Nomer 49 (139) 8 декабря 2005 года

   "ЗЮ" - В МАРШРУТКАХ, И В ОТДЕЛЕ "ЗЮ"
  Они всегда мчат как на пожар, часто игнорируя ограничение скорости. Они мешают остальному транспорту и пешеходам, тормозят и разворачиваются где попало, мечутся из ряда в ряд, совершают рискованные обгоны справа и слева. Они все время норовят остановиться в самом начале остановочного павильона, выстраивая за собой длинный хвост оглушительно сигналящих автобусов. Они - это набитые до отказа «ГАЗели».
Понятно, что водитель микроавтобуса не филантроп - чем больше людей перевезет за смену, тем больше заработает. Поэтому он и рискует, стремясь впихнуть в маршрутку как можно больше народу. Иногда в салоне «ГАЗели» одновременно оказываются до 25(!) пассажиров, половина которых едут согнувшись буквой «зю». Страшно подумать, что будет с ними, если маршрутка угодит в серьезную аварию.
И правда, что с ними будет? Это и выяснили коллеги из популярного российского журнала «За рулем». Они провели крэш-тест фронтального удара пассажирского микроавтобуса «ГАЗель» с семью манекенами в салоне в деформируемое препятствие на скорости 56 км/ч. Итог этих испытаний весьма печален - два «трупа», в числе которых «водителя» не оказалось, два «кандидата» на тот свет и три инвалида. Все семь «пассажиров» при ударе полетели вперед, некоторые продолжали «полет» и после остановки машины. Нетрудно представить, что произойдет, если маршрутка перегружена, как часто у нас бывает.
Рейды по пресечению перегруза маршруток, периодически проводимые дорожной полицией, дают кратковременный эффект. Как только эти облавы заканчиваются, газелисты опять берутся за старое.
Сейчас за счастье считается жить поблизости от конечной остановки городского транспорта, где можно без проблем занять кресло. На промежуточных остановках в лучшем случае ты можешь рассчитывать на «стоячее» место, в худшем – вообще не уехать. Причем такие явления наблюдаются не только в часы пик.
Назовем несколько таких проблемных маршрутов - №№ 1, 2, 6, 12, 15, 25, 36, 47. Вся беда в том, что «ГАЗели», а иной транспорт почти на всех данных маршрутах не задействован, не справляются с возросшим пассажиропотоком. Вывод тут напрашивается один: нужно дополнительно пустить по ним автобусы. И лучше не китайские, потому как они оказались ненадежными. Впрочем, за неимением нормальных автобусов можно пока довольствоваться и этими. Как тут не вспомнить обещание прежнего акима Уральска Вениамина Мукатаева заменить все «ГАЗели» на автобусы, которое так и осталось обещанием? Видимо, нынешнее руководство горакимата за слова своих предшественников не отвечает.
Об этих и других проблемах в сфере общественного транспорта мы хотели поговорить с работниками городского отдела пассажирского транспорта. Однако начальника данного отдела Нурлана Беккайыра на месте не оказалось. Он, как известно, возглавляет городскую избирательную комиссию и очень занят. А вот остальные работники транспортного отдела от комментария отказались наотрез, толком не объяснив причин.
Что ж, в таком случае нам ничего не остается, кроме как адресовать наши вопросы напрямую акиму Уральска Сагынбеку Муташеву - в надежде на то, что уж он-то сумеет урезонить своих подчиненных, нарушивших сразу несколько положений казахстанского законодательства. Так, п. 2 ст. 18 закона о «СМИ» гласит: «Государственные органы обязаны на равных условиях предоставлять информацию в случае обращения представителям средств массовой информации, независимо от их форм собственности и принадлежности, за исключением той, которая составляет государственные секреты Республики Казахстан». А в п. 2 ст. 352 Кодекса об административных правонарушениях сказано, что «Необоснованный отказ либо непредоставление в установленные законодательством сроки запрашиваемой журналистом информации влечет штраф на должностных лиц в размере до пятидесяти месячных расчетных показателей».

Ербол СМАГУЛОВ,
фото Георгия СЕМЕНОВА

Design by Kumargazhin Almat