|
ОБЫЧНЫЙ
И ЧУДЕСНЫЙ МИР
ВАЛЕРИАНА ПРАВДУХИНА
|
  
|
   
(Начало в №№ 18,19,20,21,22,23)
   
Далеко
не случайно на страницах очерков возникает образ Пугачева,
и    
вспоминаются
буйные есенинские строки:
   
Ох, как
устал и как болит нога!..
   
Ржет дорога
в жуткое пространство.
   
Ты ли,
ты ли, разбойный Чаган,
   
Приют дикарей
и оборванцев.
   
На первый
взгляд, они резко контрастируют с состоянием всеобщего покоя,
воцарившемся в крае, как замечает писатель, «мало соответствуют
минуте», но на самом деле довольно часто характеризуют ту
неопределенность положения казаков, внутреннее смятение и
духовную неудовлетворенность в их умах и душах.
   
Невероятной
ожесточенностью и классовой ненавистью гражданская война на
Урале поразительно напоминает Правдухину пугачевское восстание,
которое по своей сути тоже было братоубийственной бойней.
В длинной череде потерь, понесенных уральской общиной, эти
два эпохальных события сыграли роковую и гибельную роль.
Из воспоминаний о Правдухине известно, что он постоянно интересовался
казачьим фольклором, записывал его, любил петь уральские песни
и частушки. Вспоминая совместную с Валерианом Павловичем охоту
в каленовских степях, Георгий Косарцев, кстати, один из героев
правдухинского очерка «Осенняя плавня», привел следующий эпизод:
«Волнения окончились, и Валериан тихонько запел частушку:
   
Не форси,
форсун форсистый,
   
Я тебя
не полюблю,
   
Пройду
боком мимо окон,
   
На тебя
не погляжу.
   
А потом
расспрашивал, какие песни, частушки поют у нас в поселке».
   
Многие
песни, которые он называет «старинными», «любимейшими в Каленовском
поселке», приводятся полностью, как некое важное дополнение
к очеркам. Это «Подуй, подуй, погодушка», «Комарики звончатые
мои», «Уж вы ночи, мои ночи, ночи темные». Другие песни, как,
например, «Уралка», подробно комментируются. Так, указав на
искусственность и сочиненность текста этой песни, Правдухин
отметил необычную красоту ее мотива, который «глубоко гармонирует
с характером казачьей жизни, с природой - широкими степями,
отлогими берегами Урала, всегда открытым горизонтом полей».
   
Некоторые
песни казаки уже не поют, так как они совершенно не соответствуют
современному настрою жизни. Это песни о казачьей «неустрашимой
храбрости», о достатке. Такова «хвастливая», как ее называет
писатель, песня:
   
На краю
Руси обширной,
   
Вдоль Урала
берегов,
   
Проживает
тихо, мирно
   
Войск уральских
казаков.
   
Все икру
Урала знают
   
И уральских
осетров, -
   
Только
знают очень мало
   
Про уральских
казаков.
   
Правдухин
ошибочно, а, возможно, и намеренно приписывает ее авторство
бузулукскому воинскому начальнику. Тогда как слова этой песни
принадлежат уральскому поэту Н. Ф. Савичеву.
   
Иногда
песня, хорошо известная на Урале, исполненная не в свойственной
обстановке, приобретает иной смысл и иное звучание. Грустью
и тоской веет от веселой и отчаянной его песни «Багренье»:
   
Приехали
на ятовь,
   
На ятови
- одна кровь.
   
Багренье,
багренье,
   
Одно кровоженье!
   
Слова этой
незатейливой песенки о незадачливых рыбаках вызывают непроизвольные
ассоциации не столько с рыбной ловлей, сколько с недавними
кровавыми событиями гражданской войны. Поэтому лихие ритмы,
бодрые слова, причудливые припевы воспринимаются совершенно
по-новому, вызывая слезы и душевное смятение у слушателей
и исполнителей.
Николай
ЩЕРБАНОВ
(Продолжение следует)
На снимке: коллектив журнала «Сибирские огни»: справа
во втором ряду - В. Правдухин, рядом -
Л. Сейфуллина.
|
|
|