Nomer 41 (183) 12 октября 2006 года

   ПО ПУТИ КНЯЗЯ СВЯТОСЛАВА

Наши отважные земляки Александр и Сергей Синельники воплотили в жизнь уже не один экстремальный проект. Это и плавание вокруг Европы на яхте, и кругосветное путешествие на мотоциклах «Урал-Волк», и покорение упрямых горных вершин, и попытка гребного марафона через Индийский океан, и преодоление песков знойных пустынь на мотовездеходах… А совсем недавно братья-близнецы вернулись из исторической экспедиции, проходившей под названием «Великий волжский путь из варяг в персы».
Свой нелегкий путь Синельники начали 8 июня в Петрозаводске, где, собственно, и была реконструирована по эскизам X века парусно-весельная деревянная ладья «Русич». Именно так и выглядели суда одиннадцать веков тому назад, бороздившие речные и морские просторы в поисках новых торговых путей. На разработку чертежей и строительство судна ушло почти два года. На ладье был воссоздан и весь остальной быт древних славян – всевозможная утварь, боевая амуниция, одежда, обувь и даже пища соответствовала действительности тех, таких далеких от нас времен. Кроме того, на борту не было ни радио, ни телевизора. Но полностью отрешиться от «мира сего», то бишь от цивилизации XXI века, не получилось. Оказывается, нынешние люди просто не в состоянии обходиться без сотовых телефонов. Для восстановления исторической справедливости надо было бы отказаться и от курения, ведь в X веке табак еще не завезли, однако это тоже не удалось. Зато в остальном придерживались обычного жизненного уклада той многовековой давности.
По берегу ладью сопровождала конница из пяти доблестных рыцарей. Ее наличие в подобных прежних походах – привычное дело. Участники экспедиции периодически менялись местами. Каждый мог попробовать себя в роли гребца или всадника.
- Я присоединился к команде в Волгограде и продолжил путь вместе с командой всадников на статном жеребце Гусляре, - говорит Нуржан Сариев, доцент факультета ветеринарных наук ЗКАТУ. - Адаптировался к походным условиям легко, ведь у меня, как и у любого степняка, уже был опыт верховой езды. А остальным с непривычки в седле пришлось туго. В мои обязанности входило исполнение различных функций на своем отрезке пути: был главным конником и ветеринарным врачом экспедиции, колол лошадям витамины, иногда приходилось вести машину сопровождения.
Во время длительных стоянок в больших городах многочисленные зрители, пришедшие поглазеть на «русичей», могли отведать старинной каши, примерить тяжелый военный шлем, подержать древнее оружие. Удалые молодцы проводили показательные бои на мечах. Все желающие слушали рассказы о корабле и о князе Святославе, который и проложил этот путь.
Ладья прошла путь от Петрозаводска через Казахстан, Азербайджан и Туркменистан до Ирана и древних Кижей, побывала в Дагестане, у границ Древнего Персидского царства, у его «Золотых Ворот». А потом поднялась снова по Волге до Тольятти, где и встала на зимовку в яхт-клубе «Химик». Итого за бортом осталось 5500 километров. Из 17-ти стартовавших дружинников до финиша дошли лишь восемь смельчаков. А всего за время прохождения волжского пути в экспедиции участвовали 30 человек. Кстати, как отметил Александр Синельник, самыми выносливыми оказались именно энтузиасты из Казахстана.
На ладье был мотор – такова суровая необходимость для прохождения шлюзов и каналов по правилам речного судоходства. Но на открытой воде путешественники по несколько часов в день преодолевали расстояние с помощью мускульной силы, то есть на веслах, а при попутном ветре поднимали парус. Но сдвинуть с места такую громадину на деле не так-то просто, да еще при условии, что каждое весло весит около 40 килограммов. А на борту таковых семь пар. Вот где можно было похвастать силушкой богатырской.
Не обошлось и без приключений. Однажды во время похода в Каспийском море пилигримы попали в шторм и были вынуждены пристать к острову Тюленей, на котором сейчас обитают настоящие пираты, промышляющие браконьерством. Еще до старта их все отговаривали идти по этому маршруту из-за большой опасности и непредсказуемости тех мест. Но вопреки всем предостережениям браконьеры приняли «древнерусских» странников очень дружелюбно, даже угостили рыбой и другими яствами островной кухни. Не менее интересный случай произошел под Ярославлем. На берегу близ какой-то деревушки остановились на ночлег. Причалившую команду тут же окружила ребятня и долго-долго смотрела на лагерные сборы. Потом самый старший из мальчуганов спросил: «Дяди, вы из сказки?»
Закончили свой путь экспедиторы в двадцатых числах августа. Но у этой красивой истории, словно сошедшей со страниц старинной летописи, есть свое продолжение. Задумано еще одно путешествие на ладье «Русич». Братья хотят проплыть через Атлантический океан от Канарских островов до Северной Америки. А в конечном пункте, дабы труды кораблестроителей не пропали даром, судно собираются продать, чтобы оно еще долго напоминало собой о великих древних мореплавателях. После завершения приключений Сергей выпустит книгу и, совместно с Александром Кисловым, фильм о легендарной ладье.
В ноябре-месяце этого года братья планируют продолжить прохождение самых жарких пустынь на мотовездеходах «Иж-Самсон». На этот раз они побывают в Сирийской, Соляной пустынях, что на Аравийском полуострове. Если позволит техника, то, возможно, дойдут до Калахари. Все это затянется примерно на год. Состав команды останется прежним – организаторы Александр и Сергей Синельники, инженер-механик Алексей Савинов, оператор Александр Кислов, путешественник Виталий Мельничук. А в марте-апреле следующего года неутомимые братья снова попытаются пересечь Индийский океан на двухместной гребной лодке «Русь».

Ирина МАРТЫНОВА

 

 

 

 

 

 
Design by Kumargazhin Almat