Nomer 37 (231) 13 сентября 2007 года

  СЫРЫМ ДАТОВ

На прошлой неделе общественность Казахстана отметила 265-летие Сырыма Датова. Кем был этот знаменитый человек? Ответ на данный вопрос можно почерпнуть из недавно опубликованной книги нашего земляка Куаныша Салыковича Китарова «Потомки Сырым-батыра».

Сырым Датов – историческая личность, известная в России, на территории современных среднеазиатских республик, Турции и других государств своего времени. За четыре года до Парижской коммуны он положил в степи основу народного правления страной. О роли Сырыма Датова говорит такой факт. Он вынудил императора заменить ханскую структуру правления Младшим жузом коллегиальной формой управления – Народным собранием. Но главная его заслуга заключается в том, что впервые он сумел поднять колонию до уровня самостоятельной административной территории, управляемой народом в рамках законов царской России. В итоге были прекращены набеги казаков, казахи получили свободный доступ к реке Урал.

Естественно, добиться подобного было делом нелегким. Для этого требовалась многолетняя подготовка. Кроме того, надо было убедить народ в том, что ханская система управления страной отжила свое время. Сырым Датов одним из первых встал во главе вооруженного восстания казахов Младшего жуза против имперских устремлений России и совместно с русскими мужиками словом и практическими действиями в течение нескольких лет поддерживал Емельяна Пугачева. Екатерина II использовала против Сырыма Датова регулярную армию под командованием генералиссимуса А. В. Суворова, который оправдывался перед военным министром графом П. Паниным за свои неудачи в поимке батыра. 22 июня 1775 г. Суворов писал: «...киргизскую толпу с Сырым-батыром, где бы оный иногда в злоумышленном виде ни появился, самого его весьма искоренить, схватить или на месте умертвить, какую бы дальнюю погоню за ним чинить не доставалось, под строжайшим воинским взысканием, равномерно тоже чинить и с его главными сообщниками».
Сырым Датов – личность, одаренная природным умом, талантом непревзойденного оратора (шешен) и справедливого предводителя. Он родился в 1742-1943 г. в ауле Сарой Западно-Казахстанской области.
Вот основные события, в которых активно участвовал Сырым Датов:
1773-1775 гг. Сырым участвует в крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева.
Осень 1778 г. Взятие Сырымом в плен походного атамана Чаганова, неоднократно грабившего казахские аулы, и продажа его в Хивинское ханство.
Декабрь 1783 г. Захват Сырыма казаками и его четырехмесячное содержание в Уральской тюрьме.
Апрель-май 1784 г. Выкуп батыра из тюрьмы за 350 рублей и 70 лошадей. Его возвращение в Орду; сбор сил и нападение на крепость Илецк (Елек). Дальнейшее увеличение сил восставших казахских племен на реке Сагыз.
Январь 1785 г. По просьбе Нурали-хана князь Потемкин посылает регулярные российские войска в степь для борьбы с Сырымом Датовым.
Февраль 1786 г. Против восставших казахов Младшего жуза под руководством Сырыма Датова выступают корпусной генерал Смирнов с 237 казаками, 2435 башкирами, а также походный атаман Колпаков с 1250 уральскими казаками. В этот период под знаменем Сырыма объединяются 6200 восставших, из них 2000 - под предводительством батыра Барака и 1500 дружинников батыра Тиленши, которые в марте атакуют Антоновскую и Сахарную крепости.
Действия восставших серьезно беспокоят Екатерину II и Оренбургского губернатора О. Игельстрома. Они проводят реформу. На съезде казахов западной части Орды избирается Народное собрание во главе с батыром Сырымом, Ханство упразднено. Барон О. Игельстром, как представитель российского правительства, дал съезду и собранию обещание, что больше хана в Малой Орде, тем более из потомков Абулхаира, не будет. 3 июня 1786 г. Нурали-хан был отстранен от власти и сослан в Уфу.
Дети Нурали, особенно султан Ерали, встали на путь отмщения Сырыму Датову. 1 октября 1786 г. в момент совершения батыром религиозного обряда его удается внезапно пленить. В ноябре Екатерина II предписала барону О. Игельстрому освободить Сырыма Датова. Однако его освобождают из заточения только в 1787 г. 23 октября того же года указом Оренбургской экспедиции пограничных дел от имени Екатерины II Сырыма утверждают главным старшиной Младшего жуза, и он возводится в достоинство Тархана.
В этот период Сырым Датов, хотя и сохранил систему традиционного вассального правления, в основном опирался на такую демократическую структуру, как Хан кеѕесі (Ханский совет). Именно на Ханском совете решались споры по вопросам землепользования, межродовых отношений, взаимоотношений с казачеством, связей с вышестоящими пограничными, т.е. властными структурами и т.д. Все вопросы предварительно обсуждали на совете совместно с родоначальниками и аксакалами, а затем решения претворялись в жизнь. Подобный метод правления, конечно, противоречил основам царизма.
О. Игельстром, поняв свои ошибки в реформировании правления в Младшем жузе, представил наверх новую форму. Он разделил западную часть Орды на шесть расправ и выдвинул кандидатуру Сырыма Датова на должность Генерального прокурора. Однако правительство не одобрило эту идею в целом, а поддержало ее лишь в части усиления ханского метода правления и стало ограничивать право использования оставленных калмыками земель между Волгой и Уралом казахской частью населения, что привело к повторному противостоянию сторонников Сырыма Датова и правящих царских структур.
Батыр Сырым объявил войну против царского порабощения. Его решение горячо поддержали и казахи, населяющие побережье Аральского моря и южные отроги Уральских гор, Мангыстау. Сырымовцы вели борьбу с выступившими на усмирение казаками и сторонниками правителей-султанов. Кровопролитие продолжалось до 10 мая 1974 г.
После этого казахи распались на две группы. Сторонников Сырыма Датова представляли бедные и некоторые состоятельные люди, в том числе отдельные члены ханской семьи. В число противников вошли султаны-правители и поддерживающие их бии и баи.
Зимой 1796 г. в степи разразился страшный джут. Аксакалы приняли решение сблизить ханскую сторону и соратников Сырыма Датова. Однако межличностные отношения взяли верх – хан Есим не хотел первым начать переговоры, а Сырым Датов не признавал его легитимным ханом (не был избран народом, а назначен генерал-губернатором).
Противостояние окончилось тем, что 27 апреля 1797 г. сарбазы Сырыма Датова в пяти километрах от Красноярского форпоста убили Есима, находившегося под защитой казаков. Орда оказалась на грани гражданской войны.
29 августа 1797 г. на реке Хобда собрались султаны и бии Младшего жуза. Сюда с 1000 сарбазами прибыл и батыр Сырым. Он выступил перед собравшимися и объявил, что, понимая тяжелое материальное положение населения после джута, тяжесть дальнейшего продолжения освободительной борьбы и ее последствия, а также в связи с упразднением ханского правления и учреждением Хан кенеси, он распускает своих сарбазов, прекращает противостояние властям, истинно желая единства народа.
Собравшиеся избрали Сырыма Датова главным членом Ханского совета. Такое решение не устроило одного из сыновей хана Нурали – султана Каратая, рожденного от жены-калмычки и мечтавшего стать ханом вместо Есима. Каратай принимает решение отомстить Сырыму Датову за смерть отца и брата.
После собрания Сырым Датов с однородцами перекочевал в среднее течение Сыр-Дарьи на границу с Хивинским ханством. Здесь в 1802 г. его отравили, а по другим данным, убили сторонники султана Каратая.
Казахстанцы не забыли батыра. Его именем назван район, в Уральске перед зданием областного маслихата ему воздвигнут красивый памятник. Для студентов учреждена стипендия Сырыма Датова, в Жамбейте также установлен памятник, открыт музей батыра Сырыма… Жаль, что прах его, и это доказано результатами недавней научной экспедиции, остался в Узбекистане, вдалеке от родных мест, которые он охранял как зеницу ока. Будем надеяться, что наступят времена, когда его перезахоронят в пантеоне Кожа Ахмеда Яссави.
Из народных преданий известно, что Дат, отец Сырыма, был спокойным, уравновешенным и знающим свое дело человеком. Он имел 12 сыновей, одного из которых звали Шынтемиром. Сырлыбай (ласкательно Сырым) родился от второй жены - Дурданы.
Среди потомков Сырыма Датова наиболее выделялся сын Жусуп, который родился в 1770 году в с. Сарой от первой жены батыра – байбише - Торгын. Первенец семьи, он впоследствии был старшиной, бием и волостным управителем Байбактинского рода. После смерти отца Жусуп совместно с султаном Абылгазы активно защищал междуречье Урал-Илек от насильственных поселений.
Жусуп отличался отвагой, справедливостью, решительностью, что повышало его имидж среди земляков. Влияние на общественные дела послужило почвой для признания его одним из видных деятелей своего времени. Что интересно, еще при жизни Сырыма Датова заслуги Жусупа были оценены Екатериной II, которая удостоила его звания Тархан.
Узнав о намерениях Каратая и Бокея в контакте с Хивинским ханом и российскими властями ликвидировать Сырым-батыра, Жусуп в 1802 году дает указание однородцам перекочевать вслед за отцом в район среднего течения Сыр-Дарьи, однако не успевает предотвратить его трагическую смерть. Насильственная смерть отца еще раз укрепляет убеждение Жусупа в том, что от колониального ига можно избавиться только с помощью оружия, и он со своей дружиной вливается в отряд Жоламана Тиленшиева – верного соратника батыра Сырыма.
Жусуп погиб в 1840 г., как и его отец, на чужбине. Место его захоронения неизвестно, а его многочисленные потомки, в советское время подвергнутые гонениям, проживают на стыке Оренбургской, Самарской и Челябинской областей.
От Коныр, второй жены Сырыма Датова, в 1790 г. родился Казы, впоследствии названный Казы би. В народе говорили, что Коныр была единственной дочерью богатого человека из рода Алим отделения Кете, населявшего пески Кызылкумы. Сырым, бывая в городах Хиве, Коканде, Конраде и других, периодически навещал эту семью. В одну из таких встреч он узнал, что Коныр страдает тяжелой формой сахарного диабета и находится в предсмертном состоянии. Предание гласит, что тогда он вонзил свой кинжал себе в бедро и напоил кровью больную, которая вскоре после этого выздоровела и стала женой батыра.
После смерти отца Казы воспитывался у своего кызылкумского деда. По преданию, тот предсказал, что Казы не простой смертный, и со временем станет знаменитым, продолжая дело своего отца.
Действительно, Казы пошел по стопам Сырыма, то есть возглавлял Байбактинский род, был незаурядным оратором, находчивым, богатырского телосложения, смелым и решительным бием. Характерно, что политические и административно-хозяйственные вопросы с Россией он всегда стремился уладить мирным путем, не допуская противостояния. Он также дослужился до звания войскового старшины и Тархана.
16 января 1854 г. Казы би умер от болезни. Бытует мнение, что Казы Сырымов имел шесть жен, от которых родились 40 сыновей. Они ставили рядом 40 юрт и в народе назывались Сырым ауылы.
Историки и литературоведы, изучающие жизнь Сырыма Датова, пришли к твердому мнению, что сын Абулхаир хана Нурали хан был женат на Орын, младшей сестре батыра. В целях улучшения взаимоотношений с батыром, авторитет и влияние которого среди народа стремительно росли с каждым днем, а также поднятия своего имиджа, хан Нурали выдал замуж за Сырыма Датова одну из дочерей. Тем не менее Нурали и Сырым до конца жизни оставались во враждебных отношениях. Одну из внучек (дочь Жусупа) Сырым выдал замуж за брата Хивинского хана – Аллакула, что позволило поддерживать союзнические связи, нередко получать вооружение и средства, а также моральную помощь.
Видной по уму женщиной в окружении Сырыма Датова была его племянница Акжами, жена известного Естемес-кажи из рода Керей. Их сын Есеней-батыр родился в 1798 г. в Бесколе, что в окрестностях Петропавловска. Внук Сырыма Датова не мог быть рядовой личностью. Он стал героем романа Габита Мусрепова «Улпан».
Сырым Датов и Утемис, отец поэта-бунтаря Махамбета, были сватами. Мать Махамбета, Косуан из рода Алаша, сватала старшую дочь Жусупа Тархана за сына Аипа, скончавшегося незадолго до свадьбы. По обычаю Косуан женила на ней младшего сына Аипа - Кажахмеда, по другим данным – старшего – Бекмагамбета.
Известно, что Аклима, старшая сестра Сырыма Датова, является матерью прославленного композитора и поэта, прозванного в народе Сегизсери.

Куаныш КИТАРОВ

Design by Kumargazhin Almat