Nomer 2 (144) 12 января 2006 года

   ТИМУР СУЛЕЙМЕНОВ:
   "Я ЛИШЕН РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ!"

 Президент союза дизайнеров Казахстана Тимур Сулейменов много раз рассказывал о том, как создавалась национальная валюта. И все же… Приглашение разработать дизайн национальной валюты он, в ту пору депутат Верховного Совета республики 12 созыва, получил от председателя комитета по бюджету и финансам Саука Такежанова.
- Это был очень сложный процесс, - рассказывает Тимур Бимашевич. – Вся информация о производстве денег в СССР была закрытой. Первые концептуальные эскизы национальной валюты у меня, прямо скажу, были беспомощными. Они получились орнаментальными, то есть на них не было никакого портретного изображения и по рисунку они напоминали казахские ковры-текеметы и сырмаки. Никто меня по рукам не бил, но я сам понимал, что это не то…В общем, мне срочно требовался консультант-технолог. В республике таковых не было. Но узнав, что Казахстан нуждается в собственной валюте, в конце 1991-го, начале 1992 годов в Алматы стали слетаться со своими предложениями представители различных иностранных фирм – производителей денежных знаков. Все они начинали заниматься этим видом бизнеса еще в 60-е годы прошлого века, когда в Азии, Африке и Латинской Америке стали формироваться независимые государства.
Среди множества других компаний в Казахстан приехала и английская «Харрисон и сыновья». Ее представители Джон Бресли Гиббон и доктор Пейн дали исчерпывающую информацию о том, что такое вообще производство денежных знаков и какие основные требования и стандарты к ним предъявляются.
- Самое главное, - сказали англичане, - валюта должна быть защищена от всевозможных подделок. То есть на них должны быть открытые и скрытые элементы защиты.
После того, как специалисты «Харрисона» провели с рабочей группой по внедрению национальной валюты своеобразный ликбез о формировании финансовой и экономической основы производства национальной валюты, для меня стало ясным, что орнаментальное направление, которое я предлагал, не может быть принято по той причине, что оно не гарантировало защиту от подделок.
- Внесение портретов на валюту – это незыблемый стандарт, - просвещали нас англичане. – Дело в том, что именно в их изготовление закладывается большая часть защиты от подделок. Портреты делаются вручную, а их гравировка и печать ведутся в особом технологическом режиме.
В феврале 92-го в Казахстане была сформирована команда, которая должна была поехать в Англию изучать зарубежный опыт и знакомиться с фирмами, которые могли бы взять на себя производство национальной валюты. В нее, кроме меня, вошли председатель только что сформированного в Казахстане Нацбанка Галым Байназаров и представители Ульбинского металлургического завода, где предполагалось создать монетный двор и где уже были сделаны первые пробные монеты.
В Англии я сделал эскизы с портретом Аль-Фараби, которые стали концептуальной основой для будущих денег. Когда я привез их на утверждение президенту, то глава государства после этой процедуры определил сроки: максимум через год, то есть в марте-апреле 1993 года, весь объем национальной валюты должен быть готов.
Деньги делались под Лондоном в городке Хай Виким. Работать над дизайном валюты туда выехала во главе со мной группа дизайнеров – Мендыбай Алин, Аим Дузельханов, Айрат Исмагамбетов, Хайрулла Габжалилов. Англичан мы удивили тем, что можем работать быстро и качественно при почти полном отсутствии условий. Подрядчик, та самая компания «Харрисон и сыновья», поставил, например, условие подготовить оригиналы для печати за две недели. А мы их сделали за 10 дней.
Там был один тяжелый для подрядчика момент. Фирма «Харрисон и сыновья» производила денежную валюту для многих стран мира и никогда не было такого, чтобы заказчик сам занимался дизайном. Поэтому англичане приняли нас вначале в штыки и не хотели с нами работать.
У нашей группы вообще положение было неопределенным с самого начала - то ли мы наняты Нацбанком Казахстана, то ли компанией «Харрисон и сыновья». Последний, поскольку между нами не было никакого договора, ничего нам не платил за разработку дизайна. По их совету мы, группа из шести дизайнеров, уже в ходе работы в срочном порядке создали фирму «Дизайн-центр Казахстан». Однако это не помогло: Нацбанк запретил нам вступать с подрядчиком в договорные отношения. Если бы с нами первоначально не приехал представитель Нацбанка, то нам в буквальном смысле пришлось бы жить на улице. Узнав, что никто в Англии не собирается содержать нас в качестве почетных гостей, он распорядился включить плату за жилье и пропитание в счет будущих взаиморасчетов между сторонами. Скажу сразу, командировочные были до того мизерными, что, во-первых, из-за этого, а во-вторых, из экономии времени мы жили не в городе, а в деревенской гостинице под Хай Викимом. Что касается питания, то пришлось обходиться только гостиничными завтраками и ланчами. Ужинали мы сэкономленными за ланчем сэндвичами. Поскольку карманных денег у нас не было, курить пришлось бросить. Хорошо, что я, как руководитель группы, без конца летал в Алматы на утверждение эскизов у президента и руководства Нацбанка. Когда улетал обратно в Англию, старался взять с собой как можно больше еды.
И вот так, болтаясь в неопределенности, мы подготовили дизайн национальной валюты. Выступая позже в парламенте, председатель Нацбанка Галым Байназаров громко заявил: национальная валюта обошлась нам очень дешево благодаря экономии на дизайне!
Но самое странное было потом. Хотя в законе «О национальной валюте», который был принят 27 декабря 1993 года, есть статья об охране авторских прав, ни мы, дизайнеры, ни даже Нацбанк не имеем авторского права на дизайн национальной валюты. Дело в том, что в принятом позже Гражданском кодексе было сказано, что авторское право на национальную валюту и государственные символы не распространяется. Президент своим указом подтвердил этот запрет. Великобритания незамедлительно этим обстоятельством воспользовалась: английская королева наградила нашего подрядчика - фирму «Харрисон и сыновья» – Золотым королевским знаком за лучший английский продукт, произведенный на экспорт. И тем самым подтвердила авторское право «Харрисона» на дизайн нашей национальной валюты. А истинные ее отцы, в том числе и ваш покорный слуга, остались как бы ни при чем.

Галия Шимырбаева,
фото Георгия СЕМЕНОВА

ЧТО МОЖНО КУПИТЬ НА 1 ТЕНГЕ

Таким вопросом я задалась еще в 1994 году, в первый юбилей тенге. В то время ответить на этот вопрос было довольно просто. На 1 тенге можно было приобрести 1 коробок спичек, 1 сигарету, целых 5 шнурков для ботинок, 1 бельевую прищепку, уцененную книжку, одну жвачку, кусочек хлеба в столовой, полиэтиленовый пакет, а в некоторых городах еще и проехать на общественном транспорте. А на 1 доллар, который тогда стоил 53-55 тенге, житель Уральска мог купить полкило сливочного масла, 300 граммов мяса, 18 раз проехать в городском автобусе и купить, к примеру, наручные часы.
И вот 12 лет спустя я вновь провожу аналогичный эксперимент. Сигарету за 1 тенге уже никто не продает, 1 шнурок или прищепка стоят не меньше 10 тенге, дешевая уцененная книжка – 50 тенге, жвачка – 5 тенге. За кусочек хлеба в столовой с вас возьмут также 5 тенге, проезд на общественном транспорте в Уральске пока обходится в 20 тенге. Единственный «товар», который по-прежнему можно купить за 1 тенге – это одноразовый полиэтиленовый пакет, да и то лишь в некоторых магазинах, потому что почти везде он уже бесплатный. А еще за 1 тенге вы сможете приобрести… полкоробка спичек, который раньше стоил всего копейку.
Что же касается доллара, то на него сейчас можно купить лишь 200 граммов хорошего мяса, 6 раз проехать на общественном транспорте, а чтобы, к примеру, сходить в КЦ «Казахстан», надо заплатить 3 доллара.


Вероника УРАЛЬСКАЯ

Design by Kumargazhin Almat