Прогноз погоды

 
   
ПОДСЧЕТЫ НЕДЕЛИ

ПРЕПОДУ НАЖНЫ НЕ БАЙКИ, А
ДОСТОЙНАЯ ЗАРПЛАТА
Интересно, кто подсунул президенту эту цифру - 70 процентов?

 
В очередной раз с экрана телевизора слышу: «Необходимо повысить престиж профессии учителя». Еще бы, современный школьник с дорогим мобильником на шее и навороченным плеером за поясом явно свысока посматривает на порой убогий гардероб «препода».
- Нынче у подрастающего поколения иные кумиры, в большинстве своем «крутые». Становится стыдно и обидно, что в борьбе с бескультурьем и черствостью победу

одерживаем не мы, учителя, - замечает один из уральских педагогов с тридцатилетним стажем. - Конечно, былой авторитет педагога утрачен, и возродить его будет нелегко…
Низкая заработная плата, долги за коммунальные услуги и целый ряд других нерешенных вопросов не дают большинству учителей вздохнуть свободно. Конечно, есть среди них и такие, которые в условиях рыночной экономики смогли вовремя сориентироваться и подороже «продать» свои мозги в престижные частные учебные заведения. Но основная масса педагогов продолжает плыть по течению с грузом поистине каторжного, подчас неблагодарного и весьма низкооплачиваемого труда.
   
Учитель не может похвастаться высокой заработной платой, скажем, как у нефтяника. Однако не надо забывать о том, что в первую очередь от учителя и зависит, каким будет этот нефтяник. Ведь именно педагог создает будущее страны, которое должно быть здоровым и физически, и морально.
   
А понимают ли это власти? Признаться, во многих странах бывшего Советского Союза эту основную проблему учителей пытаются решить по-разному. Так, к примеру, президент Кыргызстана Аскар Акаев недавно подписал указ «О повышении размеров заработной платы работникам образования и здравоохранения», согласно которому с 1 октября нынешнего года размер нулевого разряда единой тарифной сетки увеличен со 160 сомов до 208 сомов ($5). На эти цели дополнительно изысканы средства в объеме 96 млн сомов ($2,3 млн). Кстати, в апреле текущего года в Кыргызстане уже было осуществлено 15-процентное увеличение заработной платы учителей и врачей. Тем не менее данные национального статистического комитета Кыргызстана показывают, что средняя зарплата учителей, а она менее $20, с трудом дотягивает лишь до половины минимального прожиточного минимума в этой республике, который составляет около $40.
   
Российские бюджетники заявили о себе всероссийской акцией протеста. Выйдя на митинг с плакатами «Голодный учитель – позор для России!», «Требуем достойной зарплаты!», они потребовали от своего правительства повышения заработной платы как минимум в семь раз. И как не потребовать, ведь многие из них, решая задачу, как прожить на три тысячи в месяц, если стоимость коммунальных услуг намного больше заработка, вынуждены подрабатывать дворниками на улицах и уборщиками в подъездах. Но самым обидным является то, что час подобной подработки стоит выше, чем час работы в школе…     Поддержать акцию вышли целые коллективы работников образования, причем в основном только женщины. По данным СМИ, в российских школах из-за низкой заработной платы давно уже не осталось ни преподавателей-мужчин, ни молодых педагогов до 30 лет.
   
А как обстоит дело у нас? Выступая в октябре на III съезде работников образования и науки РК, Нурсултан Назарбаев отметил, что финансирование сферы образования увеличилось. «В текущем году из бюджета на эту сферу выделялось 192 млрд, а в 2005 году планируется 250 млрд тенге», - отметил глава государства. Он также подчеркнул, что за последние три года заработная плата учителей выросла на 70%. «Мы и впредь намерены повышать зарплату педагогов», - заверил Нурсултан Абишевич.
Однако сами учителя весомой прибавки к зарплате не чувствуют.
   
- За три года наша заработная плата повысилась на 70%? – удивляются они. – Не может быть… Если что-то и прибавили, то немного. А с 70% - или цены поднимутся, или урежут за что-нибудь с получки. Вот и вся прибавка.
   
Реальную ситуацию с заработной платой учителей и ее повышением мы смогли узнать в Западно-Казахстанском областном управлении образования. Как оказалось, средняя заработная плата учителя в нынешнем году по Уральску составляет 14,6 тыс. тенге, а сельский педагог получает на 1,6 тыс. тенге больше. Кстати, на недавней пресс-конференции заместитель акима области Марат Абдрахманов отметил, что среднемесячная зарплата работающего западноказахстанца увеличилась на семь процентов и составила 31204 тенге при среднереспубликанской 27092 тенге. Получается, что учительская зарплата более чем в два раза ниже показателя по ЗКО. Что же касается повышения заработной платы, то по данным облУО за период с 2002 по 2004 год в среднем она увеличилась не на 70%, как говорил президент, а всего лишь на 26. В управлении также пояснили, что если в 2002 году базовый должностной оклад (БДО) составлял 5060 тенге, в 2003 году – 5353 тенге, то в 2004 году - уже 6600 тенге. И именно с этого года доплаты и надбавки исчисляются не от должностного оклада, а от БДО.
   
Почему есть несоответствие с тем, что говорит глава государства, и как обстоит все на самом деле, приходится только догадываться. Тем не менее на открытии первой сессии парламента третьего созыва, Нурсултан Назарбаев отметил: «Обеспечение качественного роста образовательного и профессионального уровня является одним из главных условий реализации стратегии «Казахстан-2030»... Мы должны дать образование новому поколению на уровне мировых стандартов, не забывая при этом о повышении квалификации нынешних специалистов». Также глава государства подчеркнул: «Чтобы обеспечить качественное образование, необходимо повышать статус учителя. Это должна быть хорошо оплачиваемая, престижная, а главное – востребованная профессия». Президент считает, что для того, чтобы повысить статус учителя, надо повышать его материальный уровень. «В Казахстане, начиная с 2006 года, необходимо поэтапно в течение двух лет поднять зарплату учителям, одновременно обеспечивая рост их профессионального уровня», - отметил он. Также президент полагает, что “государственная программа жилищного строительства должна стать доступной в первую очередь для учителей”.
   
А нам остается надеяться, что статус казахстанского учителя все же повысится реально, что позволит ему не только улучшить свое материальное положение, но и заняться профессиональным ростом.

КСТАТИ

    В Западно-Казахстанской области около 350 школ нуждаются в замене учебно-лабораторного оборудования. Об этом заявил на совещании аким ЗКО Нургали Ашимов. Кроме того, по словам Н. Ашимова, в школах области недостаточно кабинетов, соответствующих санитарным и организационным нормам. Недостатки в этой работе оказывают негативное влияние на качество образования. Результаты единого национального тестирования и областной технической олимпиады свидетельствуют о недостаточном уровне знаний школьников по естественно-математическому циклу. Четвертая часть выпускников показала очень низкие знания, не набрав даже порогового уровня в 40 балов. В 2005 году запланировано оснащение кабинетов физики в 200 средних общеобразовательных школах области, в последующие годы будут оснащены кабинеты химии и биологии. Также предполагается восстановить сеть дошкольных организаций. В настоящее время необходимо открытие 143 дошкольных учреждений. В то же время, по данным районных отделов образования, в области  насчитывается 15 пустующих типовых зданий детских садов, на ремонт которых требуется 215 млн тенге.

Елена ОРЛОВА

  Design by Kumargazhin Almat