Nomer 36 (178) 7 сентября 2006 года

   Тунгушбай ЖАМАНКУЛОВ:
   ПРОСТОЙ СЕЛЬСКИЙ ПАРЕНЬ

  Режиссер Казахского государственного академического театра имени М. Ауэзова, лауреат Государственной премии, один из наиболее популярных актеров театра и кино, где он сыграл почти всех прославленных казахских ханов, Тунгушбай Жаманкулов поставил на сцене Уральского казахского драматического театра «Женитьбу Бонапарта». «Надежда» связалась с народным кумиром, Тунгушбай оказался человеком простым и открытым.
- По большему счету Тунгушбай Жаманкулов - актер или режиссер?
- Эти профессии, дополняя и нуждаясь друг в друге, всегда находятся рядом. Актер не может создавать интересные роли без участия и помощи режиссера, а последний тем паче не может жить без актера. Поэтому в моей душе актер и режиссер сосуществуют в тесной взаимосвязи. Но прежде всего я артист. Несмотря на то, что к артистической деятельности я шел сложно, преодолевая внутреннюю борьбу, эта профессия является для меня самой дорогой и любимой. В любом случае остаюсь защитником своей профессии и буду радеть за судьбу артистов, за их социальное и творческое положение в обществе. Чего греха таить, ведь и сейчас находятся люди, которые считают, что быть актером несерьезно. Услышав подобное, я готов броситься в жесточайший бой. Профессию актера очень уважаю. Если я и достиг каких-то успехов, то только благодаря тому, что мной движут именно эти высокие чувства.
- Вы говорите, что долго сомневались, выбирая между быть или не быть…
- Дело в том, что с детства планку актера я ставил очень высоко и считал себя недостойной кандидатурой для этой профессии. Помните, у Чехова: «Ну уж, как уж, куда уж, нам уж»? Ведь я - простой сельский парень, старший сын железнодорожника. В нашей семье было одиннадцать детей. Учился в обыкновенной сельской средней школе в 20 километрах от Тараза…
- И как вы осваивали гранит науки?
- Закончил 11 классов всего с двумя четверками и сразу же поступил в Джамбулский гидромелиоративно-строительный институт. Нужно было получить хорошее образование и помогать отцу кормить большую семью. В то время я находился под ярким впечатлением от таких индийских фильмов, как «Господин 420», «Бродяга». А в душе считал себя аульным парнем и скрывал желание стать актером, думая, что, наверное, только в Москве живут образованные люди, достойные большой сцены. На втором курсе вуза совершенно неожиданно судьба свела меня с известным режиссером, педагогом и основоположником казахской театральной школы Аскаром Тукпановым. В областном театре он ставил спектакль по роману Мухтара Ауэзова «Путь Абая». По рекомендации директора школы, где я учился, меня познакомили с этим известным человеком. Он сразу разглядел во мне чувство любви к актерству и вселил уверенность. С его легкой руки я буквально заболел театром - стал активно выступать в художественной самодеятельности института, ведь в школьном хоре я всегда был запевалой, в школьных постановках играл маленькие сценки, участвовал в массовках. Аскар Тукпанов увидел мои актерские способности, после чего я, как говорится, потерял голову и рискнул.
- От судьбы, говорят, не уйдешь…
- Выходит, что именно так. Хотя риск с моей стороны был. Я долго присматривался, какие люди поступают в театральный институт, проверял, сопоставлял. Мой знак зодиака - Весы, поэтому в принятии серьезных решений я всегда колеблюсь и все взвешиваю (смеется). В конце концов поступил в актерскую школу в класс народной артистки Советского Союза Хадиши Букеевой, а в 1973 году закончил ее с отличием. Но уже на втором курсе меня приняли в театр имени Мухтара Ауэзова, где я подрабатывал диктором-переводчиком для русскоязычного зрителя. Можете себе представить, и в это время меня снова одолевали сомнения? Я даже иногда подумывал: «Может, стоит вернуться в строительный вуз, получить простую специальность инженера-механика, быстрее стать на ноги и помогать отцу кормить братьев и сестер?» И вдруг – Его Величество Случай… На «Казахфильме» шла подготовка к съемкам двухсерийной картины по роману Абдижамила Нурпеисова «Кровь и пот». На главную роль пробовались восемь актеров, но удача оказалась на моей стороне. Тогда мне исполнилось тридцать лет…
- Можно сказать, что с этого момента и начинается переломный период в вашей творческой жизни?
- Да. После выхода на экран этого фильма на меня уже стали по-другому смотреть в театре, доверять более сложные психологические и философские роли. А в 1979 году пригласили преподавать актерское мастерство. Появилась возможность заняться и постановкой дипломных спектаклей, попробовать себя в роли режиссера. Вот так и по сей день. Сейчас я уже снялся в более 40 фильмах, сыграл в театре около 90 ролей, большинство из которых - главные.
- Каким, по-вашему, должен быть настоящий режиссер?
- Прежде всего – это личность, обладающая сильным характером. В эту профессию обычно приходят опытные артисты, писатели, поэты. Сцена для режиссера как кафедра. Стоять за ней может человек, который имеет на это право, данное ему художественными качествами и обостренным личностным отношением к времени, к обществу. Режиссура намного ответственнее, чем актерство. Актер всегда зависит от вкуса и интеллекта режиссера. Пропуская весь материал через свое сердце и душу, режиссер как бы является мостиком между автором-драматургом и зрителем. Но в то же время артист, работая в тандеме с режиссером, каждый день должен доказывать зрителю свое мастерство. Ведь как только режиссер заканчивает свою работу, все права переходят артисту.
- Что вы можете сказать сегодня о развитии казахского национального театра?
- Как ни обидно это сознавать, люди искусства продолжают оставаться для общества остаточным принципом. Существуют, конечно, некоторые подвижки, но тем не менее этого недостаточно, чтобы артисты и режиссеры действительно гордились своей профессией. Социальные условия работников театра оставляют желать лучшего, заработная плата маленькая, не блещет высоким уровнем и гонорар. Поэтому в театральном мире в основном работают люди фанатичные, преданно любящие свою профессию, не теряющие надежду, что их труд по достоинству будет оценен если не материально, так благодарным зрителем. Однако я не согласен с выражением - чем голоднее художник, тем он талантливее. Голод должен проявляться в другом измерении. В желании, чтобы мир стал красивее, чтобы решались проблемы, которые возникают из-за того, что мы порой недопонимаем друг друга, даже если говорим на одном языке и мыслим в одной плоскости.
- Но вот, например, в нашем городе построен один из красивейших драматических театров в республике…
- Уральск сегодня не узнать. Последний раз я приезжал сюда в 90-х годах. С того времени не изменились, наверное, только Золотая церковь, ряд красивых старинных домов и здание областного акимата, где мы когда-то снимали такой сюжет – революционеры выступали с балкона, а я стоял в охране у входа… Что касается местных актеров, мне показалось, что они интересные, творчески настроенные люди и достойны тех требований, о которых я уже говорил. Однако они обделены вниманием мужей, которые руководят культурой и искусством… Да, сделано большое дело – построен замечательный театр, но заработная плата артистов и режиссеров, я считаю, минимальная. И хотя мне никто не жаловался, я вижу обстановку, что называется, невооруженным взглядом. Меня, например, считают высокооплачиваемым артистом, однако я получаю всего 43 тысячи тенге. А этого для моей супруги, извините, хватит только на два похода в супермаркет (смеется). Поэтому денежная проблема остается. Во все времена об этом говорили, но вопрос так и не решен...
- Давайте о приятном. В Уральск вы приехали ставить спектакль по юмористическому рассказу Дулата Исабекова «Женитьба Бонапарта». Название интригует...
- В ваш город я был приглашен руководством области. Вы правы, при упоминании имени Бонапарта возникает образ военачальника, императора, но в постановке совсем другой подтекст. Народ наш наивный, очень любит подражать всему и порой называет своих сыновей великими именами. Кстати, недавно в Таразе родился ребенок, которого назвали Жакширак (смеется). Так и в этой комедии. Одного парня зовут Бонапарт, его братьев - Чапай и Щорс, есть там еще и Черчилль, Рузвельт. Писатель собрал все эти имена и создал бытовую комедию с далеко зарытыми социальными проблемами. Мы решили поставить легкое произведение, чтобы народ повеселился и отвлекся от груза извечных проблем. Считаю, спектакль получился интересным, и, думаю, что зритель его воспримет.
- А какие свои жизненные удачи вы можете назвать?
- Удача в том, что я многодетный отец и дед. У меня пятеро детей – четыре сына и дочь, четверо внуков – три внучки и один внук. Что касается удачи в актерской деятельности… Это 90-е годы. Самое сложное время для экономики страны, когда все разваливалось и уходило в тартарары. Будучи директором и председателем художественного совета главного театра нашей республики, театра имени Мухтара Ауэзова, мне удалось сохранить его от запустения и разорения. О себе тогдашнем я бы сказал перефразированными словами Пушкина: «Ай да Жаманкулов, ай да сукин сын!» Несмотря на сложнейшее финансовое положение, театр поднялся на ступень выше в своем развитии. И это признали все. Он стал настоящим столичным театром. Мы брали самые сложные темы и даже могли тягаться со многими театрами Москвы и вообще всего мира. Один из театральных критиков Великобритании, посетив наш театр, пригласил коллектив в Шотландию на всемирный Эдинбургский фестиваль, на который попадают только избранные. К сожалению, из-за экономических сложностей мы туда не поехали. Нужно было всего-то 60 тысяч долларов, но я не смог убедить властей, что это необходимо. Однако, как бы ни было обидно, сам факт уже говорит о высоком уровне театра. Это самая прекрасная полоса моей жизни.



Галина КАРЕНСКИХ,
фото Георгия СЕМЕНОВА

 

 

 

 

 

 
Design by Kumargazhin Almat