Nomer 41 (287) 9 октября 2008 года

   ЕСЛИ ДРУГ ОКАЗАЛСЯ ВДРУГ

Родственники бывшего генерального директора ТОО «ИПК «Дастан» Марата Зайлягиевича Мухитденова, который скоропостижно скончался в августе на 58-м году жизни, напрямую связывают его смерть с сильнейшим стрессом, вызванным, как утверждает дочь покойного Бахыт, странной ситуацией вокруг одного из предприятий, принадлежавших ее отцу. Действительно, внезапная кончина вполне успешного, дружелюбного и жизнерадостного человека, активно готовившегося к участию в международных соревнованиях в Турции, вызвала в области неоднозначный отклик.
Журналисты «Н» пообщались с представителями обеих сторон этого конфликта.

Как утверждал Карл Маркс, в погоне за наживой капиталист может продать и мать родную. Трудно однозначно сказать, так это или нет, хотя великий автор «Капитала» знал, о чем говорил. Но не перевелись еще те, кто может поступиться таким, казалось бы, не менее святым понятием, как дружба.

Итак, версия этой истории, высказанная Бахыт Мухитденовой, являющейся начальником юридического отдела ИПК «Дастан», и Канатом Ниязовым, который после смерти Марата Мухитденова возглавил предприятие, такова.
В начале 2007 года руководство ИПК «Дастан» решило подыскать для типографии другую производственную базу, а основное здание на проспекте Достык, 177 переоборудовать под торговый центр. Объект находится в самом центре Уральска, решили дастановцы, а значит, безусловно, привлечет внимание потенциальных арендаторов, с некоторыми из которых уже были заключены договора.
Заложив указанное здание в «Альянс-Банке», одна из дочерних компаний издательско-производственной корпорации «Дастан», а именно ТОО «Дастан Хаус», получила крупный кредит. Расчет был таким, чтобы заемных средств хватило на покупку производственной базы под современную типографию и ремонт в заложенном здании. В дальнейшем планировалось выплачивать кредит из денег, поступающих от арендаторов.
Уже было подыскали земельный участок с добротным зданием для типографии, но тут в дело вмешался директор ТОО «Казахлакрица» Ержан Ахмедьяров, который находился в давних дружеских отношениях с Маратом Зайлягиевичем, человеком с добрым сердцем. Как выяснилось, еще в 2005 году административно-производственная база «Казахлакрицы» была заложена в банке «ТуранАлем». Причем получателем кредита являлась не «Казахлакрица», а некое ТОО «РАСК». Как пояснил «Н» сам Ержан Ахмедьяров, его попросили выступить гарантом стопроцентно возвратного кредита. Однако «РАСК» обязательств перед БТА не выполнил. (Кстати, в настоящее время в отношении этого предприятия инициировано дело о банкротстве). В итоге базу «Казахлакрицы» выставили на торги, которые из-за неоднократных протестов Ержана Ахмедьярова так и не состоялись.
Вот тут-то Ержан Ахмедьяров и обратился к своему другу Марату Зайлягиевичу с просьбой помочь в этой ситуации, предложив руководителю ИПК «Дастан» выкупить базу «Казахлакрицы»! При этом, по словам Бахыт Мухитденовой, Ержан Ахмедьяров утверждал, что, мол, чем это большое хозяйство достанется чужаку, пусть уж лучше его хозяином станет близкий ему человек. Хотя необходимая для дальнейшего развития производственная площадка уже была подобрана, Марат Мухитденов изменил свои планы и согласился с доводами друга.
В мае 2007 года был подписан договор купли-продажи административно-производственной базы, принадлежащей ТОО «Казахлакрица», по которому ТОО «ПолиАрт» обязалось оплатить ТОО «Казахлакрица» 155 млн тенге, последний, в свою очередь, должен был перечислить средства банку «ТуранАлем» для погашения ссудной задолженности. Банк после получения денег снял обременение на реализуемое имущество. Почему именно «ПолиАрт»? Потому что между этим предприятием и ТОО «Дастан Хаус» существовал договор на поиск и приобретение производственной базы.
Однако впоследствии высветилась одна весьма существенная деталь, которая и повлияла на ход дальнейших событий. Для совершения вышеупомянутой сделки директор ТОО «Казахлакрица» предоставил протокол общего собрания учредителей товарищества от 26 апреля 2007 года, в котором они давали согласие на адресную продажу заложенного имущества и наделяли полномочиями на подписание документов Ержана Ахмедьярова. В этом документе в числе учредителей товарищества значились Ержан Ахмедьяров и два его сына - Галым и Искандер. Их совокупная доля, согласно протоколу, составляла 78,6%, то есть по 26,2% на каждого. На самом деле доли в ТОО «Казахлакрица» все трое не имели. Учредителями товарищества в официальном реестре являлись совершенно другие юридические и физические лица. Остается непонятным, как специалисты БТА упустили столь существенный момент? Так, 78,6% данного ТОО имело агентство «Комек». Однако «Комек» об этой сделке не ведал, как говорится, ни сном, ни духом.
Впоследствии, как отмечает Канат Ниязов, руководство «Комека» все же узнало о сделке и не стало возражать против того, что хозяином базы стало ТОО «ПолиАрт».
Между тем ТОО «ПолиАрт» зарегистрировало за собой право собственности на приобретенное имущество и обратилось в акимат Уральска с заявлением о выкупе земельного участка в частную собственность, которое было удовлетворено. После этого базу разделили, и в сентябре 2007 года она перешла в собственность ТОО «Дастан-Хаус» и ТОО «Дастан LTD». Последнее, как можно догадаться по названию, также принадлежало Марату Мухитденову.
Но тут в июле 2007 года в суд неожиданно обратился Галым Ахмедьяров. Он требовал признать недействительным протокол общего собрания участников ТОО «Казахлакрица» от 26 апреля 2007 года. Мотив был прост - истец на данном собрании не присутствовал и своего согласия на реализацию заложенного имущества не давал. Суд отказал Г. Ахмедьярову по причине его отсутствия в реестре участников ТОО «Казахлакрица».
Казалось бы, инцидент исчерпан, однако это было только начало. В январе 2008 года с таким же требованием в суд неожиданно обратились представители АО «ФПК «Ак Жаик», которое владеет в ТОО «Казахлакрица» 13,2% доли. Основанием этого иска стало то, что ФПК «Ак Жаик» не принимала участия в адресной продаже имущества, заложенного в БТА. В ходе рассмотрения выяснилось, что председатель совета директоров АО «ФПК «Ак Жаик» С. Курманов представлял интересы акционерного общества без надлежаще оформленной доверенности.
Таким образом, получается, что Ержан Ахмедьяров, являясь директором ТОО «Казахлакрица» и, соответственно, должностным лицом, достоверно зная состав участников товарищества, составил заведомо недействительный протокол, который и использовал для заключения договора купли-продажи.
5 июня 2008 года Специализированный межрайонный экономический суд отменил договор купли-продажи административно-производственной базы между ТОО «Казахлакрица» и ТОО «ПолиАрт», а также все последующие сделки. При этом в судебном решении ни слова не говорилось о том, кто будет компенсировать ТОО «Дастан-Хаус» 155 млн тенге, которые оно заплатило за базу «Казахлакрицы» при посредничестве ТОО «ПолиАрт». А ведь эти деньги были взяты в кредит и по нему ежедневно начисляются далеко не маленькие проценты. Кроме того, не дана оценка по факту предоставления поддельного по сути протокола общего собрания учредителей ТОО «Казахлакрица».
Будучи должностными лицами, Ержан Ахмедьяров и Сагин Курманов подписали протокол общего собрания учредителей ТОО «Казахлакрица» от 26 апреля 2007 года, на основании которого были заключены все сделки, хотя не могли не знать о его недействительности и предвидели возможность признания договоров незаконными. Еще одним подтверждением этого является протокол общего собрания учредителей ТОО «Казахлакрица», обнаруженный позже дастановцами в административном здании данного предприятия. Он также датирован 26 апреля 2007 года и предназначался для предъявления в АО «ЦеснаБанк» для получения кредита. Так вот в данном протоколе Ержан Ахмедъяров указал действительных участников товарищества, каждый из которых поставил свою подпись и печать, в том числе и председатель совета директоров АО «ФПК «Ак Жаик» Сагин Курманов.
Дастановцы считают, что схема предоставления сфальсифицированного протокола изначально была продумана и осуществлена с целью последующего признания совершенных сделок недействительными с дальнейшим освобождением имущества ТОО «Казахлакрица» от обременения, а юридического лица - от гражданско-правовой ответственности.
Конечно, решение Специализированного межрайонного экономического суда обжаловано и теперь находится на рассмотрении надзорной коллегии областного суда.
В свою очередь, Ержан Ахмедьяров заявляет, что совесть его совершенно чиста. При этом он сам обвиняет наследников Марата Мухитденова в… рейдерстве. Он мотивирует это тем, что за десять месяцев, пока дастановцы были полноправными хозяевами административно-производственной базы, оборудование лакричного завода было приведено в негодность. Ущерб он оценивает в 250 млн тенге, поэтому считает вообще неуместным поднимать вопрос о возврате 155 млн тенге.
Между тем, как следует из счета-фактуры, предоставленного ТОО «Казахлакрица» и подписанного Ержаном Ахмедьяровым, все оборудование этого предприятия было оценено в… 500 тысяч тенге.
Что касается вопроса о протоколе общего собрания учредителей ТОО «Казахлакрица», в котором были неверно указаны участники товарищества, то Ержан Ахмедьяров его тактично обошел, словно данный фактор в этой истории имеет второстепенное значение. При этом во всем он обвиняет работников банка «ТуранАлем», которые, по его словам, уговорили его выступить гарантом ТОО «РАСК»:
- Они говорили, что все досконально проверили, а в итоге «РАСК» обанкротился.
При этом Ержан Ахмедьяров считает факт банкротства ТОО «РАСК» уже состоявшимся. Однако, как указано выше, производство по этому делу еще не закончено. Кроме того, директор ТОО «Казахлакрица» утверждает, что в банк было заложено только четыре объекта «Казахлакрицы», а остальные девять не находились в залоге. Также, судя по его заверениям, сумма залога первоначально составляла 87 млн тенге, и ему совершенно непонятно, откуда банкиры взяли 155 млн.
Вместе с тем, Ержан Ахмедьяров заявил, что еще перед заключением сделки купли-продажи он договорился с Маратом Мухитденовым о владении объектами ТОО «Казахлакрица» на паритетных условиях. По его словам, при этом разговоре присутствовали как его, Ахмедьярова, сыновья, так и дети Марата Мухитденова. Из-за нарушения Мухитденовым этого условия, мол, и разгорелся весь сыр-бор.
- Мы с Маратом Мухитденовым знали друг друга на протяжении двух десятков лет, - отметил Ержан Ахмедьяров. – Вместе справляли праздники, женили детей. Поэтому на меня эта ситуация действует угнетающе…
Как бы то ни было, поставить точку в данном конфликте призваны судебные органы, но Марата Зайлягиевича, пользовавшегося уважением не только среди западноказахстанцев, уже, к сожалению, не вернуть. Решающее заседание суда должно было состояться 12 августа. 9 августа Марата Мухитденова не стало – сердце друга не выдержало...

Булат МАУЛЕНБЕРЛИЕВ

 

Design by Kumargazhin Almat