Прогноз погоды

 
   
ЭКСКУРС

"В СТЕПИ БЕСКРАЙНОЙ ЗА УРАЛОМ"

 
(Продолжение.
Начало в № 41)
В одном из писем Шевченко писал: «…горько, невыносимо горько! И при всем этом горе, - мне строжайше запрещено рисовать, что бы то ни было и писать (кроме писем), а здесь так много нового, киргизы так живописны, так оригинальны и наивны, сами просятся под карандаш, и я одуреваю, когда смотрю на них… Сколько бы вам прислал новых и оригинальных рисунков, но что делать!

    А смотреть и не рисовать – это такая мука, которую поймет один только истинный художник». (Из письма к княгине В. П. Репниной от 24 октября 1847 года).
Ко всему прочему Шевченко болел: кроме ревматизма, полученного в каземате Петропавловской крепости, у него открылась цинга, от непривычного яркого солнца болели глаза. Шевченко желал хоть какой-либо перемены в жизни. И она вскоре представилась.
В сороковых годах XIX века царское правительство, чтобы быстрее упрочить свое положение в казахской степи, стало строить так называемую внутреннюю линию военных укреплений. Так возникли Уральское (Иргиз) и Оренбургское (Тургай) укрепления, Карабутак, Казалинск, Раимское (Аральское) и Новопетровское укрепления.
    Наряду с задачей политического присоединения Казахстана к России встала задача и освоения новых территорий; их нужно было изучить. С этой целью в Оренбурге была снаряжена экспедиция по изучению Аральского моря под руководством группы офицеров Генерального штаба во главе с капитан-лейтенантом А. И. Бутаковым. В задачу экспедиции входило исследование природы Аральского моря, флоры и фауны его берегов, проведение метеорологических и астрономических наблюдений. Для зарисовки видов Аральского моря Бутаков включил в состав своей экспедиции и художника Т. Шевченко, с радостью принявшего это предложение.
    Таким образом, пробыв в Орской крепости около 11 месяцев, 11 мая 1848 года Шевченко выехал в экспедицию. Транспорт экспедиции состоял из 1500 башкирских одноконных подвод с прикрытием двух сотен оренбургских казаков и двух пушек с расчетами, а также команды матросов Бутакова, присланной с Каспийского флота, со шхуной «Константин» в разобранном виде. Кроме того, в состав экспедиции входил вьючный транспорт из 3000 верблюдов с 560 погонщиками-казахами под прикрытием 150 уральских казаков с одной пушкой. 25 мая на реке Иргиз присоединилась еще группа погонщиков 600 верблюдов под прикрытием военной охраны из 150 уральских казаков. Маршрут экспедиции из Орска в Раим проходил через урочище Майтобе, Тасоткель, форт Карабутак, Уральское укрепление (Иргиз), далее - через Приаральские Каракумы.
    Шевченко прошел всю дорогу до Раима пешком, а это около 800 километров, находясь в авангарде транспортной колонны, к которой был приписан. На первом же переходе Шевченко познакомился с очень интересным человеком. Это был известный русский географ, выдающийся исследователь Средней Азии и Казахстана Алексей Иванович Макшеев (1822-1892). Ученый предложил Шевченко пристанище на время похода в своей «жуламайке».
    Это совместное путешествие до Раима, продолжавшееся 39 дней, их сблизило. А. Макшеев вел ежедневный подорожный журнал, где записывал впечатления от пройденного пути, отмечал наиболее важные приметы местности - дороги, реки, озера, болота, колодцы, горы. А также сведения о местных казахских родах, их аулах, быте, хозяйстве. Такое направление деятельности географа усилило интерес Шевченко к степному краю, обогащая его знания, скрашивая походную жизнь. В кибитке Макшеева Шевченко нашел не только ночной приют, но и дружеское, товарищеское расположение.
    Первый день похода длиной в 25 километров прошел для Шевченко, как он сам писал, быстро и незаметно, так как поэт был очень взволнован и сменой места, и своим новым положением. Вот как описал увиденное А. Макшеев: «Первое впечатление, которое произвела на меня киргизская степь, было в высшей степени грустное. Солнце ярко палило необозримую равнину, покрытую желтым, уже высохшим ковылем. Пыль от повозок широкою полосою закрывала часть горизонта. Кругом все было тихо, и только скрип от телег мерно и уныло нарушал эту мертвую тишину. Казаки и башкиры повесили носы... Только киргизы, наши вожаки и посыльные, беспечно и весело ехали впереди, глазея по сторонам, как будто находя особенную красоту в этой безграничной пустыне…» (А. Макшеев, «Путешествие по киргизским степям и Туркестанскому краю»).
    Только с приближением ночлега изможденный караван оживал. Выезжая вперед с переводчиком Алимбеком Алмакуровым, чтобы найти место для размещения транспорта, Макшеев нередко брал с собой и Шевченко. Казах Алмакуров был в молодости лихим джигитом, любил барымту, пока его не схватили с поличным и не отдали в солдаты. Ему довелось побывать и в Петербурге, и в Прибалтике, и в Финляндии. В солдатах Алмакуров научился грамоте. После 25 лет службы, получив «Знак отличия беспорочной службы» и унтер-офицерское звание, он вышел в отставку, вернулся в родные края, женился и стал опять кочевником, но на барымту уже не ходил. В лице этого человека, который столько выстрадал и пережил, поэт увидел и открыл для себя до сих пор мало известный, но хорошо понятный и близкий по духу народ. Шевченко было приятно и очень интересно разговаривать с Алмакуровым о далеких краях, суровой и загадочной степи.
    Однообразие походной жизни среди монотонного пустынного простора иногда прерывалось неожиданностями. Первым событием, так взволновавшим Шевченко в последующий день похода, был пожар в степи. Он воспроизвел это зрелище на акварельной картине. «Пожар в степи» – его первый рисунок. С него начинается творческая деятельность живописца в ссылке. «Пожар в степи», к счастью, дошел до нас, ныне картина хранится в Киеве.

Бисен ЖУМАГАЛИЕВ
(продолжение следует)

Design by Kumargazhin Almat