Nomer 11 (153) 16 марта 2006 года

   СТЕПНЫЕ АМАЗОНКИ
   ОНИ НЕ БЫЛИ ПОХОЖИ НА НАТАШУ РОСТОВУ

  Ну и, естественно, существовало такое правило, что девушка, происходящая из торе, никогда не могла стать второй женой человека из сословия карасуек. В материалах известного путешественника Петра Петровича Семенова-Тяньшанского есть эпизод о том, как влиятельные султаны Старшего жуза пригласили его участвовать в одном судебном разбирательстве. Девушка, как он описывает, необыкновенной красоты, отказалась пойти второй женой за человека из черной кости, хотя за нее и был уже выплачен калым. То, что он был влиятельным бием, старшиной какого-то рода, за которым стояла влиятельная община, не играло для нее роли. Она заявила, что предпочтет умереть, чем станет второй женой. История завершилась благополучно. Участвовавшему в суде биев Семенову-Тяньшанскому удалось выиграть процесс для этой девушки, и к тому же найти компромисс между спорящими сторонами, который помог смягчить родителям жениха оскорбительный отказ и в то же время не сломать судьбу девушки.
- Мы не имеем, к сожалению, достаточно информации о том, как вели себя казашки, будучи замужем, - говорит Ирина Ерофеева. - Описывают, что они были свободолюбивы, скакали на коне, лица не закрывали, но это в основном относится к условиям кочевки, либо - к незамужним девушкам, но чтобы утвердить себя в условиях традиционного общества, где признавалась роль традиции, и каким-то образом чувствовать себя вольно, требовался сильный характер. В противном случае это вызвало бы возмущение старейшин.
Много написано о бабушке Чингиза Валиханова - Айганым-ханум, женщине умной, самостоятельной и гораздо более сильной и интересной, чем ее муж - хан Вали, который был довольно посредственным человеком. Более того, она была женщиной, обладающей стратегическим мышлением. В отличие от многих своих современников она прекрасно понимала значение и необходимость образования для детей, поэтому Айганым организовывала школы в степи, вела переговоры с Омской администрацией на предмет того, чтобы ее сына приняли на учебу, что также нетипично для того времени.
Ее самостоятельность проявлялась и в вопросах землепользования.
- Но опять же проблема заключается в том, что часто мы, историки, располагаем материалом, особенно документальным, о жизни каких-то примечательных женщин только в период их зрелости или даже старости, - говорит Ирина Ерофеева. - А посмотреть всю ее жизнь, чтобы увидеть, какая же эволюция с ней происходила, как она формировалась, возможности нет.
Много писалось и о сестре Кенесары - знаменитой султанше Бопай. Женщине, которая вместе с братом последовательно участвовала в борьбе с царскими войсками. Но, к сожалению, официальных документов, проливающих свет на какие-то другие особенности ее характера, мало.
В отличие от женщин черной кости женщины из сословия торе были более деятельные, энергичные, независимые в своих поступках, поскольку в них с детства формировалось и чувство собственного достоинства и какая-то самодостаточность. Но говорить, насколько это проявлялось - трудно, потому что материалов, которыми мы обладаем, для этого недостаточно.
Жена хана Букеевской орды Жангира Фатима тоже, конечно, заслуживает внимания. Мало того, что она была очень красива, самое главное, Фатима отличалась высоким уровнем образованности. Она была намного более образованна, чем муж, хотя и Жангир тоже получил основательное образование в семье Астраханского губернатора Андриевского. Дочь известного оренбургского муфтия Мухамеджана Хусаинова, Фатима знала европейские языки, умела танцевать, знала другие науки. Она была женщиной с утонченным вкусом. И немцы, которые были на русской службе, и русские чиновники и другие современники - например, известный российский писатель Аксаков, детально описывали ее потрясающе изящные наряды. Ее брак с Жангиром оказал определенное влияние на развитие и его интеллектуальных интересов. Это был тот самый союз, который называют гармоничным, в нем присутствовали не только совпадение характеров, целей и стремлении, но и духовное влияние на собственного мужа.
Последние годы жизни она была сильно больна. Современники Жангира связывают в какой-то степени его скорую кончину с переживаниями из-за болезни и смерти Фатимы. Эта женщина была не просто супругой, но и опорой. А он, как бы сейчас ни пытались его идеализировать, был человек, безусловно, интеллектуально продвинутый более, чем его окружение, но по характеру несильный человек.
… В истории много примеров, рассказывающих о прекрасных женщинах. Одиссей и Пенелопа, Цезарь и Клеопатра, адмирал Нельсон и леди Гамильтон, Наполеон и Жозефина... Но если собрать их воедино, то прослеживается одна закономерность - никогда одна только физическая красота не способна удержать рядом выдающегося мужчину. В этих женщинах, как правило, присутствовало еще нечто божественное, какой-то особый интеллект, некий личностный стержень, комплекс волевых и нравственных качеств, которые выделяли их из категории рядовых женщин. Они не были просто красивой этикеткой, которую можно сменить на другую, еще более красивую.
Слабый мужчина, как правило, пасует перед сильной женщиной, обладающей ярко выраженной индивидуальностью. Она его давит, заставляет чувствовать себя еще более ничтожным, он как бы превращается в карлика даже в собственных глазах. А для сильных мужчин, будь они даже на в прямом смысле маленького роста, ценность представляли те женщины, в которых было развито личностное самодостаточное начало. Другие женщины обладали эталонной внешностью, но о них даже не вспоминали. Поляки, например, из национально-патриотических побуждении в свое время ставили фильм "Марыся и Наполеон" о Марии Валевской. Но это был ничтожный эпизод в его жизни, этот роман не стал предметом изучения ни историков, ни биографов Наполеона. Он любил Жозефину. Эта женщина, как пишут о ней, не отличалась особым умом, но характер у нее, безусловно, был. Или же знаменитая Эвита Перрон - жена перуанского диктатора, которая по сути тоже сделала мужа. И поэтому сейчас даже трудно определить, где знаменитые личности сами стали такими великими, а где их сделали жены.
Все выдающиеся мужчины, чьи имена остались в истории, - Чингисхан, Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон, знаменитый тимурид Бабур, турецкий султан Сулейман Великолепный, Абулхаир, как правило, не любили примитивных, послушных, мягкотелых женщин. Их всегда привлекали женщины-личности с элементами так называемой "стервозности".
- Дело в том, что хан или император не имеет возможности в силу своего высокого статуса получать объективную оценку или критику со стороны окружающих, - говорит ведущий научный сотрудник Института истории и этнологии министерства образования и науки РК Ирина Ерофеева. - Это как бы противоречит самому принципу монархической власти, но человек, который не получает импульса извне, не способен объективно оценивать ситуацию и деградирует.
И хорошо, когда функцию ближайшего советника и, главное, идейного оппонента такого правителя берет на себя любящая и трезво мыслящая жена, которая хорошо знает слабости и недостатки своего мужа и способна удержать его от неверных и опасных для него шагов.


Галия Шимырбаева

Design by Kumargazhin Almat