Тем
временем именно земельная проблема, как отмечает поэт Олжас
Сулейменов, послужила основной причиной знаменитого восстания
казахской бедноты, поднявшегося 168 лет назад под предводительством
Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова...
Отмена
с 1 января субаренды земель сельскохозяйственного назначения
угрожает лишить сотни тысяч казахстанских крестьян единственного
источника дохода. В сегодняшней редакции земельный кодекс
предписывает всем владельцам земельных долей расторгнуть
договоры субаренды и приступить к выкупу земли, которому
только в ЗКО подлежат 2,5 млн гектаров. Все это необходимо
выполнить до 1 января 2005 года. Затем, если хозяин не начнет
самостоятельную обработку надела, земля отойдет государству.
В
связи с этим группа депутатов нижней палаты парламента вышла
с инициативой внести изменения в Земельный кодекс, принятый
в мае прошлого года, согласно которому бесплатная аренда
земель на 49 лет прекращается, и крестьяне будут вынуждены
платить за аренду или выкупать земли. Они предлагают приостановить
действие положения статьи 170 Земельного кодекса, предусматривающей
отмену с 1 января 2005 года института субаренды, пока не
будет найден способ снизить его негативные последствия для
сельских производителей.
Напомним,
что с принятием в июне 2003 г. Земельного кодекса в стране
впервые была введена частная собственность на землю. До
этого ее можно было лишь арендовать у государства на длительный
срок. Причем земля селянам выделялась в аренду бесплатно.
В середине 90-х годов практически все сельские жители и
их семьи, а это более 2,3 млн человек, получили право на
условные земельные доли, размер которых в зависимости от
района расположения варьируется от 8 до 100 гектаров. Впоследствии
те из них, кто сам был не в состоянии обрабатывать землю,
например, учителя, врачи и просто пожилые люди, отдали ее
в субаренду фермерам для получения дохода в денежной или,
чаще всего, натуральной форме - частью урожая, фуража или
комбикорма для домашних животных и т.п. В итоге таких рантье
в стране уже набралось около миллиона. С января 2005 г.
субаренда арендованной у государства земли будет являться
нарушением закона.
По новому закону арендатор наделен правом выкупить землю,
находящуюся у него в долгосрочной аренде. Выкупив землю,
землевладелец может заключить с фермером-субарендатором
новое соглашение об аренде земли. Но вся беда в том, что
данная категория землевладельцев едва ли найдет средства,
чтобы выкупить свою землю. В основном это пенсионеры, чья
пенсия составляет около 40 долларов в месяц. Получая свою
долю урожая натурой, они просто не в состоянии выкупить
землю.
Другая
проблема кроется в том, что Земельный кодекс действует уже
больше года, однако вопрос о последствиях отмены субаренды
во всей своей остроте встал лишь сейчас, когда до вступления
этого положения в силу остается все меньше и меньше времени.
Тем временем надо учесть, что 50% населения 15-миллионного
Казахстана проживает в сельской местности, в нашей области
это соотношение выше. Многие из владельцев земельных паев
еще не переоформили их. А некоторые о грядущих переменах
до сих пор даже и не знают.
На
весьма печальные размышления, к примеру, наводят результаты
анкетирования, проведенного представителями казахстанского
проекта ЮСАИД, правда, в Акмолинской области. 62% опрошенных
крестьян просто не знают о необходимости расторжения договоров
аренды на свои доли и оформления новых документов, закрепляющих
реализацию их прав на условную земельную долю. А 61% тех,
кто об этом знал, даже и не пытались предпринять какие-либо
действия по переоформлению своих участков. 11% «знающих»
столкнулись с неразрешимыми для них проблемами при попытке
реализовать свое право на условную земельную долю. К примеру,
для оформления документов нужен выезд нотариуса «на место».
А нотариусы ехать не хотят – долго, хлопотно, да и холодно.
Кроме того, 78,3% участников опроса ответили отрицательно
на вопрос о том, знают ли они точное расположение причитающихся
им участков, и лишь 31% респондентов ответили положительно
на вопрос «Прошла ли персонификация в хозяйствующем субъекте,
арендующем у вас условную земельную долю». Собственным экземпляром
заключенного договора аренды на условную земельную долю
располагают лишь 42% опрошенных, а более четверти «совершенно
не знают, где находится их свидетельство на условную земельную
долю». Каким образом эти люди будут доказывать свое право
на условную земельную долю после 1 января 2005 года, похоже,
одному Богу ведомо.
Неизвестно,
проводились ли подобные социсследования в ЗКО, но встречи
с крестьянами свидетельствуют, что и в Приуралье немало
проблем. Так, наш земляк сенатор Рашит Ахметов выражает
серьезные опасения по поводу готовности государства положительно
решить вопрос с субарендой.
-
Ясно, что Земельный кодекс необходим, но если он создает
проблемы для населения, надо их решать, - сказал он. - Именно
решать, а не игнорировать.
При
этом большинство противников отмены субаренды предлагают
все-таки отсрочить, а не полностью отменить соответствующее
положение кодекса. Многие депутаты парламента считают, что
необходимо продлить действие субаренды хотя бы на год, и
тогда люди успеют оформить свои доли, как положено по закону.
Существует
и другая сторона проблемы. От отмены субаренды в большей
степени пострадают и субарендаторы, т. е. крестьянские хозяйства,
производственные кооперативы и ТОО, обеспечивающие нас сельхозпродукцией.
А их в нашей области, по сведениям департамента министерства
сельского хозяйства по ЗКО, насчитывается 3600. Они в течение
трех-четырех лет выдерживали севооборот, вкладывали деньги,
а теперь могут лишиться всего этого. За оставшиеся до конца
декабря дни арендаторы должны заявить свои права на землю
- решить, будут ли они выкупать или продолжать арендовать
ее у государства, но многие фермеры явно не успеют этого
сделать. Тем временем их существующие права аренды утратят
силу.
Арендаторам
земли необходимы четкие рекомендации, как поступать с наделами
в новых условиях. В частности, крестьянам предлагают объединиться
в новые сельхозформирования - прототипы тех же колхозов,
но уже в условиях рыночной экономики. Однако люди пока не
спешат переходить к такой форме ведения хозяйства. И только
в случае принятия изменений в Земельный кодекс у арендаторов
и владельцев земли появится передышка и возможность поразмыслить,
как же управиться со своими наделами.
Какими
же темпами идет работа по переоформлению земельных наделов
в ЗКО? Заместитель начальника областного комитета по управлению
земельными ресурсами Алимжан Сагымбаев в понедельник сообщил,
что в ЗКО из 72,9 тысячи обладателей реально используемых
условных земельных долей 4225 при оформлении права на использование
надела до сих пор не определились с формой хозяйствования
– ТОО, производственный кооператив или крестьянское хозяйство.
А 1161 западноказахстанец вообще отказался от своего земельного
надела. При этом в нашей области до сих пор так и не нашлось
желающих выкупить землю в частную собственность. Скорее
всего, у сельчан просто нет денег на это.
Между
тем в представленном правительством в парламент законопроекте
«О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс РК»
никаких поправок в нашумевшую 170-ю статью не предусмотрено.
Эдуард
ТЭН
ТЕМ
ВРЕМЕНЕМ
С
2006 года правительство откажется от всех форм государственного
субсидирования сельского хозяйства, в том числе и от практики
списания долгов по кредитам. Эту новость, как отмечает «Интерфакс-Казахстан»,
премьер-министр Даниал Ахметов сообщил в ходе встречи с
фермерами Мендыкаринского района Костанайской области.
Премьер
напомнил, что в течение трех лет реализации госпрограммы
поддержки села (2003-2005 годы) объем государственных средств,
направляемых на развитие сельского хозяйства, превысит 190
млрд. тенге, из которых 72 будут выделены в 2005 году. Однако
после окончания срока реализации программы правительство
изменит подходы к развитию сельского хозяйства. Экстенсивное
развитие аграрного сектора на этом должно завершиться, так
как существующий уровень производительности не отвечает
потребностям республики, тем более в контексте предстоящего
вступления во Всемирную торговую организацию.
Что
это означает? В ближайшие 3-5 лет правительство ставит перед
аграриями задачи по резкому увеличению производительности
труда. В животноводстве должен быть совершенно другой уровень
качества поголовья - высоких и чистых кровей. В полеводстве
нужно работать над тем, чтобы оно имело экспортную ориентацию.
В этой связи Даниал Ахметов высказался за разработку программы
индустриализации села на 2006-2009 годы.
Но где взять необходимые селу средства? Получается, что
казахстанский крестьянин будет снова брошен в условия самовыживания
или на произвол толстосумов, которые будут выжимать последние
соки как из селян, так и земли. Казалось бы, только село
начало оправляться от разрухи, нанесенной приватизацией.
Если в начале Года аула государственная поддержка селу составляла
всего 2 доллара на гектар, нынче она доведена до 11 долларов.
Однако в этом мире все относительно. Например, в США и Канаде
сумма государственной поддержки фермерского хозяйства равняется
50 долларам. В Европе госпомощь на гектар составляет 200
долларов, а в умеющей считать деньги Японии - 700 долларов
на круг. К тому же надо учитывать, что Казахстан расположен
в зоне рискованного земледелия. Это значит, что и стоимость
жизни на нашем селе, и стоимость производства обходится
намного дороже, чем в той же сытной Европе.
Так
кто же оплатит программу индустриализации казахстанского
села на 2006-2009 годы, если государство прекратит его поддержку
в связи с вступлением в ВТО?
Цифра для размышления: чистая выручка экспортеров по данным
отечественных экономистов за 11 месяцев нынешнего года в
Казахстане составила, как минимум, 10 миллиардов долларов
США.