Nomer 49 (139) 8 декабря 2005 года

   НА ЗАВИСТЬ "МЕРИНАМ" БЕГАЕТ ПО УРАЛЬСКУ КУРДАС

  Совсем еще маленьким он подкарауливал на улицах родного поселка трактора, чтобы, дождавшись, когда тракторист отойдет от «железного коня», тщательно рассмотреть все узлы и агрегаты. После, будучи учеником старших классов, Василий Юрасов твердо решил стать водителем или трактористом, после окончания школы не погнался вслед за сверстниками за дипломами престижных вузов, а поступил в Рубежинское ПТУ на механизатора.
Потом была армия, работа в геологоразведке. И везде Василий Юрасов был неразрывно связан с техникой. В 1972 году он купил «копейку», которая верой и правдой служит ему до сих пор. А ухаживает Василий Николаевич за ней так, как не каждый богатей за своим «мерсом» или «бумером».
Восемь месяцев назад Василию Юрасову случайно достался кузов от «Москвича-401», сосед разбирал в гараже старый хлам. Она оказалась одной из первых машин, выпущенных на АЗЛК. Каково же было его удивление, когда в техпаспорте увидел год производства авто – 1953, год, в котором родился и сам Василий Николаевич. Уникальный автомобиль, тут же прозванный курдасом, было решено восстановить во что бы то ни стало.
Однако дело это легкое только на первый взгляд. 401-й, точная копия немецкого довоенного «Опель Кадета», не выпускается более полувека. Проще достать звезду с неба, чем разыскать запчасти на этот раритет. Василию Юрасову приходилось импровизировать буквально на ходу - подгонять детали от более новых автомобилей, вытачивать узлы самому, а чаще всего выискивать запчасти буквально на свалках. Очень часто Самоделкин, именно так называют Василия Николаевича друзья, засиживался в своем гараже до пяти утра, не замечая, как прошла ночь.
Наконец, спустя восемь месяцев, Василию Юрасову удалось привести 401-й в состояние только что сошедшего с конвейера. Даже боковые молдинги блестели точно так, как у оригинала. Обретший вторую жизнь «москвичонок», реанимация которого обошлась владельцу в 800 долларов, был торжественно выведен из гаража и представлен водительской общественности. О том, какой ажиотаж поднялся среди гаражных соседей, Василий Николаевич вспоминает не без гордости. Поглазеть на машину сбежался весь кооператив. Владельцы современных «ауди», «нисанов» и «мерсов» толпились вокруг сияющего свежевыкрашенными боками старичка и, как дети, не могли оторваться от воскрешенного отпрыска советского былого автопрома.
В машине привлекало все - двигатель необычной конструкции, непривычный для современного обывателя дизайн кузова, рычаг переключения передач, расположенный на руле и множество мелких деталек, заставляющих влюбиться в отреставрированный 401-й с первого взгляда. Первая поездка «Москвича» тоже оказалась весьма приятной. Уральцы провожали машину глазами, а на перекрестках пешеходы забывали о светофорах и с раскрытыми ртами рассматривали детище Василия Николаевича.
На шоссе «старичок» показал себя превосходно. Легко разгонялся до 90 км/ч, отлично держал дорогу, чутко слушался руля.
Каждый сотрудник УДП счел своим долгом остановить в тот день «Самоделкина», но не для того чтобы предъявить нарушение правил дорожного движения, хотелось ближе посмотреть машину из далекого советского прошлого.
Вспоминает Василий Юрасов такой случай, произошедший совсем недавно. Он, как обычно, ковырялся в машине в гараже, когда увидел пожилую женщину, которая со слезами на глазах смотрела на 401-й. Оказалось, очень давно, на ее свадьбе был именно такой автомобиль. Василий Николаевич прокатил ее на своем раритете. «Она была очень счастлива»,- говорит он.
Что только не предлагали Василию Юрасову за 401-й. Даже хотели обменять его на новый, только что пригнанный из Германии «БМВ». Но Василий Николаевич непреклонен: «Своего курдаса я отдам только коллекционеру, который знает, как правильно ухаживать за старыми машинами».
Василий Юрасов планирует восстановить еще одного «Москвича-401» только с кузовом типа пикап. Он уже знает, у кого сохранился этот редкий автомобиль. Очень хочет отреставрировать легендарную «Победу» или «Волгу-21». Но главная мечта Василия Николаевича – создать в Уральске клуб владельцев старинных авто, в котором можно было бы делиться секретами реставрации раритетов, реанимировать вместе с другими членами клуба старые автомобили, устраивать выставки автостарины.

Кстати

Разработку проекта автомобиля «Москвич-401» курировал лично Сталин, который мечтал о создании «народного» автомобиля. Правда, прежде чем представить готовый проект на согласование вождю всех народов, конструкторы показали его Лаврентию Берии. Руководитель НКВД внес в проект несколько изменений. К примеру, убрал автопечку, сказав: «Наших людей морозом не напугаешь. В крайнем случае будут ездить в валенках».

Алексей ЮМАШЕВ,
фото Георгия СЕМЕНОВА

 
Design by Kumargazhin Almat