Nomer 10 (256) 6 марта 2008 года

   ВОТ ТЕБЕ И МЕМОРАНДУМ

Признаюсь, не хотел писать на эту тему именно вканун 8 Марта, но передумал, ведь так или иначе она станет предметом разговора за праздничным столом.
Любой западноказахстанец, приходя в магазин или на рынок, практически каждый месяц с явным неодобрением отмечает, что снова и хотя бы на несколько тенге подорожали те или иные виды продуктов питания.

К примеру, с 1 марта выросли цены на сахар. Если раньше этот сладкий продукт в розницу стоил 95-105 тенге за килограмм, с приходом весны его стоимость возросла до 110, а местами и выше. На первый взгляд, сахар подорожал вроде бы незначительно. Однако дальнейшая картина еще более туманна. Введен временный запрет на ввоз российского сахара, мол, надо поддержать отечественного производителя. Следовательно, нужно ждать очередного взлета цен.
Если учесть, что цены на другие продукты, хоть и медленно, но верно ползут вверх, общая картина становится безрадостной, особенно для пенсионеров и малоимущих. За последний месяц фарш из говядины стал дороже на 50 тенге и сейчас стоит 550 тенге за кило. Понятно, что этому способствовало повышение цены на мясо, которое с начала нынешнего года подорожало, как минимум, на 10%. Примерно на столько же поднялись цены на молоко, чай, рожки, сыр, сливочное масло и многое другое. Ну а постоянно растущие цены на овощи и фрукты и вовсе бьют все мыслимые и немыслимые рекорды. Например, цена помидоров сейчас доходит до 700 тенге за килограмм, хотя даже во время предновогоднего ажиотажа они стоили максимум 500.
Цены на продовольственные товары, скажем так, не первой необходимости тоже поднимаются. Ценники на конфеты, соки, сигареты, спиртные напитки и другие изделия продавцам магазинов также приходится периодически менять, естественно, в сторону увеличения.
Немудрено, что на фоне безудержного роста цен, прошедший перерасчет пенсий вызвал волну недовольства у населения. Наиболее активные пенсионеры предприняли и вовсе нестандартный шаг - полученную прибавку к пенсии в сумме 600-800 тенге запечатали в конверты и послали лично премьер-министру Кариму Масимову.
Удорожание коснулось и непродовольственной группы товаров. Прежде всего, резко взлетели цены на одежду и обувь, изготовленные из натуральных материалов - хлопка, шерсти и качественной кожи. Стоимость услуг тоже не стоит на месте. Автор этих строк, побывав на минувшей неделе в парикмахерской, без услуг которой никак не обойдешься, получил малоприятное известие: стоимость стрижки в следующий раз будет дороже на 25%.
А вот у начальника отдела предпринимательства г. Уральска Нурлана Багысбаева, к которому «Н» обратилась за комментариями, цифры оказались несколько иными. Оперируя данными АО «Казагромаркетинг», он отметил, что в январе в ЗКО стоимость продовольственных товаров возросла всего лишь на… 1,4%. При этом Нурлан Багысбаев не без гордости отметил, что этот показатель на 0,2% ниже среднереспубликанского.
- Мы ведем постоянный мониторинг цен на 22 основных вида продуктов питания, - сообщил начальник городского отдела предпринимательства. – С крупными поставщиками заключен меморандум о сдерживании цен. Заверяю, что никаких потрясений, по крайней мере, до конца первого квартала, не будет. А вот, что будет дальше, прогнозировать не берусь...
Но больше всего пришлось удивляться, когда Нурлан Багысбаев привел действующие оптовые цены на некоторые продукты. Так, по его словам, отпускная цена сахара в ТОО «Шанс» составляет 87 тенге за килограмм. Мы решили проверить эту цифру и перезвонили в указанную фирму. Выяснилось, что цена составляет уже 94 тенге. Далее произошло и вовсе непонятное. Когда в ТОО «Шанс» узнали, что звонят из «Надежды», оптовая цена сахара волшебным образом снизилась до 90,85 тенге. Сразу же закралось сомнение по поводу вышеупомянутого меморандума. Видимо, в ТОО «Шанс» прессе говорят одну цену, а потенциальным покупателям – другую.
Кроме того, Нурлан Багысбаев привел оптовую и розничную цены на литр растительного масла, которые, по его данным соответственно составляют 258 и 262 (!) тенге. Только вот, где можно купить масло по такой цене, Нурлан Багысбаев не уточнил. «Н» может это сделать за него - нигде. Литр растительного масла в магазинах и на рынках Уральска стоит от 280 тенге и выше.
Комментарии, как говорится, излишни. Складывается впечатление, что местные власти никак не борются с инфляционными процессами, прикрываясь сомнительными данными малоизвестного АО.
Между тем, грядет еще одна напасть, грозящая больно ударить по семейному бюджету казахстанцев. На днях министерство сельского хозяйства США обнародовало информацию о том, что в мае запасы пшеницы этой мировой державы сократятся до минимального уровня за последние 50 лет. Это, в свою очередь, повлекло за собой рост цен на зерновых биржах. В условиях, когда Россия и Аргентина закрыли свои экспортные коридоры, а основные производители зерна остались без урожая, все взоры мирового рынка устремились на Казахстан. Поэтому крупнейшим зерновым компаниям республики сейчас стало еще выгоднее продавать зерно за границу. На фоне этого правительство, памятуя прошлогодний хлебный ажиотаж, озаботилось насыщением внутреннего рынка. Для этого отечественный минсельхоз предлагает меры по ограничению экспорта, введя непомерные экспортные пошлины.
Что касается Приуралья, то можно гарантировать только одно. До следующего урожая точно не будет расти стоимость так называемого социального хлеба из муки первого сорта. Это обеспечивает стабилизационный фонд, в котором сосредоточено 22 тысячи тонн зерна. Что касается других изделий из муки, а это вермишель, макароны, рожки, печенье, торты и многое другое, то тут каких-либо внятных гарантий никто дать не может.
Помимо этого, правительство предпринимает меры по сдерживанию цен на овощи и фрукты. В частности министр индустрии и торговли РК Владимир Школьник предложил акиматам заключить специальные соглашения с руководителями коммунальных рынков о снижении стоимости аренды торговых мест для продавцов «витаминной» продукции. При условии, что те, в свою очередь, сбавят цену на овощи и фрукты. Что из этого получится, пока неизвестно, так как местный коммунальный рынок «Ел Ырысы», как недавно выяснилось, до сих не имеет лицензию на свою деятельность. Кроме того, подобные меры ни к чему не приведут, если в ЗКО существенно не повысится число садов и плантаций.
На этом фоне все чаще раздаются голоса в пользу советских методов планирования. Но чем завершился этот эксперимент, мы познали 16 с небольшим лет назад.

Булат МАУЛЕНБЕРЛИЕВ

Design by Kumargazhin Almat