Прогноз погоды

 
   
УРАЛЬСКОЕ НАСЛЕДИЕ
ОБЫЧНЫЙ И ЧУДЕСНЫЙ МИР
ВАЛЕРИАНА ПРАВДУХИНА
   

     (Начало в №№ 18,19,20,21,22,23, 24)
     В очерках «Годы, тропы, ружье» в полной мере отразились многие грани дарования Правдухина-художника: свободно-легкая манера письма, язычески-восхищенное обожание природы, утверждение радости бытия на земле, небывалая лирическая сила в обрисовке человеческих судеб и грозовых импульсов переломной эпохи.
     В 1931 году Правдухин публикует в журнале «Ленинград» новую повесть «Гугенот из Териберки», вызвавшую множество самых разноречивых откликов в печати. Судьба этой повести, которую В. П. Правдухин считал своей «самой органической вещью», весьма поучительна. Ее постигла участь многих талантливых и честных созданий советской литературы 20-30-х годов.
     Повесть явилась результатом длительной творческой командировки к рыбакам Белого моря. В письме к брату Николаю Павловичу от 26 февраля 1931 года Правдухин кратко сообщает сюжетную канву произведения: «Живу я так: пишу повесть - и довольно усидчиво. Уже кончаю. Гугенот из Териберки. Север, рыбаки, океан - и умирание одного «последнего буржуа». С содержанием повести были знакомы многие: «Повесть я читал Зазубрину и Воронскому. Одобряют - и, по-видимому, в самом деле неплохо».
Повесть «Гугенот из Териберки», над которой Правдухин работал так увлеченно и «много, как никогда», не дошла до читателей и не стала предметом научного исследования.
     Все, что мы имеем сегодня, это критические разносы «присяжных» литераторов, напоминающие скорее всего доносы и судебные приговоры: «реакционнейшая повесть», «политически вредное произведение» и т.п. Сегодня особенно четко осознаются причины подобных оценок.
     Повесть «Гугенот из Териберки», книги «Годы, тропы, ружье», «Охотничья юность» приоткрыли духовную сферу Правдухина-эпика и вместе с этим одну из возможностей, одно из направлений развития его таланта. Они закономерно привели писателя к созданию романа об исторических судьбах уральского казачества «Яик уходит в море». Правдухин синтезировал в романе свои многолетние наблюдения над казачьей историей и бытом, развил и усугубил те идеи, художественные образы, мотивы и настроения, которые уже содержались в предыдущих его произведениях и прежде всего в книгах «Годы, тропы, ружье» и «Охотничья юность». Они явились своеобразным подступом к роману, в них - его истоки.
     Бесспорно, роман «Яик уходит в море» является самым значительным созданием Правдухина. Работа над ним началась в 1932 году и продолжалась до последних дней жизни писателя.
     История создания романа самым тесным образом связана с уральской землей. Об этом говорит и надпись на экземпляре первого издания романа (1937), подаренного брату Николаю Павловичу: «Дорогому Коке - книгу об Урале, чтобы вспоминал родную сторону, где мы росли, где видели первые закаты». Непосредственные впечатления детских и юношеских лет, многочисленные поездки по уральским станицам и хуторам, кропотливая работа в архивах Москвы, Уральска, Оренбурга и других городов страны, а главное - неизбывная любовь и привязанность к ставшему родным краю, его истории, людям позволили писателю создать удивительные казачьи типы, характеры, достоверно и убедительно изобразить жизнь на Яике в конце ХIХ века.
     Писатель А. А. Шмаков, знавший архив семьи Правдухиных, отмечал в предисловии к роману огромную подготовительную работу, предшествовавшую появлению на свет этого произведения. «В черновых записях автора, - писал он, - отмечены все важнейшие события, происходившие год за годом в жизни войскового круга, выписаны народные приметы о погоде, ребячьи игры, забавы молодежи, различные причитания, песни, присказки, поговорки, образцы речи простого и образованного интеллигентного казака, росписи икон, знамен, церковных обрядов, войсковых празднеств, знаки отличия казаков того времени и другие детали, передающие колорит эпохи».

Николай ЩЕРБАНОВ
(Продолжение следует)

 
Design by Kumargazhin Almat