Прогноз погоды

 
   
РАССЛЕДОВАНИЕ НЕДЕЛИ
КТО ЗА РУЛЕМ?
( ЧАСТЬ ВТОРАЯ)

  Тема общественного транс-порта неисчерпаема. Вернее, не иссякают проблемы, с кото-рыми ежедневно сталкиваются пассажиры автобусов и микро-автобусов. «Надежда» уже не раз писала о них. Однако ситуация в этой сфере не меняется в лучшую сторону.

    К примеру, мы так и не дождались реакции соответствующих государственных структур и предприятий на публикацию «Кто за рулем?» («Н» от 25 марта 2004 года), в которой речь шла о весьма сомнительной личности, ранее дважды привлекавшейся к уголовной ответственности по «наркотической» статье, а ныне непонятно каким образом оказавшейся за рулем общественного транспорта. Как выяснил тогда автор материала, этот человек не числился в списках водителей автопредприятия, за которым и был закреплен маршрут.
    Поясним, что та или иная фирма, занимающаяся перевозкой пассажиров, используя на своих маршрутах частные автобусы или микроавтобусы, заключает договор не с владельцем автотранспорта, а с конкретным водителем. А потому, по словам представителей автопредприятий, случайный человек за рулем не может оказаться. Однако факт, приведенный в статье, так и не был опровергнут.
    Исходя из этого, мы решили выяснить, кто и как обеспечивает подготовку водителей общественного транспорта, чей профессиональный уровень не должен вызывать никаких сомнений. Ведь от этого зависит безопасность пассажиров: нередко слабая квалификация водителей оборачивается потерей самого дорогого - человеческой жизни.
    А о том, что непрофессионализм водителей общественного транспорта часто приводит к дорожно-транспортным происшествиям, свидетельствуют цифры. Так, за первый квартал текущего года только на улицах Уральска по их вине произошло 36 ДТП, в которых один человек погиб, а десять получили ранения различной степени тяжести.
    Как известно, для того, чтобы получить право перевозить более восьми пассажиров, водителю нужно пройти переподготовку и сдать экзамены на категорию «D». Переподготовкой занимаются учебные заведения, имеющие соответствующую лицензию. Таковых, по сведениям дорожной полиции, в ЗКО насчитывается 48, из них три - частные. «Конвейер» по выпуску водителей автобусов и микроавтобусов работает беспрерывно. В 2002 году через процедуру сдачи экзаменов в регистрационно-экзаменационном отделении управления дорожной полиции УВД ЗКО прошли 815 человек, в 2003-м немного меньше - 631. Эти показатели в свою очередь означают, что потребность в водителях категории «D» есть, и не маленькая. Между тем автору этой статьи за последние десять лет, да и нашим читателям, по всей видимости, тоже, ни разу не попадался на улицах города автобус или микроавтобус с табличкой «У», т.е. «учебный», с курсантом за рулем.
    Согласно утвержденным нормам программа подготовки водителя категории «D» требует, как минимум, 54 часов практического вождения. Проведя нехитрые арифметические действия, мы пришли к неутешительному выводу, и вот почему. Возьмем, к примеру, 2003 год, когда было подготовлено более 600 водителей для перевозки пассажиров. Допустим, что половина из их числа обучалась в автошколах областного центра. Получается, что они в общей сложности должны были «намотать» 16200 часов практического вождения. Эта цифра в свою очередь говорит о том, что учебные автобусы и микроавтобусы должны «мозолить» нам глаза буквально на каждой улице, так как практическое вождение предусматривает и езду по маршрутам, пролегающим по центральным улицам города, в том числе в вечернее время. Но это еще не все.
    Учебные машины, будь то автобус или легковой автомобиль, обязательно должны быть снабжены дублирующим управлением. Мы решили выяснить, как обстоит дело с наличием учебных автобусов и микроавтобусов в уральских автошколах.
    Объектами нашего небольшого исследования стали два государственных и все три имеющихся частных автошколы. В ГКП «Автоучкомбинат» и в частной автошколе «Тiлек» учебные автобусы имеются. Правда, в последней он довольно старенький, с весьма непрезентабельным внешним видом. «Кузница» водительских кадров для нашей армии - Уральская военно-техническая школа и частная автошкола под названием «Аргамак» за неимением своих учебные автобусы арендуют. Правда, не удалось выяснить, у кого. В частной школе «Водитель» курсанты обретают опыт перевозки самого драгоценного груза - пассажиров - на... грузовике «ЗиЛ». А вот учебных микроавтобусов ни в одном из них не оказалось.
    Что касается автошкол в районах, то дела в них намного хуже. Имеются случаи, когда дорожная полиция приостанавливала работу сельских автошкол из-за откровенно плохой материально-технической базы.
    Как видим, ситуация с подготовкой водителей категории «D» обстоит далеко не лучшим образом. Есть повод для того, чтобы контролирующие организации пристальнее присмотрелись к результатам бурной деятельности автошкол. А на автопредприятиях нужно больше уделять внимания повышению уровня профессионализма своих водителей и, что немаловажно, улучшению их отношения к пассажирам. Но самое главное, надо принимать активные меры для того, чтобы за рулем не оказался «левый» шофер, о чем шла речь в нашей предыдущей публикации.

    КСТАТИ
    Как сообщили в отделе по управлению общественным транспортом общего пользования городского акимата, сегодня в Уральске насчитывается 50 маршрутов общественного транспорта, на которых задействовано 200 автобусов и 400 микроавтобусов. Между прочим, всего несколько месяцев назад их соотношение составляло 160 на 450. Однако «ГАЗели», по мнению начальника данного отдела Нурлана Беккайыра, с пассажиропотоком, особенно в часы пик, не справлялись. А потому принято решение об увеличении числа автобусов. Горожане внедрение этой идеи уже ощутили: в Уральске увеличилось число китайских «рогатых» автобусов марки «Мудан», «Лифан» и «Фау». А «Оралтехсервис» (ранее автобусный парк № 1), взяв 53-миллионный кредит, закупил 15 автобусов марки ПАЗ, которые сейчас курсируют по 20 маршруту. «ГАЗели», к неудовольствию горожан, с этого маршрута убрали вообще.

Булат МАУЛЕНБЕРЛИЕВ
 
Design by Kumargazhin Almat