одерживаем
не мы, учителя, - замечает один из уральских педагогов с
тридцатилетним стажем. - Конечно, былой авторитет педагога
утрачен, и возродить его будет нелегко…
Низкая заработная плата, долги за коммунальные услуги и
целый ряд других нерешенных вопросов не дают большинству
учителей вздохнуть свободно. Конечно, есть среди них и такие,
которые в условиях рыночной экономики смогли вовремя сориентироваться
и подороже «продать» свои мозги в престижные частные учебные
заведения. Но основная масса педагогов продолжает плыть
по течению с грузом поистине каторжного, подчас неблагодарного
и весьма низкооплачиваемого труда.
 
 
Учитель
не может похвастаться высокой заработной платой, скажем,
как у нефтяника. Однако не надо забывать о том, что в первую
очередь от учителя и зависит, каким будет этот нефтяник.
Ведь именно педагог создает будущее страны, которое должно
быть здоровым и физически, и морально.
 
 
А
понимают ли это власти? Признаться, во многих странах бывшего
Советского Союза эту основную проблему учителей пытаются
решить по-разному. Так, к примеру, президент Кыргызстана
Аскар Акаев недавно подписал указ «О повышении размеров
заработной платы работникам образования и здравоохранения»,
согласно которому с 1 октября нынешнего года размер нулевого
разряда единой тарифной сетки увеличен со 160 сомов до 208
сомов ($5). На эти цели дополнительно изысканы средства
в объеме 96 млн сомов ($2,3 млн). Кстати, в апреле текущего
года в Кыргызстане уже было осуществлено 15-процентное увеличение
заработной платы учителей и врачей. Тем не менее данные
национального статистического комитета Кыргызстана показывают,
что средняя зарплата учителей, а она менее $20, с трудом
дотягивает лишь до половины минимального прожиточного минимума
в этой республике, который составляет около $40.
 
 
Российские
бюджетники заявили о себе всероссийской акцией протеста.
Выйдя на митинг с плакатами «Голодный учитель – позор для
России!», «Требуем достойной зарплаты!», они потребовали
от своего правительства повышения заработной платы как минимум
в семь раз. И как не потребовать, ведь многие из них, решая
задачу, как прожить на три тысячи в месяц, если стоимость
коммунальных услуг намного больше заработка, вынуждены подрабатывать
дворниками на улицах и уборщиками в подъездах. Но самым
обидным является то, что час подобной подработки стоит выше,
чем час работы в школе…  
 
Поддержать
акцию вышли целые коллективы работников образования, причем
в основном только женщины. По данным СМИ, в российских школах
из-за низкой заработной платы давно уже не осталось ни преподавателей-мужчин,
ни молодых педагогов до 30 лет.
 
 
А
как обстоит дело у нас? Выступая в октябре на III съезде
работников образования и науки РК, Нурсултан Назарбаев отметил,
что финансирование сферы образования увеличилось. «В текущем
году из бюджета на эту сферу выделялось 192 млрд, а в 2005
году планируется 250 млрд тенге», - отметил глава государства.
Он также подчеркнул, что за последние три года заработная
плата учителей выросла на 70%. «Мы и впредь намерены повышать
зарплату педагогов», - заверил Нурсултан Абишевич.
Однако сами учителя весомой прибавки к зарплате не чувствуют.
 
 
-
За три года наша заработная плата повысилась на 70%? – удивляются
они. – Не может быть… Если что-то и прибавили, то немного.
А с 70% - или цены поднимутся, или урежут за что-нибудь
с получки. Вот и вся прибавка.
 
 
Реальную
ситуацию с заработной платой учителей и ее повышением мы
смогли узнать в Западно-Казахстанском областном управлении
образования. Как оказалось, средняя заработная плата учителя
в нынешнем году по Уральску составляет 14,6 тыс. тенге,
а сельский педагог получает на 1,6 тыс. тенге больше. Кстати,
на недавней пресс-конференции заместитель акима области
Марат Абдрахманов отметил, что среднемесячная зарплата работающего
западноказахстанца увеличилась на семь процентов и составила
31204 тенге при среднереспубликанской 27092 тенге. Получается,
что учительская зарплата более чем в два раза ниже показателя
по ЗКО. Что же касается повышения заработной платы, то по
данным облУО за период с 2002 по 2004 год в среднем она
увеличилась не на 70%, как говорил президент, а всего лишь
на 26. В управлении также пояснили, что если в 2002 году
базовый должностной оклад (БДО) составлял 5060 тенге, в
2003 году – 5353 тенге, то в 2004 году - уже 6600 тенге.
И именно с этого года доплаты и надбавки исчисляются не
от должностного оклада, а от БДО.
 
 
Почему
есть несоответствие с тем, что говорит глава государства,
и как обстоит все на самом деле, приходится только догадываться.
Тем не менее на открытии первой сессии парламента третьего
созыва, Нурсултан Назарбаев отметил: «Обеспечение качественного
роста образовательного и профессионального уровня является
одним из главных условий реализации стратегии «Казахстан-2030»...
Мы должны дать образование новому поколению на уровне мировых
стандартов, не забывая при этом о повышении квалификации
нынешних специалистов». Также глава государства подчеркнул:
«Чтобы обеспечить качественное образование, необходимо повышать
статус учителя. Это должна быть хорошо оплачиваемая, престижная,
а главное – востребованная профессия». Президент считает,
что для того, чтобы повысить статус учителя, надо повышать
его материальный уровень. «В Казахстане, начиная с 2006
года, необходимо поэтапно в течение двух лет поднять зарплату
учителям, одновременно обеспечивая рост их профессионального
уровня», - отметил он. Также президент полагает, что “государственная
программа жилищного строительства должна стать доступной
в первую очередь для учителей”.
 
 
А
нам остается надеяться, что статус казахстанского учителя
все же повысится реально, что позволит ему не только улучшить
свое материальное положение, но и заняться профессиональным
ростом.
КСТАТИ
 
 
В
Западно-Казахстанской области около 350 школ нуждаются в
замене учебно-лабораторного оборудования. Об этом заявил
на совещании аким ЗКО Нургали Ашимов. Кроме того, по словам
Н. Ашимова, в школах области недостаточно кабинетов, соответствующих
санитарным и организационным нормам. Недостатки в этой работе
оказывают негативное влияние на качество образования. Результаты
единого национального тестирования и областной технической
олимпиады свидетельствуют о недостаточном уровне знаний
школьников по естественно-математическому циклу. Четвертая
часть выпускников показала очень низкие знания, не набрав
даже порогового уровня в 40 балов. В 2005 году запланировано
оснащение кабинетов физики в 200 средних общеобразовательных
школах области, в последующие годы будут оснащены кабинеты
химии и биологии. Также предполагается восстановить сеть
дошкольных организаций. В настоящее время необходимо открытие
143 дошкольных учреждений. В то же время, по данным районных
отделов образования, в области насчитывается 15 пустующих
типовых зданий детских садов, на ремонт которых требуется
215 млн тенге.
Елена
ОРЛОВА