Nomer 3 (249) 17 января 2008 года
8

  ТАКАЯ ДОРОГАЯ АВТОГРАЖДАНКА

С началом 2008 года наверняка далеко не все водители успели заключить новый договор обязательного страхования гражданско-правовой ответственности. Между тем, как ранее сообщала «Надежда», в конце прошлого года вступили в силу новые правила автострахования, которые повлекли за собой существенное увеличение размера страховки.
Вот что удалось выяснить при изучении соответствующих документов и консультациях со специалистами страховых компаний.
Теперь объем двигателя при определении стоимости страховки не принимается в расчет. Как отметила менеджер Уральского филиала АО «Нефтяная страховая компания» Алия Булекбаева, определяющими отныне являются следующие факторы: место регистрации и тип транспортного средства, возраст водителя и его стаж вождения, срок эксплуатации автомобиля и наличие или отсутствие страховых случаев в период действия предыдущего договора страхования.
В качестве изначального для всех берется показатель в 1,9 МРП. Затем эта цифра умножается на пять коэффициентов. А они таковы. В связи с различными по регионам Казахстана показателями количества дорожно-транспортных происшествий в расчете на 10000 автомобилей установлен и различный коэффициент. Наименьший он в Жамбылской области и ЮКО – 1,00, а наивысший в Алматы – 2,96. На фоне показателя южной столицы в ЗКО коэффициент довольно низкий – 1,17.
У каждого типа транспортного средства тоже имеется свой коэффициент. У легковых автомобилей он равняется 2,09, грузовых – 3,98, микроавтобусов – 3,26, автобусов – 3,45, мототранспорта и прицепов – 1,0. Транспортные средства, срок эксплуатации которых больше или меньше семи лет, получают соответственно коэффициент 1,10 и 1,00.
В зависимости от стажа вождения и возраста водителя для физических лиц коэффициент устанавливается в следующем размере. Если водителю менее 25 лет и его стаж не превышает двух лет, ему присваивается коэффициент 1,10. С увеличением возраста и стажа этот показатель уменьшается.
Если в предыдущий год по вине водителя произошли страховые случаи, то новый полис обойдется ему в 2-2,5 раза дороже. Для того, чтобы автовладелец не утаил подобную информацию, к примеру, заключив договор с другим предприятием, страховые компании в настоящее время формируют единую казахстанскую базу данных, в которую будет стекаться вся информация о застрахованном водителе, в том числе и о ДТП с его участием. За каждый год, проведенный без происшествий, водитель получит скидку в 5%.
К примеру, если до этого у одного из авторов этих строк сумма страховки автомобиля «Мицубиси-Галант» 1992 года выпуска составляла 2621 тенге, то теперь с учетом вышеперечисленных коэффициентов она возросла до 5581 тенге или более чем в два раза.
Увеличение стоимости страховки влечет за собой и увеличение суммы страховых выплат. Ранее максимальная сумма на восстановление поврежденной автомашины составляла 400 МРП (1 МРП – 1092 тенге). Сейчас она возросла до 600 МРП. С 1000 до 2000 МРП повысился размер выплаты, правда, в тех случаях, когда в ДТП попадут сразу несколько автомобилей. Кроме того, при аварии со смертельным исходом семье погибшего отныне выплачивается 1000 месячных расчетных показателей. Если пострадавший получит первую группу инвалидности, ему полагается 800 МРП, вторую – 600 МРП и третью – 500. Детям, получившим травмы при ДТП, вне зависимости от группы инвалидности, выплачивается 500 МРП.
Размер ущерба поврежденной автомашины определяет независимый эксперт, имеющий соответствующую лицензию. При несогласии с его оценкой можно обратиться к другому эксперту или в суд. Страховая компания на основании заявления на проведение оценки и документов, подтверждающих факт наступления страхового случая, обязана в течение трех рабочих дней установить сумму размера вреда. А страховая выплата должна быть произведена в течение семи рабочих дней.
Еще одно полезное новшество. Теперь пострадавший получает страховую выплату не в компании, где зарегистрирован виновник ДТП, а в своей. Это, по задумке авторов нововведений, существенно облегчит получение денег.
Страховые компании могут оказать и дополнительные услуги, а именно – вызвать эвакуатор, предоставить такси на время ремонта автомобиля и организовать сбор необходимых документов. Конечно, не даром, а за отдельную плату.
Остается надеяться, что новые правила автострахования действительно облегчат жизнь автолюбителям. Ведь от водителей не раз приходилось слышать, как неохотно страховые компании расстаются с деньгами. Да и сумма, полученная с большим трудом, порой не покрывает затрат на ремонт.

Евгений ПОПОВ,
Булат МАУЛЕНБЕРЛИЕВ

 
Design by Kumargazhin Almat