Прогноз погоды

 
   
"КРУГЛЫЙ СТОЛ" НЕДЕЛИ
    Глядя на танцующих и «поющих» воспитанников областной специализированной школы-интерната-комплекса для детей с нарушением слуха и речи, ощущаешь и радость, и грусть. Здесь они как одна большая семья: заботятся друг о друге и помогают. А главное, каждый воспитанник знает, что он нужен, поэтому и беспокоиться ему не о чем. Но, к сожалению, школьные годы летят быстро, и уже не за горами тот день, когда выпускники навсегда оставят стены интерната. Впереди их ждет совсем незнакомая взрослая жизнь, жизнь среди людей хорошо слышащих и свободно говорящих.  
КРИК В СТРАНЕ ГЛУХИХ
Как примет общество этих ребят, где им найти работу, чтобы быть востребованными? Ответы на эти непростые вопросы пытались найти участники «круглого стола».

    Из 170 воспитанников школы-интерната глухими являются 94, слабослышащими 43, с тяжелым нарушением речи 24, а девять самых маленьких находятся в группе пришкольного детсада. Кстати, в школе впервые открыты классы с казахским языком обучения. Наверняка знание родного языка поможет ребятам в будущем лучше адаптироваться в современном обществе. Однако по-прежнему самой актуальной остается проблема дальнейшего обучения и трудоустройства выпускников.
    - В законе «Об образовании» говорится, что дети с ограниченными возможностями могут получать начальное профессиональное образование в специальных учебных учреждениях, - говорит директор спецшколы-интерната Аскар Акишев. - Но где эти училища? В нашей стране их нет. А отправить своего ребенка на обучение в российские специализированные учебные учреждения может не каждый родитель. Поэтому в 2000 году по инициативе нашей школы мы открыли профессиональные группы по подготовке парикмахеров, столяров, сапожных мастеров и швей-мотористок, тем самым приобрели статус школы-интерната-комплекса. За четыре года существования комплекса специальности получили 73 воспитанника, в том числе 38 городских ребят, 32 сельских и трое из других областей. Однако трудоустроиться смогла лишь треть из них.
    По мнению начальника отдела занятости департамента координации занятости и социальных программ ЗКО Армана Атошева, профессиональное обучение надо строить с учетом анализа состояния рынка труда нашей области, ориентируясь прежде всего на самые востребованные специальности. Это поможет быстрее трудоустроить ребят с ограниченными возможностями. К примеру, сейчас большим спросом в области, по мнению Армана Атошева, пользуется профессия газоэлектросварщика.
    - О какой газоэлектросварке может идти речь, если на многие работы нам просто не дают лицензии, - удивляется директор Уральского учебно-производственного предприятия Казахского общества глухих Малик Кубейсинов. - На дворе капитализм, а он, как известно, подразумевает жесткую конкуренцию. Тут не только девушки и парни с ограниченными возможностями, но и здоровая молодежь долго не может найти работу. Мы же ограничены во всем, поэтому не можем конкурировать в подготовке высококвалифицированных кадров по нужным специальностям. На жизнь надо смотреть реально!
    Кроме того, государство, по словам Малика Куспановича, не берет на свою службу ни одного глухого человека, а принуждать частника принимать его на работу - значит противоречить Конституции, экономическим и различным рыночным законам.
    - Остается одно, - подчеркнул Малик Кубейсинов. - Искать, как это делается во всем мире, ту нишу, которые могут заполнить ребята с нарушением слуха и речи. Это несложные строительно-ремонтные работы, швейные производства, обеспечивающие продукцией детские дома и больницы. Неплохо также зарабатывают сапожники и чистильщики обуви.
    Однако, как выяснилось, работать на подобных фабриках и других предприятиях интернатовцам не так-то легко.
    - Мы готовы принять на стажировку и в дальнейшем трудоустроить ребят с ограниченными возможностями, - говорит заместитель директора уральской швейно-трикотажной фабрики ТОО «Надежда» Владимир Махорин. - Однако швейное оборудование, на котором учатся дети в интернате, - это вчерашний день. Когда воспитанницы приходят на фабрику, они пугаются машин нового класса. Кроме того, у девочек в работе совсем нет скорости, что очень важно в специальности швеи. Поэтому не все воспитанницы привыкают к напряженному графику нашей фабрики, многие не выдерживают и уходят. К примеру, сейчас из восьми девушек осеннего набора остались только трое.
    Другая причина - психологическая, отмечают участники «круглого стола». Детям с ограниченными возможностями трудно работать среди здоровых людей. Им постоянно кажется, что их начинают обманывать, к ним не так относятся. Это также вынуждает ребят уходить с предприятий.
    Тем не менее воспитанники школы-интерната могут и хотят работать. Главное, готовность общества и государства принять их. А сейчас, к сожалению, ее, готовности, еще нет.     Поэтому понятно, почему родители сильно беспокоятся о будущем своих детей.
    - Когда мой сын окончил школу, я взяла отпуск, и мы стали искать работу, - говорит мама выпускника Асхата. - Обошли все предприятия - нигде не берут. Только после окончания курсов штукатура-маляра сын попал к частнику на сезонные строительные работы. Асхат очень старался и заработал неплохо. Приятно было, когда меня поблагодарили за сына. Но после сезонных работ он уже нигде не смог устроиться. Сидит дома, и что мне делать, я не знаю...
    - За последнее время школа выросла и усовершенствовалась, - продолжила тетя одного из старшеклассников Накия Кабакаевна. - Стала готовить сапожников, столяров, парикмахеров. Вот только, действительно, кто их после возьмет? И даже если возьмут, то или платить будут одни гроши, на которые не проживешь, или в любой момент, чуть что не так, укажут на дверь. А вы посмотрите, в каких условиях дети получали это профессиональное образование. Сапожная, столярная мастерские - ветхие лачуги, которые недавно, кстати, были закрыты по причине аварийного состояния. Почему же молчит акимат? Ведь каким бы хорошим ни был директор, один он с такой серьезной проблемой не справится. Надо найти спонсоров, помочь с помещением для мастерских, выбить лицензию, чтобы открыть при школе-интернате частное предприятие. Вот тогда помощь будет ощутима.
    - В законе «Об инвалидах» предусмотрена трехпроцентная квота для предприятий, чтобы они принимали на работу людей с ограниченными возможностями. Но, к сожалению, этот закон в нашей стране не работает, - утверждает председатель Западно-Казахстанской областной организации Казахского общества глухих Айслу Себенова. - Недавно на встрече с министром труда и социальной защиты населения я подняла этот вопрос, и Гульжана Карагусова заверила, что в новом законе этот механизм продуман тщательно. Государство будет давать субсидию таким предприятиям или будут более серьезные налоговые послабления. Так что в будущем, я надеюсь, проблема трудоустройства интернатовцев перестанет быть острой.
    В заключение «круглого стола» его участники ответили на многочисленные вопросы воспитанников школы. Ребят интересовало, имеют ли они возможность работать официантом, трактористом, шофером, есть ли надежда на получение жилья, водительских прав и многое другое. Было грустно слышать неутешительные ответы...

Евгения ВОЛГИНА

Design by Kumargazhin Almat