Прогноз погоды

 
   
ПОЛЕМИКА НЕДЕЛИ
ГЛУПО ОТКАЗЫВАТЬСЯ ОТ ЗАЧЕТА
 
   В публикации «Быть ли зачету» («Надежда» от 7 тюля) я утверждал, что отказ городского отдела образования и спорта от проведения городского зачета по физкультуре – это шаг, разрушающий систему массового привлечения школьников к активным занятиям физкультурой. Объясню, почему.
Как родилась идея
Порожденная советской системой методика сбора информации о состоянии образования, мягко говоря, грешила необъективностью. Затребованные с мест статистические отчеты составлялись «от фонаря» и в угоду местному начальству, а наезжавшие комиссии, руководители которых принимались как царственные особы, «шлифовали» итоги проверок с местным руководством в процессе «чайных процедур», маскируя безделье благополучной статистикой.
Все это непосредственно коснулось и физкультуры. В обстановке повального увлечения приписками со страниц отчетов сквозь «бумажные» цифры на нас смотрят «липовые» миллионы светящихся здоровьем школьников. Говорю об этом смело, ибо в свое время, работая в структуре облОНО, был организатором проверок с целью искоренения приписок в отчетности. В итоге двум заведующим районо были объявлены (случай уникальный) строгие выговоры за приписки и очковтирательство, повлекшие серьезные недостатки в постановке массовой физкультуры».
Настало время понять: ложная информация - путь в никуда! Поиск эффективных мер в получении достоверной информации и породил идею городского зачета по предмету «физическая культура», которая была принята городским методобъединением учителей физкультуры и утверждена городским управлением образования.
Зачет – это информация
Во-первых, нарабатывается огромный объем информации, ведь на поверку выводятся все школы. При этом каждая из них должна быть представлена тремя классами – по одному от каждой параллели выпускных (4,9,11 классы). Уровень физической подготовки учащихся проверяется по комплексу учебных нормативов: спринтерский бег, силовые упражнения, бег длительный на выносливость.
Во-вторых, зачет проводится в конце учебного года, когда достигается пик физической формы школьников.
В-третьих, судейские бригады формируются из опытных специалистов, способных обеспечить полную достоверность результатов.
Преимущество зачета перед другими видами проверок заключается и в том, что огромный объем статистики нарабатывается в мизерные сроки – шесть дней. Все школы делятся по территориальному признаку на шесть зон – по 7-8 в каждой.
Кроме того, структура спартакиады по своей сути исключает ориентацию школ лишь на соревновательные показатели, добываемые горсткой одаренных к спорту детей.
Стимул интереса

Одной из концептуальных идей спартакиады является идея формирования ответственности самих учащихся за свой уровень здоровья, формирование ответственности педагогических коллективов за итоги данной работы. И мощным инструментом практического воплощения этой работы является городской зачет по физкультуре. Публичное проявление способностей, массовое сопоставление личных достижений стимулирует желание школьников заниматься физическими упражнениями, проявлять усилия для достижения результатов. Вокруг зачета необходимо создавать бум, он должен остаться в сознании ребят как значительное событие, повышающее значимость роли физического совершенствования.
Достижения учителя в городском зачете по физкультуре должны рассматриваться как решающий фактор при его профессиональной ориентации. Учитель физкультуры прежде всего практик. Поэтому какими бы теоретическими изысканиями он ни занимался, но если учитель не в состоянии вывести класс на уровень качественных показателей по физической подготовке, согласно требованиям государственного стандарта, он, как профессионал, не может претендовать на поощрение. В практике подведения итогов зачета по физкультуре такие факты имеют место, и директорам школ, признанных отстающими в этом смысле, предъявляются серьезные претензии от горУО.
Знаем - значит, действуем
Итоги городского зачета по физкультуре способны вскрыть глубинные процессы формирования методики преподавания физкультуры и указать на возможность коррективов. Сопоставление показателей городского зачета с отметками в классном журнале дает возможность разглядеть грубые искажения в оценке реальных достижений учащихся и на этой основе выработать механизм быстрого реагирования, что, в свою очередь, послужит гарантом для улучшения состояния предмета «физкультура».
Итак, городской зачет по физической культуре – это система большого количества мер, реализация которых обеспечит качество процесса физического воспитания школьников. Для того, чтобы выявить достоверные показатели качества учебного процесса, нашему опыту проведения городского зачета по физкультуре альтернативы нет. И отказываться от его проведения по меньшей мере глупо!
Валерий ШЕВЧЕНКО,
учитель СОШ № 4, автор проекта городского зачета по физической культуре
Design by Kumargazhin Almat