагаться на прошлое и из прошлого экстраполировать и говорить, мол, вот у меня когда-то было прекрасное время. Уральск каким продвинутым городом был? И в плане человеческого потенциала и культуры. А что теперь, и что будет дальше? Нужно понимать, что происходит в мировой экономике, понимать, что ситуация постоянно меняется.
- А в чем сложность нашей ситуации?
- В том, что мы как монопрофильные города, области, регионы зависим от сырьевых рынков. Сейчас обвалятся цены на нефть, и кто скажет, как мы будем покрывать казахстанский и региональный бюджеты? Поэтому нужно готовить регионы к тому, чтобы они были конкурентоспособными - и между собой, и с другими регионами мира. Почему никак не двигаются инвестиционо-индустриальные программы - ни в России, ни в Казахстане? Путин как-то, будучи с визитом в Волгограде, сказал: все предприятия имеют замкнутый цикл, то есть заводы производят ВСЕ – сами пироги пекут, сами все заготавливают и обрабатывают. Никто в мире так не работает. Так работают только заводы России и Казахстана. Их закрывать нужно, потому что издержки колоссальные. Ответственность должна быть. Не надо только «грузить» регионы задачами. Нужна реальная децентрализация власти.
Николай Осипов:
- И прежде всего нужно исходить из тех перспектив, которые у нас есть. Надо создавать готовую продукцию, обеспечивать быстрый рост инфраструктуры, создавать возможности для предоставления разнообразных услуг. Я не экономист, но рассуждаю как любой нормальный человек. У нас огромное количество газа. Нужно создавать здесь нефтехимический комплекс, строить не эти лилипутские газотурбинные станции, которые запланированы в стратегии развития ЗКО, а по-настоящему крупные газотурбинные ТЭЦ. Ведь мы можем не только себя обеспечить электроэнергией, а весь Казахстан, да еще и экспортировать его. Государство сориентировано прежде всего на экспорт газа. А разве электричество не дороже нефти или газа? Смотрите, какая парадоксальная ситуация. У нас переизбыток газа, а юг Казахстан «задыхается» от его отсутствия. Сейчас все говорят о газопроводе Аксай-Уральск. Но это «лилипутский» газопровод, что он нам даст? Обеспечит несколько районов области газом. А почему нельзя построить газопровод дальше, на другие регионы страны? Стратегия была бы стратегией, если бы мы все подумали, как нам этот газ поставлять на юг Казахстана, как нам организовать его переработку, как построить газотурбинные станции в миллионы киловатт. О какой стратегии может идти речь, когда у нас от Уральска до Саратова идет однопутная железная дорога? У нас нет много чего элементарного. Или взять и построить железную дорогу до Самары, сделать четырехполосной знаменитую автомагистраль до Атырау. У нас нет даже трансказахстанской железной дороги. Через весь Казахстан не проходит ни одной прямой железной дороги. Все кругами. Парадокс, от Уральска до Москвы порядка 1180 километров. А от Уральска до Алматы - почти 4000. Почему нельзя доказать строительство в области хотя бы одной газотурбинной станции? Ведь 80% газа все равно наши, казахстанские, так почему этот газовый поток не направить сюда и не превратить его в электроэнергию? Потребность в энергетике будет расти и дальше, и даже России ее можно будет продавать. А у нас Актюбинск с Уральском спорит, где строить международный аэропорт…
- В чем еще области западного региона могут конкурировать между собой?
Хайдар Капанов:

- Во многом. Мы не конкурируем, а душим друг друга. Актюбинцы, строя дороги, пусть идут сюда - у нас есть выход через Уральск на Самару, откуда можно выходить на Казань. Потом - на Питер, где есть морские выходы. Если объединиться и построить дорогу до Самары, то рейтинг и нашей области, и всего западного региона страны сразу возрастет. А пока области занимаются перетягиванием одеяла. Семь проектов актюбинцы пробили и уже есть постановление правительства. А у нас все ждут четвертой фазы разработки карачаганакского проекта. Но и там не будет такого объема, на который все уповают. В Мангыстауской области планируют строить свой кораблестроительный завод, а уральскому кораблестроительному заводу «Зенит» заказы перекрыли, люди сидят без зарплаты.
- Стратегия регионального развития - важный документ, с точки зрения имиджа власти и с точки зрения конкуренции между областями. Получается, что власть на местах не воспользовалась предоставленной возможностью, потому что нет свободы действий?
Кайнар Капанов:

- Да. Если бы была децентрализация власти и свои деньги, то области сами выходили бы с проектами. Саратовцы уже построили огромный мост в ожидании, что будет транзит через Уральск. Но его нет, а они уже готовы. Атырау, чтобы решить свои вопросы с Актюбинском, выходит на центр, Астану, а там чиновник сидит, и его не интересуют все эти проекты, что будет с Актюбинском, Уральском, Атырау… Вот газовые проекты - Кашаган, Карачаганак, где экспорт, инвестиции, транснациональные корпорации - там солидно, а здесь что? Здесь еще стоит вопрос дефицита лидеров.
- А почему он возник?
- Акимы областей - люди временные. Мы, например, готовим в АТиСО умненьких детей, а им приложить себя здесь негде. И центр, как пылесос, забирает этих ребят в Астану, Алматы. Если мы будем все концентрировать в одной Астане, интеллектуально оголяя регионы, какое нас ждет будущее? Останутся только «веселые ребята».
В России, например, тоже деньги вкладывают только в сырьевые отрасли. А как это делается у нас? Вас-вась, чья-то родня, друг и т. д. И команда готова. Но команда должна работать на европейском уровне. С замкнутым циклом и без лидеров в XXI веке ловить нечего. Поэтому мы сейчас наблюдаем, как на казахстанском автомобилестроении «поставили крест». Подписали контракт с «Рено», с «Нисан»… Потому что никакого машиностроения с таким колхозным менеджментом не будет.
- А что предлагаете Вы?
Хайдар Капанов:

- Первое, искать несырьевые проекты. Второе - должна быть межрегиональная конкуренция, которая предполагает уменьшение государственного регулирования. Тогда должна пробудиться эта самая экономическая свобода. Но здесь мы сталкиваемся с интересами тех или иных группировок. Помните историю, когда года три назад мы отстояли Уральскую ТЭЦ? В Актюбинске спустя три-четыре месяца такую же ТЭЦ «увели», она уже не является коммунальной собственностью. Она - собственность национальной компании. В каждой области таких жизнеобеспечивающих объектов по четырем позициям - это газ, ТЭЦ, вода, РЭКи. Экономический передел таких объектов приводит к зависимости. А глобальный регулятор - центр. Там свои экономические интересы. Государственная монополизация нужна для того, чтобы контролировать местные политические, экономические элиты, будущих выборных акимов. Но какая его власть, если рядом монополисты, которые будут диктовать свои условия? Он же вынужден будет выполнять их волю. Пока логика происходящего рисует именно такой сценарий. Бизнес, например, что говорит? Не надо нам помогать, только не мешайте. По теории общественных отношений там, где есть государственное регулирование, всегда есть место для коррупции. Чем меньше госрегулирования, тем меньше коррупции. Поэтому есть постоянное столкновение интересов экономических группировок. Может быть, действительно до президента не доводят всю информацию о социально-политических интересах за те или иные объекты? А регионы - это все-таки пока еще экономическая категория. Публичной политики в регионах нет. В Уральске точно нет. В Алматы столкновение элит может быть сильным, потому что там есть люди, которые думают о том, что будет через 20 лет. Хотя нужно сказать, такие люди есть и среди акимов областей и среди министров.
- А кто еще может отстаивать региональные интересы?
Николай Осипов:

- Сейчас вообще во всем Казахстане непонятно кто отстаивает региональные интересы. Областной аким? Это сменная фигура. Бизнес-сообщество? Оно бессильно. Промышленно-общественная палата у нас носит чисто регистрационный характер, она не выполняет никаких представительских функций. То есть бизнес-сообщество не имеет и даже опасается создавать представительские структуры регионального масштаба. Потому что себе дороже. И в политическом, и в деловом отношении. Если брать политические объединения, партии, то они у нас практически беззубые. Что остается? Какая-то элита, какие-то группы. Чиновничьим группам, которые пытаются отстаивать интересы области, ставят соответствующие условия, и они все равно в конечном итоге вынуждены встраиваться в общую игру, подчиняясь Астане, и не могут являться самостоятельными. Это туловище без головы. Регионы-лидеры объявлены, но неизвестно, кто за их интересы радеть будет.
- А крупные предприниматели могут выполнять эту функцию?
Кайнар Капанов:

- У нас элита бюрократическая, политической элиты нет. Экономической тоже. Те бизнесмены, которые здесь есть, почти все зависимы и разрознены. Почему нет инновационного развития, почему нет нормального бизнеса, только в основном купи-продай? Потому что можно назначить и бизнесмена. Почему большинство из них хотят стать депутатами и всегда в хороших отношениях с властью? Потому, что это возможность страховать свой бизнес. Потому, что все коррумпировано… Президент говорит - нанесем десять ударов по коррупции. Но кто будет их наносить? Придется отрубать собственный хвост? Коррупция же начинается с высшего эшелона власти. Если бы регионам дали возможность самим определиться, распоряжаться деньгами, вкладывая их в перспективные проекты, и если бы власть и бизнес объединились бы, мы бы многое смогли. Японцы говорят, забудь про сегодняшний день, его уже нет. Ты должен готовиться к тому, что будет через 15-20 лет. Какое здесь должно быть образование, какие технологии? Ты можешь в 24 часа поменять производство и выкинуть на рынок новую продукцию? В любой момент все должно быть готово - люди, технологии, весь регион. Нам, западноказахстанцам, например, сам Бог велел быть впереди. Москва рядом, Самара под боком, пять областей российских рядом, но мы даже их газет не выписываем, такая дремучесть… Мы даже актюбинских газет не выписываем. А ведь должны знать, что там происходит, как там акимы шустрят - должны владеть информацией. Наши статистические данные и та информация, которой потчуют самого президента или акима области, недостоверная, на ней нельзя строить никакой стратегии!
- Можно попытаться что-то изменить?
Николай Осипов:

- Альтернативный вариант есть. Нужно объединить людей, которые заинтересованы в развитии региона, и создать самостоятельную рабочую группу, которая разработает свой вариант, свое видение стратегии развития. Надо создать альтернативную стратегию и одновременно идти с ней в центр. И должны включаться альтернативные общественные механизмы. Например, СПК - социально-предпринимательская корпорация, штаб- квартира, которой расположена в Актюбинске, может выступить механизмом согласования интересов и идей Западного региона.
- А вы сами или ваш центр «Регион-развитие», готовы взять на себя эту роль?
Хайдар Капанов:

- Вполне. Целый год мы предлагали собрать российских и казахстанских регионолистов и практиков. В прошлом году приглашали и казахстанских специалистов, и российских, чтобы они обсудили с областным руководством момент доработки этого документа. Привезли их на свои деньги. Но их не приняли, конференцию проигнорировали. Нам пришлось просто обменяться мнениями, и все. Конечно, сидеть и смотреть со стороны, как все будет разваливаться, нельзя. В августе прошлого года мы создали альянс «За процветание Уральска». Но никто не откликнулся. Кроме жесткой оппозиции, которая такие вещи использует для своего популизма. Вот вам состояние местных «элит». Точнее, привилегированных групп.
- Вы себе не кажетесь дон-кихотами, борющимися с ветряными мельницами?
- Но ведь нужно говорить об этом, обсуждать - что перспективно, что нужно для нашей области! Если мы сейчас ничего не сделаем, потом нам скажут: а что же вы молчали-то? Разработка областями стратегий развития - это возможность консолидироваться людям, которые понимают, что сидеть сложа руки сегодня нельзя.
Николай Осипов:
- На мой взгляд, если сейчас государство не позаботится о региональном стратегическом развитии, вылезут диспропорции, тем более что мы сырьевая страна.
- Какие, на ваш взгляд, сегодня перспективы у Западно-Казахстанской области?
Хайдар Капанов:

- Правительство через конкурс будет определять, какие семь регионов из 16 областей объявить «локомотивами». Какие-то области поглотят более слабые. Актюбинск станет столицей Уральского региона. Но принятие этой стратегии вовсе не означает, что сейчас выберут семь ведущих регионов и они рванут вперед. Государство, безусловно, не бросит те области, которые войдут в состав «локомотивных» областей, их будут подтягивать, но в любом случае это будет второсортная ситуация. А для нашей области есть реальная угроза стать третьесортной. Если здесь не будет развития, не будет работы, люди станут уезжать. Туда, где есть перспектива. В Мангыстау, Актобе, где уже создаются рабочие места по миллиардным проектам. Многие наши бизнесмены туда уезжают. А ведь всегда, во все времена по сравнению с другими регионами образовательный уровень уральцев был на порядок выше, нежели в Актюбинске, Атырау или Мангыстау. Потому что та ленинградская и московская профессура, которая когда-то переехала сюда вместе с советскими заводами оборонной промышленности, создала здесь очень хорошую научную школу. Поэтому гуманитарное поколение, которому сейчас 40-50 лет, здесь сильное. Но и оно когда-то уйдет... Сейчас многие хотят жить в Уральске, потому, что по климатическим условиям город лучше, чем Актау или Атырау. Деньги зарабатывают там, а старость провести планируют здесь. Атыраусцы уже начали скупать в области земли. Чтобы быть к этому готовыми, необходимо уже сейчас создавать инфраструктуру. Нужны детсады, парки, школы. Учительская интеллигенция у нас тоже одна из сильных. Пока. Но и они могут уехать туда, где лучше. А Уральск однозначно достоин лучшего.

Алла ЗЛОБИНА

Design by Kumargazhin Almat