|
ОБЫЧНЫЙ
И ЧУДЕСНЫЙ МИР
ВАЛЕРИАНА ПРАВДУХИНА
  
|
   
(Начало в
   
№№ 18-27)
   
Новые общественные
порядки резко отзываются в судьбе главных героев романа «Яик
уходит в море», круто меняют их жизненные пути. То, что для
них совсем недавно казалось незыблемым и вечным, перестало
быть таковым. Не сбываются их мечты о простом человеческом
счастье, любви, семейном достатке. Рушится любовь Василиста
к Лизаньке Гагушиной и Насти к Климентию Вязниковцему. Их
стихийная тяга к правде, справедливости, согласию и добру
разбивается о жестокие законы действительности. Радостные
и яркие предчувствия будущего сменяются горькими разочарованиями,
утратами. Настя, любившая Климентия, под влиянием событий
начинает испытывать к нему чувство острой ненависти: он «против
казаков поступил нехорошо», предал беглых соколинцев, среди
которых оказался и ее отец. Настя убивает своего возлюбленного
- «песика шершавенького», мстя за отца, и сама вскоре умирает
от горячки.
   
Трагически
складывается судьба Луши, самой младшей из Алаторцевых, с
образом которой наиболее полно связано авторское представление
о положительном в казачьем быту и социальном устройстве жизни.
Ее образ воплощает собирательный характер уральской казачки,
красивой, смелой и дерзкой, отвергающей бытовые условности,
сословные предрассудки и религиозную нетерпимость, сковывающие
ее самостоятельность и свободу.
   
Стремление
героини к нормальным человеческим отношениям и нравственной
чистоте разбиваются о ложь и лицемерие несправедливого мира:
обрести счастье в этих условиях оказывается невозможно.
   
Под
воздействием противоречивой действительности меняется характер
героини, она проходит сложный путь нравственного обновления,
утверждая свое право на любовь, что в ее представлении является
основным требованием и содержанием человеческого существования.
Счастье любви она воспринимает «как самое большое и самое
высокое, что дано человеку на земле». Лицемерие, притворство,
обман - все это отвергается Лушей как нечто противоречащее
человеческому, подлинно гуманному в жизни. Но ее любовь к
Григорию Вязниковцеву оказывается двойственной и внутренне
противоречивой. С одной стороны, влечет к нему страсть и жажда
материнства, желание быть рядом с любимым, быть нужной, необходимой
ему; с другой стороны, она ненавидит его, как человека, неправедно
разбогатевшего, оторванного от казачьей среды, уверенного
в том, что с помощью денег можно купить все: и любовь, и благополучие,
и счастье. «Григорий, замечает автор, давно не верит ни в
какие силы на свете, кроме богатства». Луша не может примириться
с его жестокостью и лицемерием. Ее душа протестует против
суждений Вязниковцева, их цинизма и бесчеловечности. Этот
жизненный путь не устраивает казачку еще и потому, что это
путь разрыва с близкими ей людьми, с братом Василистом и бедными
станичниками, презираемыми Григорием Вязниковцевым. Но Лушка
не принимает любовь и попа Кирилла Шальнова, веселого, жизнерадостного,
умного и жестокого человека, давно потерявшего веру в добро
и справедливость, в Бога и черта: поп исповедует довольно
примитивный, звериный принцип, в котором чувствуются идеи
философии сверхчеловека. Охваченный бурным чувством к любимой
женщине, он утверждает: «Черные железные ворота ждут... в
будущем. Они захлопнутся наглухо, навечно. Навсегда! Какие
там к черту рай, Бог, добро? Это даже не призраки и не тени.
Есть земля, тело, страсть, кровь, трава, звери, люди, женщины,
солнце - и больше ничего! Надо по-звериному бороться за свое
счастье и не гоняться за привидениями».
   
Прямо
противоположные по своим взглядам люди, внешне противостоящие
друг другу, Григорий и Кирилл внутренне оказываются близки
друг к другу, так как в основе их мировоззрения лежит желание
самоутверждения, стремление доказать свою исключительность,
отрицание норм человеческой, трудовой морали. Эту внутреннюю
близость различных характеров осознает Луша, отвергающая их
любовь. Луша протестует против антигуманного начала в жизни.
Но ее протест не поднимается выше стремлений и желаний. Писатель
исторически и психологически точен, показывая и подчеркивая
эту ограниченность героини, поскольку она не могла подняться
выше нравственных (не говоря уже о социальных и политических)
представлений времени.
Николай
ЩЕРБАНОВ
(Продолжение следует)
|
|
|