Nomer 19 (161) 11 мая 2006 года

  "АЭРОПОРТ В ПОЛНОМ ПОРЯДКЕ!"

  После публикации цикла статей об истории аэропорта «Уральск: летопись взлетной полосы» редакция получила множество откликов. Читателей весьма заинтересовала авиационная биография Приуралья, с которой они смогли впервые ознакомиться именно в «Надежде». Многие нашли среди героев этой публикации своих родственников и друзей. «А чем сейчас живет наш аэропорт?» – этот вопрос звучал чаще всего.
О нынешних буднях и праздниках уральских авиаторов с нами поделился директор АО «Международный аэропорт «Ак жол» Олег Амангалиев:

- Воздушные ворота Западного Казахстана находятся в полном порядке, - сразу же заверил Олег Ибатович, возглавляющий уральский аэропорт с 1994 года. - Ведь аэропорт - это своего рода этикетка, по которому приезжие судят как о нашем городе, так и об уровне гостеприимства его жителей. Международным он стал еще в 1993 году, когда начались чартерные рейсы из Чехословакии по маршруту Прага-Уральск-Брно. Вы помните, тогда началось строительство новых микрорайонов Аксая, где работали чешские строители. Потом пошли чартерные рейсы транзитом через Уральск во Франкфурт и Ганновер, и на Карачаганак стали прибывать другие иностранные специалисты. Сейчас «Ак жол» стабильно развивается. Наше предприятие предоставляет услуги авиационным компаниям, пассажирам и другим клиентам в авиационной и неавиационных сферах деятельности, обеспечивая регулярность и безопасность полетов. Стратегической целью является не только удержание достигнутых позиций, но и постоянное увеличение транзитных авиаперевозок, стабильный рост ассортимента и качества услуг для авиапассажиров, уменьшение вредного влияния на окружающую среду. Все это реализуется силами высококвалифицированных профессионалов. Несмотря на утечку кадров за границу в 90-е годы прошлого века, нам удалось сохранить костяк специалистов. С 1995 года объединенный до этого уральский авиаотряд по постановлению правительства РК разделился на три отдельных субъекта – акционерное общество «Международный аэропорт «Ак жол», авиакомпанию «Беркут-ЗК» и филиал РГП «Казаэронавигация», что позволило четко разграничить функции и целенаправленно работать на своем направлении.
- С какими городами сейчас Уральск держит авиационную связь?
- На сегодня наш аэропорт обеспечивает пассажирское сообщение с Астаной, Алматы, Москвой, Атырау и Актау. Есть чартерный рейс из Лондона. Помимо этого, через нас транзитом из Китая в Россию идут транспортные Ил-76, а также из Западной Европы в Уральск - для обеспечения нужд Карачаганакского месторождения. Наша взлетно-посадочная полоса длиной 2400 и шириной 45 метров позволяет принимать самолеты весом до 140 тонн, среди них Боинг-737, Боинг-757, Ту-134, Ту-154, Як-40, Як-42, Ан-24 и другие, а также все типы вертолетов.
- Аэропорт - сложный механизм, представляющий множество различных подразделений. Работа какого из них наиболее сложная?
- Прежде всего это служба безопасности полетов, обеспечивающая нормальные условия для взлета и посадки авиатехники днем и ночью. В числе необходимых мер – «чистота» взлетно-посадочной полосы и зимой, и летом, обеспечивающая надлежащий коэффициент сцепления, отсутствие посторонних предметов, техники, препятствующих маневрам взлетающего или приземляющегося лайнера. Немаловажную роль в этом играет служба видеонаблюдения аэропорта. Девять видеокамер охватывают своим оком практически все, в том числе и наиболее удаленные участки нашей довольно большой территории. К примеру, камеры «Сименс» позволяют увидеть номер автомобиля на расстоянии до 200 метров. Видеокассеты с записями наблюдений хранятся 30 дней. Кстати, именно этот архив и позволил нам развеять высказывания, растиражированные в некоторых СМИ, о якобы негативных последствиях аварийной посадки английского пассажирского Боинга-747, произошедшей 15 апреля. Просмотрев видеозапись, журналисты убедились, что посадка иностранного лайнера и обслуживание его пассажиров прошли нормально. Видеозапись помогает нам выявить различные моменты. Были и курьезные случаи. Однажды один из «охотников» за черным ломом под покровом ночи попытался унести две урны, стоявшие перед аэровокзалом. Оператор видеонаблюдения, засекший действия злоумышленника, оперативно оповестил охрану для принятия мер.
- В связи с Боингом-747 возникает вопрос: как часто происходят аварийные посадки?
- Еще в советские времена было незапланированное приземление военно-транспортного самолета Ан-26. Случай с британским Боингом – второй. Обе посадки прошли нормально - практически в штатном режиме. Как видите, это происходит крайне редко. Но в любом случае у нас в постоянной готовности находится аварийно-спасательная служба. Круглосуточно работают и медики.
- Как известно, большую опасность для самолетов представляют и дикие птицы…
- Безусловно. Попадание птицы в сопло реактивного двигателя лайнера при взлете и посадке может привести к тяжелым последствиям. В лучшем случае двигатель выйдет из строя, а расходы по его ремонту автоматически лягут на нас. Таков существующий порядок. А ведь стоимость авиационных двигателей доходит до весьма круглой суммы. Например, на тех же «Боингах» он достигает 10 миллионов долларов. Поэтому в аэропорту в составе аэродромной службы имеется орнитолог. Пернатых отпугивают разными способами, в основном шумовыми эффектами. А при необходимости используется и оружие.
- Взлетно-посадочная полоса – основа аэродрома, в каком она состоянии?
- Верно подмечено. Поэтому содержать ее нужно в идеальном состоянии. Этим занимается аэродромная служба, оснащенная необходимым количеством специальной техники. О нелегком труде работников данной службы можно судить по такому фактору: на разовую разметку взлетно-посадочной полосы, перрона и стоянки уходит до двух с половиной тонн краски. Между прочим, наши специалисты подсчитали, что если нашу «взлетку» разложить как автомобильную дорогу, она протянется от аэропорта до моста через Урал. Вот и представьте, сколько нужно сил и средств, чтобы содержать взлетно-посадочную полосу в нормальном состоянии. Важное значение имеет и работа спецавтобазы. Здесь сосредоточены автомобили-трапы, заправщики, ассенизаторы и другая спецтехника. Отмечу, что процедура подачи трапа и любой специальной техники к самолетам очень строго технологически регламентирована во избежание несчастных случаев и повреждения летательных аппаратов. Как показывает недавняя аварийная посадка Боинга-747, наши специалисты с этим справляются неплохо. Естественно, огромную роль играет и электросветотехническое обеспечение аэропорта. Вообще-то электроэнергию мы получаем из общих сетей, но если снабжение прерывается, автоматически включается автономная система. В общем, можно сказать, что аэропорт - это автономный объект, который в непредвиденных ситуациях сможет в течение довольно длительного времени обеспечить себя всем необходимым, в том числе электроэнергией, теплом, водой...
- У вас большой коллектив, как решаются его социальные проблемы?
- При аэропорте имеется семейное общежитие, в котором проживают 29 семей наших работников. В нем есть даже своеобразный детский сад – комната, где ребятишки могут поиграть, посмотреть телевизор... Доставка работников из города и обратно, а также школьников из местного общежития до Подстепнинской школы обеспечивается нашими автобусами. Выплата заработной платы и отчисление пенсионных взносов осуществляются без задержек. В среднем наши работники, а их на нашем предприятии 360, получают по 20-22 тысячи тенге. Надо признать, в 1999 году у нас был сложный период, когда зарплата не выплачивалась девять месяцев. Но затем в течение трех месяцев задолженность была погашена. Наши ребята еще шутили по этому поводу: «Олег Ибатович, мы уже устали получать деньги». Сейчас финансовое положение нашего предприятия – стабильное. К примеру, 2005 год мы закончили с показателем в 32 миллиона тенге прибыли, которая стопроцентно пошла на развитие предприятия. Немалая сумма была направлена и на благотворительные цели.
- Кого из работников вы хотели бы выделить?
- В первую очередь, конечно, тех, кто не один десяток лет трудится в воздушной гавани Уральска. А их у нас немало. Это – заместитель по наземным службам Александр Конников, который работает здесь с 1971 года, инженер-инспектор по безопасности полетов Петр Сирик, работающий почти 40 лет. Более 30 лет отдали аэропорту бывший пилот, а ныне мой помощник Агдам Асетов, начальник гаража Юрий Киреев, начальник службы электросветотехнического обеспечения Александр Тухлиев, водитель топливозаправщика Николай Погонец, технические работники Алия Мулдашева и Бактылы Ахмедьярова. Неплохо зарекомендовали себя ведущий экономист Надежда Гринько, библиотекарь-архивариус Шарбану Аяпбергенова, горничная гостиницы Сауле Бегайдарова и многие другие труженики аэропорта. Особое внимание у нас к ветеранам Великой Отечественной войны, а их в аэропорту в разное время было немало. Сейчас в живых остались только 15. Среди них и автор недавних публикаций в вашей газете Михаил Евстафьевич Коробков. Кроме того, под нашей опекой находятся восемь тружеников тыла и 20 вдов участников войны. Будь то 9 Мая, другой праздник или юбилей, мы спешим к своим ветеранам с пожеланиями добрых слов и подарками. На нынешний День Победы все они традиционно получили от нас подарки и денежную помощь. Пользуясь случаем, хочу от имени коллектива АО «Международный аэропорт «Ак жол» поздравить всех фронтовиков и тружеников тыла с Днем Великой Победы. Желаю крепкого здоровья и долгих лет жизни.


Беседовал
Булат МАУЛЕНБЕРЛИЕВ,
фото Георгия СЕМЕНОВА

КСТАТИ

Посол Казахстана в Великобритании Ерлан Идрисов был приятно удивлен, получив на днях письмо от британской гражданки. Катерина Крамери просила передать благодарность руководству уральского аэропорта - за «большое внимание и усилия по обеспечению максимального комфорта». Вместе с мужем и двумя детьми она летела на борту того самого Боинга-747, совершившего 15 апреля аварийную посадку в аэропорту Уральска. Ранее наши дипломаты получали от англичан одни лишь жалобы на действия работников казахстанских авиалиний.

Старший диспетчер Гульнара Есмуханова всегда вежлива и доброжелательна.
У электромонтера Кубайдоллы Уразова оборудование в порядке.
За работой - оператор пункта видеонаблюдения аэропорта Любовь Евсюк.
Design by Kumargazhin Almat