Прогноз погоды

 
   
ТРАНСПОРТ НЕДЕЛИ
ИЗБАВИМСЯ ОТ "ЛИШНИХ" МАРШРУТОВ И
ИСЧЕЗНЕТ ДАВКА?

    Час пик. На остановках скапливаются толпы желающих побыстрее добраться: утром - на работу, вечером - домой. Одним пассажирам везет больше - удачно попав в автобус или маршрутку, они могут занять свободные места или встать поудобнее. А вот согнувшимся в три погибели в «ГАЗелях» не позавидуешь. А что предпринимает городской акимат, дабы изменить ситуацию к лучшему?
    Адресовав вопрос заведующему отделом по управлению пассажирским транспортом общего поль-зования Нурлану Беккайыру, мы услышали конкретный ответ – с 1 января 2005 года 11 из 50 городских маршрутов пассажирских транспортных средств общего пользования будут сокращены. И произойдет это, по словам Нурлана Магазовича, по двум причинам – низких тарифов и вступления в силу новых Правил перевозки пассажиров и багажа, принятых министерством транспорта и коммуникаций. Первая причина, как пояснил Н. Беккайыр, и объясняет сегодняшнюю нехватку автобусов на линиях:
- В городе есть маршруты, которые частично или полностью дублируют основные, - говорит он. - Так, «пятерку» на 80% дублирует маршрут № 37 и на 100% - № 5-к. Получается, что на одном и том же маршруте работают несколько перевозчиков и делят выручку как будто бы между собой. В итоге транспортники из-за низких тарифов не получают должной прибыли, а желающих работать себе в убыток, конечно же, нет. Поэтому, чтобы пока не повышать тарифы для населения и заинтересовать пассажирские автопредприятия, на совещании с перевозчиками мы пришли к единому мнению – оптимизировать дублирующие маршруты. Тем более, что согласно новым Правилам дублирование маршрутов не должно превышать 50%, а у нас это превышение имело место. Вследствие этого с начала нового года исчезнут такие маршруты, как №№ 4, 5-к, 7-д, 9, 15, 22, 30, 42, 42-к, 50, 55. А транспорт, оставшийся на остальных маршрутах, будет пополняться более вместительными автобусами. Таким образом, «голыми» пассажирские линии не останутся.
    - А что же все-таки станет с оплатой за проезд? – поинтересовалась я.
- После сокращения маршрутов в январе, феврале и марте она не повысится, - пояснил Нурлан Магазович. – Однако, если положительного результата для перевозчиков это не даст, то, очевидно, в апреле цена возрастет. Кстати, сейчас оплата за проезд, например, в Караганде и Павлодаре составляет 25 тенге, а в соседних областях – Атырауской и Актюбинской так же, как и у нас, - 20. Однако там совсем нет автобусов. Мы же в большей степени отдаем предпочтение именно им, так как понимаем, что микроавтобусы с их малой вместительностью проблему перевозки людей, особенно в час пик, не решат.
    Тогда возникает вопрос, а зачем вообще открывали дополнительные маршруты, если вскоре собираются их закрыть? По словам Нурлана Магазовича, это произошло в 2001 году из-за нехватки пассажирских транспортных средств общего пользования.
- К примеру, «пятерка» в то время выиграла тендер 26 «ПАЗиками», но не смогла обеспечить должную перевозку людей, - объяснил Н. Беккайыр. – Поэтому было принято решение открыть на этой линии, к примеру, маршрут № 5-к. Сейчас же ситуация изменилась - с 1 января нынешнего года автобусы стали приобретаться. Так, ТОО «Уралтехсервис» закупил пять «Мерседесов», а один из существующих парков - 17 «Вольво»…
    Как упоминалось выше, вторая причина сокращения маршрутов – новые Правила перевозки пассажиров и багажа. Согласно этим правилам, «протяженность маршрутов с использованием микроавтобусов не должна превышать 30% общей протяженности сети регулярных городских автомобильных перевозок пассажиров». А в Уральске этот процент, по словам Нурлана Магазовича, превышает 60. Например, в 2003 году было 460 микроавтобусов, в этом – только 320. Теперь постепенно маршрутки будут заменяться на двухдверные автобусы – это требование правил техники безопасности. Однако микроавтобусы совсем не исчезнут - уменьшится лишь их количество.
    - И еще, согласно новым правилам, в будущем году во всех пассажирских транспортных средствах общего пользования будет работать полная билетная система, обеспечивающая безопасность движения, - добавил Н. Беккайыр. - К примеру, в «ГАЗелях» водитель не будет больше отвлекаться на сбор денег с пассажиров, а станет внимательнее следить за дорогой…
    Возможно, ожидаемая оптимизация дублирующих маршрутов и послужит уменьшению периодического скопления автобусов на остановках, а вот снизит ли это скопление людей? Мне, признаться, с трудом верится. Понятно, что местные власти хотят решить проблему общественного транспорта. Вот только не вышло бы как в известной поговорке – хотели как лучше, а получилось...

 
Елена ОРЛОВА
Design by Kumargazhin Almat