Nomer 32 (278) 7 августа 2008 года

   ТРОПАМИ МАУГЛИ

За десять дней уралец Макс Храмов с группой таких же неугомонных парней преодолел на мотоцикле две с половиной тысячи километров. Чего только не насмотрелись путешественники в пути! Их взору предстали великолепный город Ангкор, раскинувшийся среди джунглей, а также деревни, построенные прямо на воде. Хочу поделиться воспоминаниями байкера об этой удивительной стране, полной контрастов, о Камбодже.
Макс решился на столь дальнюю поездку из-за того, что замучил так называемый в байкерских кругах зимний мототоксикоз. А где можно кататься, если мы живем в такой климатической зоне, где ездить на своем любимом двухколесном транспорте можно всего лишь несколько месяцев в году? Конечно, там, где лето не заканчивается никогда. Стал тогда неугомонный байкер подыскивать товарищей, тех, кто мог бы разделить его «бред идею». В бескрайних просторах интернета Макс нашел-таки соратников, и они, немного посовещавшись, в начале января решили направить свои стопы, а вернее, нос самолета, в Камбоджу.
И вот в иллюминаторе показалась долгожданная вечнозеленая земля. Мотоциклы «Honda XP 250» класса «Эндуро» взяли напрокат в столице со странным и немного смешным для нашего языка названием – Пномпень. Чтобы привыкнуть к новым двухколесным «друзьям», решили покататься по городу. Уличное движение откровенно поразило команду. Из всех правил дорожного движения действует только одно – отсутствие каких-либо правил. Главное на тамошних дорогах - не тормозить и быть предсказуемым. Направо поворачивают не останавливаясь, а перекрестки пересекают с помощью звукового сигнала - чье колесо первое, тот и проезжает. В общем, движение хаотично, а светофор на пути мото-ватаги попался всего лишь один раз. Выезд на встречную полосу, как оказалось, у них не считается особым нарушением. Если говорить о марках машин, в основном, ездят «Тойоты», причем наблюдается резкий контраст – автомобили или очень старые, или самой последней модели. Также много на улицах Пномпеня самоделок.
Поколесив немного по столичным улицам, экстремалы отправились в долгожданную дорогу, лежавшую в направлении загадочных и непонятных джунглей. В первый день «сделали» 300 километров – притирались друг к другу, к мотоциклам и, конечно же, к радушно принявшей наших путников чужбине. Дорога второго дня уже не отличалась гладкостью асфальтового покрытия – команда выбралась на грунтовку. Тут уже проверяли возможности мотоциклов, поднимая тучи пыли. Но что самое интересное – пыль у них кроваво-красного цвета, впрочем, как грязь и сама земля.
На третий день путники погрузились в манящие джунгли. Описывать всю эту красоту, наверное, не хватит красноречия. Первое впечатление – на огромном пляже вырос густой лес, куда не пойдешь – под ногами песок. Из-за него нигде не прорвешься, приходилось ехать по накатанной колее. За третий день удалось пройти только 30 километров. Первое время с резвых «XP-шек» падали все участники похода, причем не раз и не два. А пока приспосабливались к столь экстремальному вождению мотоциклов, на джунгли опустилась ночь. Так как палатки изначально решили не брать, ночевать пришлось прямо посреди густых зарослей. Натянув гамаки с противомоскитной сеткой повыше между деревьями, чтобы не достали ядовитые змеи, принялись ужинать тем, что удалось раздобыть в ближайшей деревушке. Первая ночевка в джунглях стала поистине незабываемой!
- Проснувшись внезапно ночью, я подумал, ну, наконец, послушаю звуки джунглей, но «хватило» меня не более чем на пять минут - делится впечатлениями Макс. – После чего я вылез из гамака, достал припасенный коньяк и, хлебнув из бутылки, чтобы быстрее уснуть, поспешил обратно. С непривычки очень жутко слышать одновременно жужжание цикад, чей-то рев, чей-то рык. Казалось, что все вокруг шевелится… А утром проводник показал нам следы ночного гостя - тигра.
Местные жители очень дружелюбно относились к странствующей команде, особенно когда узнавали, что перед ними русские. Суть такой «любви» легко объяснима. Во-первых, пришел белый человек, принес зеленые купюры. Во-вторых, в свое время тогдашняя великая держава СССР сделала для Камбоджи очень многое. Общались с жителями преимущественно на английском, и хотя кхмерский язык несложный, он основан на тональностях. Одно и то же слово, произнесенное с разной интонацией, может обозначать противоположные вещи. Поэтому, приходя в кафе или покупая продукты на рынке, лучше все же изъясняться на английском языке. Кстати, раз речь зашла о провизии, все местные продукты, такие как фрукты, рис и кофе, стоят раз почти в десять дешевле, чем в Казахстане. На еду тратили не более пяти долларов в день. Столь же дешевая и одежда – за футболку торговцы просят по одному-два доллара, штаны продают по четыре, а кроссовки за десять «зеленых». Золото и драгоценные камни там продают по смешным для нас ценам. Например, сережки для дочурки, кольцо и часы для супруги из «рыжего» металла обошлись уральскому страннику всего в 200 долларов. Зато заправка бензобака ощутимо бьет по карману – в джунглях приходилось платить по два с половиной доллара за литр. Пиво и другая алкогольная продукция тоже не отличается дешевизной. Но в Камбодже горячительные напитки разливаются не в пол-литровые бутылки, а в шестисотграммовые.
А вообще в Камбодже две проблемы – мины и змеи, и если с первой бедой местное правительство кое-как справляется, то со второй все намного сложнее. Противоядие от укусов змей в той местности делает только один человек - русский переселенец Николай. Он же лечит жителей, причем совершенно безвозмездно. Еще что очень удивило – у многих жителей имеется огнестрельное оружие. Часто по дороге попадались щиты с надписью «Внимание! Вы вступаете на территорию, не контролируемую правительственными войсками, будьте предельно осторожны!», и предупреждениями о том, что местность заминирована. Чтобы не заморачиваться с разминированием, местными жителями были выжжены участки земли метров по 200 с обеих сторон дороги, а после засажены ананасами, бананами и манго. Так что недостатка в витаминах у путников не было. В поездке они перепробовали все фрукты, которыми так богата эта вечнозеленая земля. Те ананасы, которые продаются в Уральске, не идут ни в какое сравнение с камбоджийскими. Единственная проблема – отсутствие хорошей питьевой воды, потому приходилось употреблять только бутилированную.
Петляя узкими тропками, стелющимися по камбоджийской земле от деревушки до деревушки, байкеры наткнулись на затерянный в джунглях город Ангкор. Основное средство передвижения по древнему городу – тук-туки – мотоциклы с небольшим прицепом, в котором помещаются четыре человека. Одна половина города очищена от зарослей, потому что огромные корни деревьев разрушают прекрасные постройки. Вторая же осталась в первозданном виде. Старинные храмы утопают в зелени деревьев, сквозь которые в прямом смысле приходится продираться. Древние кхмеры оставили свою историю не в летописях, как другие, а в камне. И если египтяне статуи сначала вырезали, а потом только устанавливали, то здесь же делали наоборот – рука мастера касалась уже установленной каменной глыбы. В Ангкоре есть огромный храм, где на его стенах, словно на рунах, запечатлена история. На трех километрах барельефа можно «прочитать» все важные исторические события нескольких тысячелетий. В свое время Киплинг, вдохновленный красотами города, написал своего «Маугли». А в одноименном мультфильме, знакомом всем нам с детства, художник изобразил «настоящий» Ангкор.
Хотя Камбоджа бедная страна, там не знают что такое голод, потому что у них есть рис и лапша. В качестве основных приправ – соевый соус и красный перец. Наши искатели приключений видели столь привычные ложки и вилки только когда останавливались в гостинице. Все остальное время ели при помощи палочек – тек-тай. Причем, как и многие из нас, вначале ребята не понимали, как можно есть рис палочками. Но через пару дней они управлялись тек-таями чуть ли не лучше, чем ложками. Пробовали кузнечиков, жуков, каких-то насекомых, типа нашей медведки, которые продаются там стаканами, как семечки. А вот употреблять в пищу кобру запрещено законом, ведь по легенде именно кобра спасла от жары Будду во время медитации.
Так как в Камбодже официально разрешена марихуана и во многих кафе предлагали «хеппи пиццу», присыпанную листьями канабиса, отведать заморское угощенье никто так и не решился. А вообще такое растение как конопля применяется у них в разных сферах. Из-за отсутствия электричества холодильников в деревнях нет, скот и птицу продают на рынках живьем, а чтобы перевезти товар, живность предварительно отпаивают отваром «веселой» травы, и когда она становится апатичной и вялой, ее транспортируют. Кур привязывают за лапы и вывешивают по бокам мотоцикла, словно гроздья бананов, а свиней укладывают в плетеные корзины и укрепляют на седле, причем за раз они умудряются перевезти до шести хрюшек. Приходится приспосабливаться, ведь по такой узкой дороге с трудом проезжает легковой автомобиль, а о грузовике и говорить нечего. Самый востребованный и дорогой товар в знойной стране – это лед. Предприимчивые торговцы просили за кубометр замороженной воды четыре доллара.
После Ангкора перед экстремалами встал выбор – ехать 700 километров по зарослям джунглей или переправиться к следующему пункту водным путем. Уже насмотревшись на изрядно поднадоевшую песчаную дорогу, туристы решили взять лодку. И не пожалели. Они попали в настоящий водный мир – прямо посреди водной глади огромного озера раскинулись деревни. Там дети «ходят» друг к другу в гости в стиральных тазиках, шумно гребя ручонками по воде, взрослые же предпочитают передвигаться на лодках. При этом довольно просто поменять место жительства, если, например, не ужился с соседями – перегнал свой дом-плот в более подходящее для тебя место и живи. Возле каждой такой плавучей «квартиры» сооружен плот поменьше, на котором жители разбивают огороды. Основной рацион питания поселенцев составляют лотосы, рыба и… крокодилы. Жители водной деревни угощали бледнолицых гостей крокодилятиной, но особым вкусом мясо зеленой рептилии не отличалось, и было больше похоже на «резиновую» курицу с характерным запахом болота.
Несмотря на то, что мототуристы ехали практически по бездорожью, проблем с техникой практически не было. Конечно, случались мелкие проколы колес, которые ликвидировались прямо на месте в течение пяти минут, садились аккумуляторы, отказывала проводка, но мотоцикл продолжал ехать. Несколько раз проходили броды и пару «XP-шек» попросту утопили, но после разборки и просушки они все равно ехали. Расходники меняли практически на ходу. Тросики сцепления накидывали даже не останавливаясь.
Предпоследние дни уже порядком подуставшие странники гнали свои мотоциклы к морю. Мало кому верилось, что за один день они смогут преодолеть 700 километров, хотя, как говорится, глаза боятся, а руки делают, и уже в 11 часов вечера утомленные, но довольные бродили босиком по песчаному берегу, слушая шум волн Тихого океана. Остановившись в одной из прибрежных гостиниц, поставили измученные дорогой стальных «коней» и отправились на пляж. Лежа на шезлонгах, думали каждый о своем. Путешествие завершено, позади остались дремучие заросли, песчаные дороги, а впереди – дорога домой, сопровождаемая вереницей приятных воспоминаний…

Рассказ записала
Ирина МАРТЫНОВА

 

Design by Kumargazhin Almat