Из 170
воспитанников школы-интерната глухими являются 94, слабослышащими
43, с тяжелым нарушением речи 24, а девять самых маленьких
находятся в группе пришкольного детсада. Кстати, в школе впервые
открыты классы с казахским языком обучения. Наверняка знание
родного языка поможет ребятам в будущем лучше адаптироваться
в современном обществе. Однако по-прежнему самой актуальной
остается проблема дальнейшего обучения и трудоустройства выпускников.
   
-
В законе «Об образовании» говорится, что дети с ограниченными
возможностями могут получать начальное профессиональное образование
в специальных учебных учреждениях, - говорит директор спецшколы-интерната
Аскар Акишев. - Но где эти училища? В нашей стране их нет.
А отправить своего ребенка на обучение в российские специализированные
учебные учреждения может не каждый родитель. Поэтому в 2000
году по инициативе нашей школы мы открыли профессиональные
группы по подготовке парикмахеров, столяров, сапожных мастеров
и швей-мотористок, тем самым приобрели статус школы-интерната-комплекса.
За четыре года существования комплекса специальности получили
73 воспитанника, в том числе 38 городских ребят, 32 сельских
и трое из других областей. Однако трудоустроиться смогла лишь
треть из них.
   
По
мнению начальника отдела занятости департамента координации
занятости и социальных программ ЗКО Армана Атошева, профессиональное
обучение надо строить с учетом анализа состояния рынка труда
нашей области, ориентируясь прежде всего на самые востребованные
специальности. Это поможет быстрее трудоустроить ребят с ограниченными
возможностями. К примеру, сейчас большим спросом в области,
по мнению Армана Атошева, пользуется профессия газоэлектросварщика.
   
-
О какой газоэлектросварке может идти речь, если на многие
работы нам просто не дают лицензии, - удивляется директор
Уральского учебно-производственного предприятия Казахского
общества глухих Малик Кубейсинов. - На дворе капитализм, а
он, как известно, подразумевает жесткую конкуренцию. Тут не
только девушки и парни с ограниченными возможностями, но и
здоровая молодежь долго не может найти работу. Мы же ограничены
во всем, поэтому не можем конкурировать в подготовке высококвалифицированных
кадров по нужным специальностям. На жизнь надо смотреть реально!
   
Кроме
того, государство, по словам Малика Куспановича, не берет
на свою службу ни одного глухого человека, а принуждать частника
принимать его на работу - значит противоречить Конституции,
экономическим и различным рыночным законам.
   
-
Остается одно, - подчеркнул Малик Кубейсинов. - Искать, как
это делается во всем мире, ту нишу, которые могут заполнить
ребята с нарушением слуха и речи. Это несложные строительно-ремонтные
работы, швейные производства, обеспечивающие продукцией детские
дома и больницы. Неплохо также зарабатывают сапожники и чистильщики
обуви.
   
Однако,
как выяснилось, работать на подобных фабриках и других предприятиях
интернатовцам не так-то легко.
   
-
Мы готовы принять на стажировку и в дальнейшем трудоустроить
ребят с ограниченными возможностями, - говорит заместитель
директора уральской швейно-трикотажной фабрики ТОО «Надежда»
Владимир Махорин. - Однако швейное оборудование, на котором
учатся дети в интернате, - это вчерашний день. Когда воспитанницы
приходят на фабрику, они пугаются машин нового класса. Кроме
того, у девочек в работе совсем нет скорости, что очень важно
в специальности швеи. Поэтому не все воспитанницы привыкают
к напряженному графику нашей фабрики, многие не выдерживают
и уходят. К примеру, сейчас из восьми девушек осеннего набора
остались только трое.
   
Другая
причина - психологическая, отмечают участники «круглого стола».
Детям с ограниченными возможностями трудно работать среди
здоровых людей. Им постоянно кажется, что их начинают обманывать,
к ним не так относятся. Это также вынуждает ребят уходить
с предприятий.
   
Тем
не менее воспитанники школы-интерната могут и хотят работать.
Главное, готовность общества и государства принять их. А сейчас,
к сожалению, ее, готовности, еще нет.    
Поэтому
понятно, почему родители сильно беспокоятся о будущем своих
детей.
   
-
Когда мой сын окончил школу, я взяла отпуск, и мы стали искать
работу, - говорит мама выпускника Асхата. - Обошли все предприятия
- нигде не берут. Только после окончания курсов штукатура-маляра
сын попал к частнику на сезонные строительные работы. Асхат
очень старался и заработал неплохо. Приятно было, когда меня
поблагодарили за сына. Но после сезонных работ он уже нигде
не смог устроиться. Сидит дома, и что мне делать, я не знаю...
   
-
За последнее время школа выросла и усовершенствовалась, -
продолжила тетя одного из старшеклассников Накия Кабакаевна.
- Стала готовить сапожников, столяров, парикмахеров. Вот только,
действительно, кто их после возьмет? И даже если возьмут,
то или платить будут одни гроши, на которые не проживешь,
или в любой момент, чуть что не так, укажут на дверь. А вы
посмотрите, в каких условиях дети получали это профессиональное
образование. Сапожная, столярная мастерские - ветхие лачуги,
которые недавно, кстати, были закрыты по причине аварийного
состояния. Почему же молчит акимат? Ведь каким бы хорошим
ни был директор, один он с такой серьезной проблемой не справится.
Надо найти спонсоров, помочь с помещением для мастерских,
выбить лицензию, чтобы открыть при школе-интернате частное
предприятие. Вот тогда помощь будет ощутима.
   
-
В законе «Об инвалидах» предусмотрена трехпроцентная квота
для предприятий, чтобы они принимали на работу людей с ограниченными
возможностями. Но, к сожалению, этот закон в нашей стране
не работает, - утверждает председатель Западно-Казахстанской
областной организации Казахского общества глухих Айслу Себенова.
- Недавно на встрече с министром труда и социальной защиты
населения я подняла этот вопрос, и Гульжана Карагусова заверила,
что в новом законе этот механизм продуман тщательно. Государство
будет давать субсидию таким предприятиям или будут более серьезные
налоговые послабления. Так что в будущем, я надеюсь, проблема
трудоустройства интернатовцев перестанет быть острой.
   
В
заключение «круглого стола» его участники ответили на многочисленные
вопросы воспитанников школы. Ребят интересовало, имеют ли
они возможность работать официантом, трактористом, шофером,
есть ли надежда на получение жилья, водительских прав и многое
другое. Было грустно слышать неутешительные ответы...
Евгения
ВОЛГИНА
|