Прогноз погоды

 
   
ТРЕВОГА НЕДЕЛИ
ДЕТИ НА ДОРОГАХ
 
 
  Май! Впереди школьные каникулы, когда можно закинуть портфель вместе с дневником на антресоли и скакать на одной ножке по лестничным клеткам родной многоэтажки или по песочнице крох-дошколят. Ну, а если ты очень хочешь понравиться юной леди из параллельного класса, то можно проявить геройство и перебежать проезжую часть улицы, не глядя ни направо, ни налево. И вот уже покорено сердце подрастающей Джульетты.

   Красиво? В мечтах очень! Но реалии нашей жизни и статистика могут быстро вернуть с небес на грешную землю.
   Передо мной лежит отчет состояния детского дорожно-транспортного травматизма в РК за первый квартал 2005 г. В нем указано, что за этот период в Казахстане зарегистрировано 370 ДТП с участием детей, в которых 22 несовершеннолетних погибли, а 387 получили ранения.
   Вдумайтесь в эти цифры! Еще в позапрошлом веке великий Достоевский сказал: «Все счастье мира не стоит слезинки ребенка!», а мы их под колеса… Это мы, взрослые дяди и тети за рулем уже положили в гроб 22 ребенка, а 387 детей покалечили и сделали инвалидами. А ведь до конца года еще три квартала, и цифра эта может возрасти вчетверо. Если, конечно, мы, взрослые, не одумаемся и не начнем все-таки учить детей правильно вести себя на дорогах.
   Анализ показывает, что в подавляющем большинстве жертвами дорожно-транспортных трагедий становятся подростки. Но половину в этом страшном списке занимают учащиеся начальных классов. Обращает на себя внимание и увеличение количества пострадавших в ДТП детей в возрасте до семи лет. Более половины из них в этот момент находились на проезжей части без сопровождения взрослых.
   Вы скажете, что это в целом по Казахстану. Но и ЗКО не слабо подпитывает эту страшную статистику. За первый квартал в нашей области мы уже имеем девять ДТП с участием детей, в которых один погиб и восемь получили ранения различной степени тяжести.
Как же происходит эта бойня на проезжей части наших улиц и дорог? Вот несколько примеров.
   7 февраля в 7 часов 55 минут на пр. Достык, напротив кафе «Марина», учащаяся 9 класса СОШ № 19 при пересечении проезжей части по обозначенному разметкой переходу и с хорошо видимыми для водителей знаками была сбита машиной «Фольксваген–Пассат». В результате 15-летняя девочка госпитализирована с диагнозом «закрытый перелом копчика со смещением». Наисерьезнейшая травма!
   12 марта в 11 часов 35 минут на пересечении ул. Кутякова и У. Громовой водитель ВАЗ-2123 допустил наезд на двух пешеходов 1978 и 1998 годов рождения (младшая девочка - учащаяся нулевого класса СОШ № 5). Они переходили проезжую часть опять–таки по пешеходному переходу.
   Вина водителей однозначна, и они понесли соответствующее наказание. Но кто вернет здоровье детям?
   А вот примеры другого характера. 5 апреля на ул. С. Датова напротив магазина «Венера» учащийся 1 «Б» класса СОШ № 22 внезапно выбежал на проезжую часть из-за стоящего автобуса и попал под «Фольксваген–Гольф». В результате с серьезными травмами живота и головы мальчика надолго госпитализировали в детскую больницу. 1 апреля на ул. Фурманова несовершеннолетний пешеход выбежал на проезжую часть, опять же из-за автобуса. Его сбила машина марки ВАЗ-2106. Десятилетнего мальчика доставили в травмпункт, а затем перевели в реанимацию, где он скончался от полученных травм, несовместимых с жизнью.
   В последних двух случаях есть вина детей, этого никто не отрицает. Но это нисколько не снимает вину и с водителей. Ведь малыши попадают под колеса не стоящих, а движущихся автомобилей. Тем временем один из пунктов Правил дорожного движения гласит: «Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований правил».
   Обратите внимание - «обеспечивать возможность постоянного контроля»!
   Все эти примеры, конечно, не страшилка для водителей, но проблему детского транспортного травматизма не стоит рассматривать только с двух сторон – дети и водители. Она более многогранна.
   В первую очередь с раннего детского возраста родителям, да и всем взрослым необходимо личным примером показывать соблюдение ПДД на проезжей части. А ведь нередко можно увидеть на дороге картину, когда занятая своими житейскими проблемами мамаша (или папаша) волоком тянет малыша через улицу вблизи от обозначенного пешеходного перехода, не обращая внимания на сигналящие автомашины. Им видите ли, некогда! И не приходит родителям в голову мысль, что в случае трагедии они будут до конца жизни скорбеть о содеянном. Детский ум, как губка, впитывает все хорошее и плохое, а уж копировать поведение взрослых – это у детей заложено природой. И пусть сегодня вам удалось перебежать проезжую часть под визг тормозов. А ведь завтра ребенок уже без вас отправится по тому же маршруту, и не дай Бог ему повезет меньше…
   Кстати, о пешеходах, переходящих и перебегающих проезжую часть в неустановленном месте. Моего знакомого, который поехал учиться в вуз г. Оренбурга, сотрудники ГИБДД всего за месяц отучили нарушать «Обязанности пешеходов», оштрафовав за этот период 5-6 раз. У казахстанских сотрудников дорожной полиции тоже имеется инструмент финансового воздействия на недисциплинированных пешеходов. Статья 473 ч.1 п.3.1 гласит: «Невыполнение пешеходами и иными участниками дорожного движения требований установленных Правил обеспечения безопасности дорожного движения влечет наложение штрафа в сумме 195-486 тенге или предупреждение».
   Что-то не видел я наших гаишников, выписывающих штраф на 486 тенге пешеходам или делающих им предупреждения, хотя по улицам города езжу ежедневно и немало. А вот водителей штрафуют на каждом углу. Получается какая-то «любовь» к одним и нелюбовь к другим…
   Немалый вклад в профилактику детского дорожно-транспортного травматизма обязаны вносить общеобразовательные школы. Хотя это и делается, но, скажем прямо, не на должном уровне.
   О проблеме травматизма и гибели детей на проезжей части известно и в самых высоких коридорах власти. Примером тому письмо министра образования и науки от 20 декабря 2000 г. «По организации и проведению занятий с учащимися организаций образования РК». В нем рекомендуется вести обучение Правилам дорожного движения по программе учебно-методического пособия под весьма красноречивым заголовком - «За безопасность детей на дорогах». Там же указано, что занятия проводятся классными руководителями и контролируются педагогом, ответственным за изучение ПДД, и администрацией школы. Имеется и совместное постановление УДП УВД ЗКО, облуправления образования, а также Западно-Казахстанского филиала фонда безопасности дорожного движения от 15 марта 2001 г. Этот документ называется «О мерах по совершенствованию работы по безопасности движения в общеобразовательных учреждениях». Текст очень большой и очень правильный с обязательными элементами самобичевания всех вышеперечисленных организаций.
   И что же мы имеем после этих писем и постановлений?
   При подготовке этой статьи я встретился с завучем СОШ № 22 Гульмирой Хасбулатовной Кажгалиевой. Заметна ее обеспокоенность за безопасность детей на проезжей части. Здесь в порядке и наглядная агитация, и занятия по ПДД проводятся по плану, и даже имеется выносной трехсекционный светофор, кстати, функционирующий.
   И все же таких примеров ответственного подхода не так уж и много. Из 40 с лишним СОШ Уральска только около десяти полностью оснащены соответствующей документацией, дорожной разметкой в рекреациях, наглядной агитацией. Но в двух десятках школ то того нет, то этого. А в десяти с лишним вообще к этой работе относятся формально.
   Я понимаю, что сейчас у директоров школ и учителей основное внимание уделяется выпускным классам, но не нужно забывать и про остальных детей. Впереди у них каникулы, и нелишне еще раз напомнить об опасности, которая поджидает их на проезжей части, особенно летом, когда наблюдается интенсивное движение транспорта.
   В «застойные» времена в парке им. Кирова был прекрасный автогородок для детей со всеми действующими атрибутами городской улицы, вплоть до автозаправки. Сейчас его нет.    Потерян не только детский развлекательный объект, потеряно намного больше! Никакие горячие призывы и лекции учителей или дорожных инспекторов не могут сравниться с практикой на реальной улице, где дети сами и водители, и пешеходы, и инспектора дорожного движения, и даже регулировщики.
   Когда-то учащиеся шестых классов СОШ № 8 писали письмо предыдущему акиму ЗКО с просьбой о восстановлении автогородка в парке. Теперь эти бывшие шестиклашки уже заканчивают школу, а городок по-прежнему не восстановлен. Появятся ли для этого деньги в казне или, может, найдутся неравнодушные меценаты?..

Евгений ПОПОВ,
подготовлено по материалам УДП УВД ЗКО

  Design by Kumargazhin Almat