ЭКСКУРС
|
|
"В
СТЕПИ БЕСКРАЙНОЙ ЗА УРАЛОМ"
|
|
|
(Продолжение.
Начало в № 41-47,49,50).
  
Однако
много месяцев прошло для Шевченко в томительном ожидании этого
распоряжения.
  
В
письме к М.М. Лазаревскому Шевченко пишет: «Чорт их знает,
что это они со мной делают… и до сих пор еще нет ничего из
корпуса. Добивают они меня, нелюди, не боясь бога!.. Еще сроду
с такой тоской не знался».
  
В
ожидании прихода приказа Шевченко обзавелся рукодельной тетрадью
и стал вести дневник, который он чаще всего называет «журналом».
Еще до этого, со дня прибытия в Орскую крепость, Шевченко
начал писать дневник. Однако не довел его до конца. В одном
из писем Шевченко сообщает из Орска: «Со дня прибытия моего
в к (репость) О (рскую) я пишу дневник свой.
|
  
Сегодня
развернул тетрадь и думал сообщить Вам хоть одну страницу,
- и что же? – так однообразно грустно, что я сам испугался
и сжег мой дневник на догорающей свече… Я дурно сделал,
- продолжает дальше Шевченко, - мне после жаль было моего
дневника, как матери своего дитяти, хотя и урода». (Письмо
к В.Н. Репниной от 25-29 февраля 1848 года).
  
Только
спустя десять лет, начиная с 12 июня 1857 года Шевченко
снова стал вести дневник при изменившихся обстоятельствах
и продолжал его до 13 июля 1858 года. Вот что рассказывает
об этом сам Шевченко: «Мне следовало бы начать свои журналы
со времени посвящения моего в солдатский сан, сиречь с 1847
года. Вспоминая эти прошедшие грустные десять лет, я сердечно
радуюсь, что мне не пришла тогда благая мысль обзавестись
записной тетрадью. Что бы я записал в ней? Правда, в продолжение
этих десяти лет я видел даром то, что не всякому и за деньги
удается видеть. Но как я смотрел на все это? Как арестант
смотрит из решетчатого тюремного окна на веселый свадебный
поезд. Однако воспоминание о прошедшем, виденном в продолжение
этого времени приводит меня в трепет»…
  
И
только 21 июля 1857 года, в 11 часов утра, сообщили о том,
что поступила бумага об освобождении его, рядового Шевченко,
от военной службы.
  
В
своем «Дневнике» Шевченко с подчеркнутым сознанием своего
достоинства отметил: «Мне кажется, что я точно тот же, что
был и десять лет тому назад. Ни одна черта в моем внутреннем
образе не изменилась. Хорошо ли это? Хорошо. По крайней
мере, мне так кажется. И я от глубины души благодарю моего
всемогущего создателя, что он не допустил ужасному опыту
коснуться своими железными когтями моих убеждений, моих
младенчески светлых верований. Некоторые вещи просветлели,
округлились, приняли более естественный размер и образ».
  
Далее
Шевченко с гордостью замечает: «Не знаю наверное, чему я
обязан, что меня в продолжение десяти лет не возвели даже
в чин унтер-офицера. Упорной ли антипатии, которую я питаю
к сему привилегированному сословию? Или своему невозмутимому
хохлацкому упрямству? И тому и другому, кажется. В незабвенный
день объявления мне конфирмации я сказал себе, что из меня
не сделают солдата. Так и не сделали… и это льстит моему
самолюбию».
  
В
период ссылки мировоззрение Шевченко остается на уровне
революционно-демократических идей Чернышевского и Добролюбова,
у которых он учился. Неслучайно Герцен назвал Шевченко «великим,
совершенно народным писателем». Шевченко был боец того типа,
который не только не сдается при неравной борьбе, но, наоборот,
закаляется в борьбе и растет в ней.
  
В
казахстанский период своей жизни (1847-1857 гг.) Шевченко
написал большое количество литературных произведений: свыше
ста стихотворений, почти все девять русских повестей и дневник.
Во многих из этих произведений Т. Г. Шевченко отразил природу
и условия жизни казахского народа.
  
Прежде
всего в глаза Шевченко бросилась бедность природы, отсутствие
обработки земли, безводье и безлесье бескрайних казахских
степей:
  
…
Горе нам,
  
Невольникам
и сиротам,
  
В
степи бескрайной за Уралом
  
Поэт
обращается в своих думах к далекой любимой родине – Украине:
  
Прилетайте
сизокрылой
  
Стаей
голубиной
  
Из-за
Днепра широкого
  
Погулять
в пустыне
  
С
киргизами убогими.
  
Хоть
они убоги,
  
Хоть
и голы... да на воле.
  
Преимуществом
казахов перед закрепощенным украинским народом он считает
волю. Казахи, хотя бедны, нищи, но пока на воле: отсутствие
оформленного крепостного права у казахов обеспечивает им
некоторую относительную свободу.
|
Бисен
ЖУМАГАЛИЕВ
(Продолжение следует)
На рисунке: Казахский мальчик играет с кошкой.
|
Design by Kumargazhin
Almat |
|
|