В
наши дни в далеком Киеве в музее Шевченко тысячи людей проходят
перед этим чудесным произведением художника - картиной под
названием «Аджи-Бай».
Закончилось первое лето плавания. Почти весь состав экспедиции
остался для камеральных работ на зимовку в Кос-Арале.
  
В
жизни и творчестве Шевченко остров Кос-Арал занимает особое
место: одних только поэтических произведений об этом острове
насчитывается более восьмидесяти! Не меньше и рисунков.
А сколько дум здесь передумано, сколько людей познано, сколько
горя пережито!   
  
Но
и новая дружба найдена.
  
Казахи
большими кочевыми группами прибыли на Кос-Арал на зимовку.
Возникли аулы с многочисленными стадами. Шевченко внимательно
всматривался в жизнь и быт кочевников.   
Даже
к верблюдам поэт был неравнодушен, – имеется более полусотни
картин с их изображением, сделанных во время Аральской экспедиции.
  
«Зиму
я проживу здесь, на острове Кос-Арал, - писал Бутаков. -
Мне бы очень хотелось выучиться по-татарски (читай: по-казахски
– авт.)… Немножко-то мы смыслим, прихрамывая на обе ноги,
да мало».
  
Упоминание
Бутакова о намерении выучить местный язык, думается, подтверждает
реальность существующего среди казахов предания о том, что
Шевченко ходил к ним на зимние стойбища и учил детей русской
грамоте, читал им книжки, а они в свою очередь приобщали
его к своему языку. Поэту очень хотелось освоить казахский
язык хотя бы элементарно, ведь ему постоянно приходилось
общаться не только с взрослыми, но и детьми, изображение
которых заняло в его творчестве значительное место.
  
Действительно,
Шевченко фиксировал все увиденное им в степи. В письме родственникам
Бутаков описывает один случай: «Недавно было у нас развлечение,
каких лишена ваша Европа… тигровая охота… Киргизы называют
его джульбарс. Летом… он съел одного киргиза, зарезал (так
здесь выражаются) четырех волов, лошадь. Мы собрались в
числе человек 45 и сделали облаву… Потом охотники окружили
густой камыш, где притаился зверь, а стрелки открыли пальбу.
Когда он выскочил, один солдат попал ему в бок, а тигр прыгнул
назад, в камыш... А когда вновь выскочил, тот послал пулю
прямо в лоб. Удар был так хорош, что тигр как был, так и
остался, прилегши на передние лапы. То был настоящий королевский
тигр – с ярко-оранжевой шкурой, с черными полосами, необыкновенно
жирный и длиною в 6 футов 4 дюйма от морды до начала хвоста.
Шевченко попросил не трогать зверя, пока не сделает рисунка».
  
Позже
с карандашной зарисовки был сделан отличный акварельный
рисунок. Если принять во внимание то, что уже в 1900 году
люди забыли о существовании этих величавых и независимых
властелинов степного края, то акварель Шевченко – чудесный
памятник когда-то существовавшей жизни на Арале.
  
Шкуру
Бутаков отдал на выделку одному знакомому казаху, а голову
джульбарса повесил у себя над кроватью. На зубы зверя страшно
было смотреть, но хозяин гордился трофеем. Через некоторое
время пришел к нему местный казах с необычайной просьбой
– отдать ему зубы джульбарса.
  
-
Зачем они тебе?
  
-
У меня есть катын жукти (читай: беременная – авт.), ее мучают
шайтаны, и ей нужно носить на шее зуб джульбарса, чтобы
шайтаны покинули ее…
  
-
Кто тебе сказал такую глупость?
  
-
Баксы сказал, он знает.
  
Бутаков
не захотел расстаться с зубами зверя, но ему очень захотелось
увидеть баксу – шамана-знахаря. Тот приехал, показал несколько
фокусов, примитивных и скучных. Присутствовавший Шевченко
сказал, что это крайне грубая работа, лишенная какой-либо
выдумки, что на Украине знахари тоже небогаты на фантазию,
но они не так невежественны и в известной мере поэтичны:
читают четверостишия, напевают что-то и так далее. Тем не
менее баксы привлек его внимание. Вот что писал Шевченко
в письме своему другу на Украине Андрею Лизогубу: «Послал
бы вам вид Аральского моря, но такое никудышнее, что не
дай боже! тоску еще наведет... Шлю вам киргизского Баксу,
или по-нашему Кобзаря. Если найдется какая-нибудь добрая
душа, то пусть купит».
  
Неволя
страшна не только тем, что сама по себе смертельна. Для
Шевченко она была невыносимой и одиночеством, и душевной
изолированностью, и глухой средой. С кем поделиться думами,
переполнившими душу, «как жить на свете в цепях, в далекой
стороне»? В этих условиях Шевченко находил в изобразительном
творчестве удовлетворение, прежде всего в процессе его созидания.
В письме княгине Варваре Репниной он пишет: «Много есть
любопытного в киргизской степи и в Аральском море, но вы
знаете давно, что я враг всяких описаний, и потому не описываю
этой неисходимой пустыни. Лето проходило в море, зима в
степи, в занесенной снегом жуламайке, вроде шалаша, где
я, бедный художник, рисовал киргизов и между прочим, нарисовал
свой портрет, который вам посылаю как память обо мне, несчастном
вашем друге».
Бисен
ЖУМАГАЛИЕВ
(продолжение следует)
На рисунке:
Казахская стоянка на Кос-Арале