Nomer 19 (265) 8 мая 2008 года

   ВОДЫ БЫ ГЛОТОК

В отдаленных поселках Приуралья из-за отсутствия воды периодически вспыхивают склоки и даже потасовки. Иные вынуждены бросать обжитые места и переезжать в более благополучные населенные пункты. Что делается для жителей маловодного юга ЗКО? На этот и другие вопросы «Н» ответил заместитель акима области Ербол Салыков.
- Проблема маловодья обострилась с 2006 года. Нужно учесть, что Казталовский и Жангалинский районы обеспечиваются водой из двух источников. Из Саратовского канала, питающего реки Большой и Малый Узени, и через Палласовскую оросительную систему Волгоградской области, где происходит водообеспечение жителей Жанибекского и части Бокейординского районов.
- Значит, воды раньше хватало, что же случилось?
- Обычно в многоводные годы в нашу область из России поступало от 150 до 250 млн кубометров. Эта ситуация сохранялась до 2002 года, то есть пока природа нам дарила обильные паводки. Сократились паводки – упал уровень воды в реках, ведь год на год не приходится…
- А нельзя делать собственные запасы воды?
- На российской территории по Малому Узеню имеется семь водохранилищ, которые обеспечивают 110-115 млн кубометров запаса воды, а на Большом Узене – десять водохранилищ водоизмещением 190 млн кубометров. Каким образом распределить паводковые воды пополам, если Казахстан имеет только одно Сарашыганакское водохранилище на Большом Узене объемом в 30 млн кубометров? В итоге Саратовская область аккумулирует весь паводковый сток. В маловодные же годы паводок вообще не доходит до нашей области.
- И все же, почему бы и нам не позаботиться о водных резервуарах?
- В свое время за Сарышыганакским водохранилищем располагалось Айдарханское. В 1994 году во время сильных паводков оно было разрушено. Теперь требуется его реконструкция, что позволит в водные годы сделать запас до 50 млн кубометров. Готово и технико-экономическое обоснование, и проектно-сметная документация, также ожидается финансирование в сумме 219 млн тенге проекта в нынешнем году за счет средств республиканского бюджета.
- Одно водохранилище не решит проблемы зависимости от РФ, требуются более кардинальные меры…
- Согласен. Поэтому предусматривается несколько вариантов решения этой проблемы. О реконструкции Айдарханского водохранилища мы уже упомянули. Второй путь - переброска уральной воды через Урало-Кушумскую систему в Большой Узень. На ее реконструкцию в прошлом году из республиканского бюджета было выделено 340 млн тенге, а сам проект сдан в Комитет водного хозяйства МСХ. Во время визита его председатель Анатолий Рябцев одобрил наше начинание.
В результате реализации этого проекта покупка российской воды сократится на 30%, в денежном эквиваленте по новым тарифам экономия составит около 200 млн тенге.
- Какой объем воды приходится докупать в связи с маловодьем?
- Для обеспечения населения питьевой водой, орошения полей и на животноводческие нужды необходимо получить по рекам Большой и Малой Узени и по Палласовской оросительной системе 112 млн кубометров. Облакимат добился выделения из республиканского бюджета 638 миллионов тенге на 2008 год. Учитывая повышение тарифов на 20%, мы рассчитываем на 108 млн кубометров воды. Распределяться они будут следующим образом - 20 млн кубов будут пущены по Палласовке для Жанибекского и части Бокейординского районов, где население составляет 23,5 тысячи сельчан, а остальные 86 млн «отправятся» на Большой и Малый Узени для 19 тысяч жителей 11 сельских округов Казталовского и Жангалинского районов. Кроме того, мы поставили вопрос о переброске воды из Большого Узеня в Малый для обеспечения поселков Жанажол, Жанаказан и подачи воды в рыбохозяйственные озера Кашкар, Айдын и Сарыайдын Казталовского района.
- Насколько это реально?
- Там имеется естественное русло, которое необходимо привести в порядок, то есть построить подпорную плотину на Большом Узене у села Жанажол и соединительный канал протяженностью 7 км. В такие маловодные годы, как нынешний, только в низовье у Жанаказанского сельского округа Жангалинского района практически обмелели два озера, а в тех низовьях много и других озер, имеющих рыбохозяйственное значение. С вертолета мы видели, как высохли все озера Камыш-Самарских разливов. Это может вызвать нарушение экологического баланса края. Для подготовки ТЭО и проекто-сметной документации необходимо изыскать средства на местном уровне, а само строительство предполагается осуществить за счет республиканского бюджета.
- Пока эти проекты в стадии разработки, как решается проблема дефицита воды?
- Осенью многие водоемы и водохранилища оказались на нулевой отметке запаса воды. В связи с этим сократилось количество грунтовых вод, что стало причиной нехватки воды не только в водоемах, но и в колодцах. Поэтому акиматы южных районов выделяют дополнительные средства на очистку старых колодцев и строительство новых. К примеру, только в Казталовском районе необходимо открыть 14 колодцев. Также принимаются меры по выделению средств на приобретение водовозов. Так, в подвозе воды остро нуждаются десять населенных пунктов.
- Воды мало не только в отдаленных поселках южной части нашего региона, но и в пригородных поселках. Жители поселков Переметное и Пермский Зеленовского района, Федоровка Теректинского района рассказывают, что воду для полива дают раз в сутки, да и то на час, а питьевую люди там вынуждены покупать. Как сельчанам возделывать огороды, содержать скотину?
- Проблема маловодья коснулась и Урала. Во время паводка в этом году вода в реке поднялась до 3,85 м над уровнем поста, тогда как в прошлом - до 4,72, хотя средний уровень подъема в Урале всегда превышал 5 м. Эта проблема в один момент не решается. Сейчас создается структура, которая будет заниматься проблемами всей Урало-Каспийской системы, в том числе и реки Урал. Для этого инициируется вопрос проведения встречи в Атырау руководителей сопредельных областей. Думаю, там наверняка придут к нужному решению. В пригородной зоне вопрос водоснабжения считаю не столь острым, поскольку во многих подворьях имеются собственные колодцы. То есть вопрос и питьевой и технической воды здесь решается индивидуально. В южных районах сколько ни копай, до воды ни добраться…

Ирина КРИУЛИНА

Design by Kumargazhin Almat