Nomer 50 (140) 15 декабря 2005 года

   МАРАТ БИСЕНГАЛИЕВ:
   "ЖИВУ РАДИ ЛЮБВИ!"

  Он не любит раскрывать свою личную жизнь, и все же сделал исключение для читателей «Надежды». Например, мало кто знает, что он впервые влюбился, когда ему было всего четыре года. А знаменитый профессор Вениамин Соломонович Хесс даже выгнал его из класса - за профнепригодность. Но свой первый публичный концерт он дал в девятилетнем возрасте.
Сегодня Марат Бисенгалиев – лауреат престижных конкурсов, организатор международного конкурса скрипачей в Уральске. Маэстро одинаково восторженно принимает публика в Париже, Лондоне, Риме и Нью-Йорке. Он работает с лучшими симфоническими оркестрами мира.
На прошлой неделе Марат Бисенгалиев вместе с главой компании Sony BMG Крисом Крейкером вновь приехал в Уральск, чтобы впервые в местной студии звукозаписи записать диск Западно-Казахстанского филармонического оркестра. Он пробыл в нашем городе всего несколько дней, и каждый из них был расписан по минутам.
«Отловить» именитого собеседника мне удалось в холле музыкального училища имени Курмангазы, куда Марат Бисенгалиев приехал послушать юные таланты. «Я, можно сказать, попал с корабля на бал, - признался он. – Не спал всю ночь – провожал гостей, но постараюсь ответить на все ваши вопросы».

- Чтобы играть, надо иметь инструменты – руки и скрипку, - подбадривал Марат Бисенгалиев смущенных его визитом в училище юных скрипачей. – Мне больно смотреть, как вы мучаетесь, играя на таких скрипках. Этот смычок больше напоминает лук. А играть на такой скрипке да еще таким смычком – просто героизм, подобный восхождению по гололеду. Должна быть хорошая скрипка и смычок, а струны необходимо менять постоянно.
К моему удивлению, суровый на вид всемирно известный скрипач оказался человеком общительным, открытым и смешливым.

- Марат, что привело вас в большую музыку? – с этого вопроса и началась наша беседа.
- На мою судьбу оказала влияние личность старшего брата. Сагадат играл на многих музыкальных инструментах, и мне всегда хотелось походить на него. Он был известным скрипачом, лидером казахстанского симфонического оркестра… Но, к сожалению, в 1989 году попал на велосипеде в дорожную аварию и не выжил… Я воспитывался в многодетной семье. Нас у родителей было семеро. Мой отец родом из Урды. К сожалению, он уже ушел из жизни, и сейчас мама осталась одна. Она из Астрахани, а ее родственные корни переплетаются с Диной Нурпеисовой.
- Ваша дочь, которую вы назвали Арухан в честь матери, играет на скрипке?
- Сейчас она играет на контрабасе. И мне иногда приходится играть на этом инструменте, чтобы проверить дочь. Хотя на любительском уровне могу сыграть на домбре, гитаре, альте и кое-что на виолончели. Да, еще в консерватории нас учили игре на фортепьяно…
- Помните своих учителей?
- Конечно! У меня было много талантливых учителей. Я учился в алматинской школе. Скрипкой занимался с шести лет. Основной мой учитель - Патрушева, у нее обучались все знаменитости. А вот профессор Вениамин Соломонович Хесс за ухо вывел меня из класса за профнепригодность!
- Не может быть…
- Его жесткая методика мне не подходила. Нужно было сидеть целый день в классе. Приходилось брать себе «паек» и перекусывать на ходу. А он вот так (закладывает руки за спину и хмурит брови) ходил по классу и проверял по несколько раз каждого в течение всего учебного дня.
- Наверное, именно тогда вы и встретили свою первую любовь?
- Меня об этом еще никто не спрашивал(смеется). Но я помню. Когда мне было четыре года, в детском саду я влюбился в белокурую девочку. Видимо, с тех пор и сформировался мой вкус – мне нравятся девушки со светлыми волосами.
- Марат, скажите, насколько котируется сегодня созданный вами Западно-Казахстанский оркестр?
- Сам факт, что произведения известного современного композитора Карла Дженкинса в исполнении нашего оркестра записывают такие фирмы, как Sony и EMI, говорит сам за себя. Кроме того, наш «Реквием» занимает первое место в мировой двадцатке самых популярных музыкальных дисков. Это вершина работы прошлого года. К тому же 11 сентября произошло достаточно важное событие - на британском телеканале ITV-1 вышел 50-минутный документальный фильм о нашем оркестре в телевизионной программе «South Bank Show». После чего состоялся концерт перед тысячной публикой в Лондоне. Нам удалось настолько вырваться вперед! Но мне кажется, что некоторые люди до сих пор по-настоящему не понимают значимости этого события – появления в Уральске своего оркестра. Здесь не может быть даже сравнения с победой на каком-либо конкурсе. Это небо и земля… То, что оркестр смог завоевать контракты с самыми известными компаниями, да еще и быть успешным, превзошло ожидания всех экспертов. Однако нужно идти вперед, необходимо поднимать оркестр. Скоро группа музыкантов будет расширена духовниками из Америки, Англии, Европы. Туда вольются индийские музыканты, которых я отбирал лично. Это был тщательный полуторачасовой отбор – игра и интервью. Также я собрал 50 человек в Уральске, чтобы отобрать лучших, но так и не нашел. Поэтому сегодня я бью во все колокола – ищу таланты. Необходим критический подход, при котором количество переходило бы в качество. К сожалению, пока этого не происходит.
- А какое впечатление производит казахстанская музыка за рубежом?
- Пока она совершенно незнакома западной публике. Недавно в Нью-Йорке я играл музыку Серкебаева, которая получила хорошее признание. Побольше бы таких концертов! Сейчас развивается новая концепция, новая музыка на казахстанские темы, которую написал Карл Дженкинс. Музыка нового произведения «Tlep» заказана Карлу Дженкинсу астанинским меценатом Сапаром Искаковым. В планах оркестра ее запись в уральской студии уже в январе следующего года. Это произведение будет дебютировать 17 апреля в одном из самых престижном залов Лондона Альберт холл, где насчитывается около восьми тысяч посадочных мест. А во время пушкинских празднеств состоится казахстанский дебют - в Уральске. Самое важное при этом - получить лицензию от компании Sony, которая будет заниматься записью диска за рубежом. Это даст право делать копии CD в Казахстане. Возможно, это решит проблему недоступности в республике моих дисков. Мне кажется, что «Тlep» произведет за рубежем настоящий переворот по отношению к Казахстану. Кстати, Казахстан был бы уже на слуху, если бы опера Сергея Прокофьева, которую он написал в 40-е годы, не затерялась где-то между Москвой и Парижем.
- Значит, как считает кинорежиссер с казахскими корнями Егор Кончаловский, мы, казахстанцы, как и россияне, нецивилизованные народы?
- Я так не думаю. В Астане и Алматы уже есть настоящая цивилизация. Конечно, Уральск еще позади. Это видно невооруженным глазом даже по магазинному сервису. Бывает, захожу в магазин, а там ко всем относятся как к быдлу. Уважительное отношение людей друг к другу и есть настоящая цивилизация. Некоторые, например, считают, зачем содержать оркестр, когда на эти деньги можно построить жилье для бездомных? Такая философия глубоко въелась в сознание людей еще со времен Советского Союза. Причем она сидит в душах не только у людей среднего класса, но и у некоторых руководителей государства… Не буду называть фамилии, хотя мог бы – я свободный человек.
- У вас казахстанское гражданство?
- Да, но зарегистрирован я в Англии.
- А за кого вы голосовали на президентских выборах 4 декабря?
- Я не голосовал...
- Вы говорите по-казахски?
- Нет. Само образование раньше было рассчитано на то, чтобы не знать казахского языка. Уроков этого языка практически не было. И теперь, когда от меня на пресс-конференциях требуют говорить по-казахски, я просто недоумеваю: откуда этому взяться? Ведь с 17 лет я за рубежом. Большую часть времени разговариваю на английском языке. Мне удается еще удерживать русский язык! С кем в Лондоне я могу разговаривать на казахском языке? Многие сегодняшние перегибы в нашем государстве неестественны. И вполне возможно, что я получу за это по голове! (Смеется). Но считаю, что переход на госязык - это вопрос поколений. Здесь должна присутствовать методичность, а не давление сверху. Все движение усугубляет и затормаживает огромная бюрократическая машина. Мы возвращаемся к тем бестолковым канонам, таким же, как вот эти картины (показывает на стену концертного зала в музучилище). Посмотрите, кто это такой с глазами в разных частях лица? К сожалению, эта бестолковщина… Я даже боюсь сказать какие-то более резкие слова, которые сидят у меня в груди, да и у многих людей тоже. Тем не менее, я верю в новое поколение, которое должно «выпрямить» всю эту систему. Но опять же нужно время...
- Поэтому вы и уехали за рубеж?
- Причина другая. Я просто встретил девушку-блондинку из Англии. Она нашла меня на концерте, и я ей понравился. Вернее, она была очарована моей игрой. Так уж получается в моей жизни, что чаще находят меня! (Смеется).
- Она и стала вашей женой?
- Да. Но в конце-концов позже она призналась, что тогда влюбилась не в меня, а в мою «скрипку».
- А как складывается ваша личная жизнь сейчас?
- Я стараюсь тему личной жизни держать при себе, потому что здесь есть вопросы «security». Я волнуюсь за свою старшую дочь, но у меня есть и младшая… Мне бы не хотелось подвергать их какой-либо неприятности. Много людей, которые просто могут этим воспользоваться. Ведь пресса – это мощная сила. Также я переживаю за судьбу студии в Уральске. Каждую ночь я думаю о том, что туда в любой момент могут ворваться бандиты. Я уже просил о том, чтобы там были созданы нормальные условия. Нужна надежная охрана, камеры слежения. Мое творчество многие ценят, но есть и те, кто завидует… Вот поэтому я никогда не рассказываю, сколько у меня личных скрипок! (Смеется). Это тоже «security».
- Надеюсь, любимое блюдо не относится к теме «secu-rity»?
- При моей беременности (поглаживает живот) мне нельзя есть любимое блюдо. Это лагман. Там присутствуют все ингредиенты, которые противопоказаны моему здоровью…
- Кстати, о здоровье. Говорят, что вы были в серьезной аварии?
- Это неприятная история. Я возвращался с концерта. В то время ездил на новом «мерседесе», который купил после победы на конкурсе. На большой скорости вдруг увидел человека, выбежавшего на дорогу. Пришлось вывернуть руль и улететь в кювет. Машина перевернулась несколько раз. Каким-то чудом я и моя первая жена остались живыми. Благодарю Бога, что тогда в машине не было моей дочки! После аварии я потерял почти целый год. Последствия шейной травмы, переломов ребер сказываются до сих пор. Я лечился в разных местах и сейчас лечусь. Полгода не играл вообще. И первые после болезни гастроли в Гонконге были самыми тяжелыми в моей жизни. Когда я вышел на сцену, предательски почувствовал, что боюсь. Это настоящие пытки! Ведь для концертного скрипача не играть полгода – почти смертельно. Первое условие артиста – чувствовать себя на сцене, как рыба в воде. Должна быть полная уверенность в своих силах, которая складывается годами.
- Марат, насколько воплотилась ваша мечта – виртуальный шоу-концерт посредством видеомобильной связи?
- Это уже произошло. На открытой площади в Алматы на День города в сентябре мы сыграли концерт. Карл Дженкинс дирижировал оркестром, будучи в Лондоне. Удалось сделать и видео-линк с Уральском. С офис-менеджером уральской звукозаписывающей студии Салтанат мы разговариваем, видя друг друга. Она знает, как выглядит мой дом. Я проверяю, как работает оркестр здесь...
- Вы сказали про свой дом. Интересно, а где он?
- У меня несколько домов. В Англии, здесь в Уральске почти дом, есть еще один… Кстати, в Алматы я тоже построил дом. Вот посмотрите (показывает фотографию особняка на сотовом телефоне). Он построен в виде рояля и полускрипки.
- Наверное, есть там и слуги?
- Нет(смеется).
- Бывают минуты ностальгии по родине?
- У меня совершенно нет времени для тоски. Каждая минута заполнена. Моя жизнь постепенно превращается в жизнь Маргарет Тэтчер, которая спит по три часа в сутки, и ей этого волне хватает.
- Вы счастливый человек?
- Счастье - это настолько мимолетное чувство…
- А какие люди вам импонируют?
- Любой человек должен быть естественным. К сожалению, много людей, с которыми я встречаюсь, это маски. Каждый играет какую-то роль, поэтому порой бывает очень трудно общаться. Особенно это связано с теми, кто носит «портфель». Такие люди меняются просто как мыльные пузыри. Убери портфель, и от человека ничего не останется. Это меня убивает! Или некоторые, к примеру, несостоявшиеся музыканты, начинают вести себя так, что смешно на них смотреть... Важно быть тем, кем ты являешься на самом деле.
- Это и есть ваше кредо?
- Да. Я стараюсь быть самим собой. Невозможно быть хорошим для всех сразу. Вполне естественно, когда есть те, кто тебя любит, и те, кому ты не нравишься. Я живу ради любви. А любовь в моем понимании – то, что я могу дать людям. Приходится жертвовать личной жизнью. Но этот дар я щедро получил от природы и должен жить ради этого.


Галина КАРЕНСКИХ,
фото Георгия СЕМЕНОВА

Design by Kumargazhin Almat