- В
нынешнем учебном году в связи с отсутствием необходимого
количества учеников, вызванного миграцией населения, ожидается
закрытие девяти начальных школ, реорганизация четырех основных
школ в начальные и трех средних - в основные. Таким образом,
по предварительным данным, к работе в 2004-2005 учебном
году приступит 471 дневная государственная общеобразовательная
школа, из которых 127 начальных (132 в 2003-2004 учебном
году), 81 основная (83) и 263 средних школы (265). А за
парты сядут 124200 учащихся.
  
- Значит, открытия новых школ в этом году не ожидается?
  
- Это не так. Первого сентября распахнет свои
двери для ребят новая общеобразовательная школа на 180 ученических
мест в поселке Серебряково. Средства на ее строительство
выделены из местного бюджета. К тому же завершено строительство
пристроек к лингвистической гимназии «Умит» в Теректинском
и Кзылталской средней школе в Бурлинском районах. Кроме
того за счет средств иностранных инвесторов ведется строительство
школьных зданий в селах Ажбай Казталовского района - на
345 ученических мест, Улента (444) и Жамбыл (80) Сырымского
района.
  
- Хватит ли в действующих школах посадочных мест?
  
- К сожалению, на сегодня дефицит посадочных
мест в общеобразовательных школах составляет более 14,1
тысячи. Причем большинство из них приходится на Уральск
и Аксай - 12,3 тысячи. Поэтому в рамках реализации региональных
программ развития сельских территорий на период с 2005-2007
годы и «Образование на 2004-2005 годы» планируется строительство
шести общеобразовательных школ за счет средств республиканского
бюджета и девяти - местного.
  
- Сколько школ требуют капитального ремонта?
  
- 144 школы или 30% от их общего числа. В целом
к началу нового учебного года капитально отремонтированы
63 объекта образования, в том числе ликвидировано аварийное
состояние 34 школ. На это из местного бюджета было выделено
и освоено 323,4 млн тенге. К тому же наряду с капитальным
ремонтом зданий объектов образования одновременно были выполнены
работы по ремонту систем отопления и реконструкции семи
школьных котельных для работы на газе в Акжаикском, Таскалинском
и Жангалинском районах.
  
- Что вы скажете о материально-технической базе школ?
  
- Надо сказать, что только 215 (44,8%) школ расположены
в типовых зданиях (республиканский показатель – 55,6%).
Слаба материально-техническая база кабинетов. В прошлом
учебном году в наших школах имелись 192 кабинета химии (55,2%
от общего числа основных и средних школ), 187 кабинетов
биологии (53,7%) и 209 кабинетов физики (60,1%). В подобном
положении находится и материально-техническая база физического
воспитания. Спортивные залы имеют только 384 общеобразовательные
школы (80%), из которых 222 (46,3%) находится в типовых
зданиях и 162 (33,7%) в приспособленных помещениях. Остальные
96 школ не имеют спортивных залов.
  
- А как обстоит дело с учебниками?
  
- В нынешнем году на закупку учебников из местного
бюджета было выделено 134 млн тенге, что на 0,4 млн тенге
больше, чем в прошлом году, - говорит начальник отдела общего
среднего образования Асия Утебаева. - Всего в нашу область
поступило учебной литературы 50,1% от общего заказа, в том
числе учебников нового поколения для восьмиклассников –
52,9%. Нашей вины в том, что обеспеченность учебниками идет
наполовину, нет. Нами была внесена 30-процентная предоплата.
Однако казахстанские издательства не успевают выполнить
заказы. Но мы надеемся, что к 1 сентября учебные пособия
будут доставлены.
  
- Насколько остра проблема обеспеченности школ педагогическими
кадрами?
  
- Сегодня в организациях образования в нашей
области насчитывается 17124 педагогических работника, -
ответила начальник отдела государственной службы управления
персоналом Майра Карагойшина. - Из них в общеобразовательных
школах – 13478. Потребность же в педкадрах, особенно с высшим
образованием, существует - в марте текущего года она составила
544 человека. 308 выпускников ЗКГУ были направлены по распределению
на работу в организации образования области. На оставшиеся
236 мест будут привлечены кадры, имеющие среднеспециальное
образование. Особый дефицит представляют учителя физической
культуры, сегодня их требуется 51, математики – 44, физики
– 36.
  
- Что делается для привлечения специалистов в
сельские школы?
  
- В 2003 году в наши села прибыло 130 молодых
специалистов с высшим образованием, из которых 98 - учителя.
Для привлечения специалистов в сельские школы необходимо
решить вопросы жилья и социальной защиты. Акимы Таскалинского,
Бурлинского, Акжаикского районов оказывают молодым педагогам
содействие в создании жилищно-бытовых условий, в предоставлении
льгот на коммунальные услуги. Так, например, Бурлинский
районный отдел образования выкупил трехкомнатную квартиру
и общежитие на 24 места под служебное жилье для молодых
специалистов.
  
- Что ожидает малокомплектные школы?
  
- За последние три года количество малокомплектных
школ сократилось на 36 единиц, тем не менее их число сейчас
составляет 320, или 66,7% от общего количества школ с охватом
25715 учащихся, - продолжил разговор Максим Кадырбаев. -
Наибольшее количество малокомплектных школ - в Зеленовском
(53 из 62 школ), Теректинском (43 из 54), Казталовском (34
из 50) и Акжаикском (32 из 52) районах. С сокращением числа
малокомплектных школ сократилось и число совмещенных классов.
Если в 2001-2002 учебном году в школах области насчитывалось
756 таких классов, из них 638 в начальном звене и 118 в
5-9-х классах, то в 2003-2004 учебном году их количество
сократилось на 295 единиц. Надо учитывать и тот факт, что
большое количество малокомплектных школ приводит к удорожанию
стоимости обучения учащихся. Так, анализ показывает, что
в среднем обучение одного учащегося бюджету обходится в
55,2 тыс. тенге, а вот обучение одного учащегося малокомплектной
школы - в 72,5 тысячи. К тому же, согласно Концепции развития
образования Республики Казахстан до 2015 года, в стране
постепенно вводится двенадцатилетнее среднее образование.
Приоритетным направлением деятельности третьей (старшей)
ступени среднего образования будет введение профильного
обучения для осуществления углубленной допрофессиональной
подготовки учащихся. Принципиально новый подход к построению
старшей ступени среднего образования состоит в том, что
обучение ведется на основе дифференциации, интеграции и
профессионализации содержания образования.
  
- А малокомплектные средние школы готовы решить эти
задачи?
  
- Это маловероятно, так как их нынешнее материально-техническое
состояние, да и кадровое обеспечение вряд ли способно решить
те задачи, которые ставятся в Концепции. В связи с этим
перед районными отделами образования встает задача укрупнения
общеобразовательных школ за счет увеличения сети пришкольных
интернатов и организации подвоза детей.
  
- И последний вопрос - какая работа проведена
по обеспечению противопожарной безопасности школ?
  
- В феврале 2004 года была проведена проверка
противопожарного состояния организаций образования в Уральске
и области, что позволило улучшить противопожарную безопасность
и повысить ответственность руководителей школ. Вместе с
тем еще имеет место ряд нарушений норм и правил пожарной
безопасности, что вызывает тревогу, так как подвергается
опасности жизнь учащихся и работников школ. В связи со сложившейся
обстановкой вопрос о выделении средств на приобретение противопожарного
оборудования и выполнение мероприятий по противопожарной
безопасности на сумму 576,7 млн тенге находится в стадии
решения