ЭКСКУРС
|
|
"В
СТЕПИ БЕСКРАЙНОЙ ЗА УРАЛОМ"
|
|
|
(Продолжение.
Начало в № 41)
В одном из писем Шевченко писал: «…горько, невыносимо горько!
И при всем этом горе, - мне строжайше запрещено рисовать,
что бы то ни было и писать (кроме писем), а здесь так много
нового, киргизы так живописны, так оригинальны и наивны, сами
просятся под карандаш, и я одуреваю, когда смотрю на них…
Сколько бы вам прислал новых и оригинальных рисунков, но что
делать!
|
  
А
смотреть и не рисовать – это такая мука, которую поймет
один только истинный художник». (Из письма к княгине В.
П. Репниной от 24 октября 1847 года).
Ко всему прочему Шевченко болел: кроме ревматизма, полученного
в каземате Петропавловской крепости, у него открылась цинга,
от непривычного яркого солнца болели глаза. Шевченко желал
хоть какой-либо перемены в жизни. И она вскоре представилась.
В сороковых годах XIX века царское правительство, чтобы
быстрее упрочить свое положение в казахской степи, стало
строить так называемую внутреннюю линию военных укреплений.
Так возникли Уральское (Иргиз) и Оренбургское (Тургай) укрепления,
Карабутак, Казалинск, Раимское (Аральское) и Новопетровское
укрепления.
  
Наряду
с задачей политического присоединения Казахстана к России
встала задача и освоения новых территорий; их нужно было
изучить. С этой целью в Оренбурге была снаряжена экспедиция
по изучению Аральского моря под руководством группы офицеров
Генерального штаба во главе с капитан-лейтенантом А. И.
Бутаковым. В задачу экспедиции входило исследование природы
Аральского моря, флоры и фауны его берегов, проведение метеорологических
и астрономических наблюдений. Для зарисовки видов Аральского
моря Бутаков включил в состав своей экспедиции и художника
Т. Шевченко, с радостью принявшего это предложение.
  
Таким
образом, пробыв в Орской крепости около 11 месяцев, 11 мая
1848 года Шевченко выехал в экспедицию. Транспорт экспедиции
состоял из 1500 башкирских одноконных подвод с прикрытием
двух сотен оренбургских казаков и двух пушек с расчетами,
а также команды матросов Бутакова, присланной с Каспийского
флота, со шхуной «Константин» в разобранном виде. Кроме
того, в состав экспедиции входил вьючный транспорт из 3000
верблюдов с 560 погонщиками-казахами под прикрытием 150
уральских казаков с одной пушкой. 25 мая на реке Иргиз присоединилась
еще группа погонщиков 600 верблюдов под прикрытием военной
охраны из 150 уральских казаков. Маршрут экспедиции из Орска
в Раим проходил через урочище Майтобе, Тасоткель, форт Карабутак,
Уральское укрепление (Иргиз), далее - через Приаральские
Каракумы.
  
Шевченко
прошел всю дорогу до Раима пешком, а это около 800 километров,
находясь в авангарде транспортной колонны, к которой был
приписан. На первом же переходе Шевченко познакомился с
очень интересным человеком. Это был известный русский географ,
выдающийся исследователь Средней Азии и Казахстана Алексей
Иванович Макшеев (1822-1892). Ученый предложил Шевченко
пристанище на время похода в своей «жуламайке».
  
Это
совместное путешествие до Раима, продолжавшееся 39 дней,
их сблизило. А. Макшеев вел ежедневный подорожный журнал,
где записывал впечатления от пройденного пути, отмечал наиболее
важные приметы местности - дороги, реки, озера, болота,
колодцы, горы. А также сведения о местных казахских родах,
их аулах, быте, хозяйстве. Такое направление деятельности
географа усилило интерес Шевченко к степному краю, обогащая
его знания, скрашивая походную жизнь. В кибитке Макшеева
Шевченко нашел не только ночной приют, но и дружеское, товарищеское
расположение.
  
Первый
день похода длиной в 25 километров прошел для Шевченко,
как он сам писал, быстро и незаметно, так как поэт был очень
взволнован и сменой места, и своим новым положением. Вот
как описал увиденное А. Макшеев: «Первое впечатление, которое
произвела на меня киргизская степь, было в высшей степени
грустное. Солнце ярко палило необозримую равнину, покрытую
желтым, уже высохшим ковылем. Пыль от повозок широкою полосою
закрывала часть горизонта. Кругом все было тихо, и только
скрип от телег мерно и уныло нарушал эту мертвую тишину.
Казаки и башкиры повесили носы... Только киргизы, наши вожаки
и посыльные, беспечно и весело ехали впереди, глазея по
сторонам, как будто находя особенную красоту в этой безграничной
пустыне…» (А. Макшеев, «Путешествие по киргизским степям
и Туркестанскому краю»).
  
Только
с приближением ночлега изможденный караван оживал. Выезжая
вперед с переводчиком Алимбеком Алмакуровым, чтобы найти
место для размещения транспорта, Макшеев нередко брал с
собой и Шевченко. Казах Алмакуров был в молодости лихим
джигитом, любил барымту, пока его не схватили с поличным
и не отдали в солдаты. Ему довелось побывать и в Петербурге,
и в Прибалтике, и в Финляндии. В солдатах Алмакуров научился
грамоте. После 25 лет службы, получив «Знак отличия беспорочной
службы» и унтер-офицерское звание, он вышел в отставку,
вернулся в родные края, женился и стал опять кочевником,
но на барымту уже не ходил. В лице этого человека, который
столько выстрадал и пережил, поэт увидел и открыл для себя
до сих пор мало известный, но хорошо понятный и близкий
по духу народ. Шевченко было приятно и очень интересно разговаривать
с Алмакуровым о далеких краях, суровой и загадочной степи.
  
Однообразие
походной жизни среди монотонного пустынного простора иногда
прерывалось неожиданностями. Первым событием, так взволновавшим
Шевченко в последующий день похода, был пожар в степи. Он
воспроизвел это зрелище на акварельной картине. «Пожар в
степи» – его первый рисунок. С него начинается творческая
деятельность живописца в ссылке. «Пожар в степи», к счастью,
дошел до нас, ныне картина хранится в Киеве.
Бисен
ЖУМАГАЛИЕВ
(продолжение следует)
|
|
Design by Kumargazhin
Almat |
|
|