Прогноз погоды

 
   
ГОТОВНОСТЬ НЕДЕЛИ

НА ПОРОГЕ ГОДА. УЧЕБНОГО

 
Через 12 дней школьный звонок вновь позовет ребят окунуться в мир знаний. Поэтому сейчас большинство учеников и их родителей заняты активной подготовкой к 1 сентября. А какова готовность самих школ к учебному году? Это мы решили выяснить в областном управлении образования.
- В истекшем учебном году по области работали 480 школ, в которых занимались 124836 учеников, - говорит начальник отдела координации и развития образования Максим Кадырбаев.

   - В нынешнем учебном году в связи с отсутствием необходимого количества учеников, вызванного миграцией населения, ожидается закрытие девяти начальных школ, реорганизация четырех основных школ в начальные и трех средних - в основные. Таким образом, по предварительным данным, к работе в 2004-2005 учебном году приступит 471 дневная государственная общеобразовательная школа, из которых 127 начальных (132 в 2003-2004 учебном году), 81 основная (83) и 263 средних школы (265). А за парты сядут 124200 учащихся.
   - Значит, открытия новых школ в этом году не ожидается?
   - Это не так. Первого сентября распахнет свои двери для ребят новая общеобразовательная школа на 180 ученических мест в поселке Серебряково. Средства на ее строительство выделены из местного бюджета. К тому же завершено строительство пристроек к лингвистической гимназии «Умит» в Теректинском и Кзылталской средней школе в Бурлинском районах. Кроме того за счет средств иностранных инвесторов ведется строительство школьных зданий в селах Ажбай Казталовского района - на 345 ученических мест, Улента (444) и Жамбыл (80) Сырымского района.
   - Хватит ли в действующих школах посадочных мест?
   - К сожалению, на сегодня дефицит посадочных мест в общеобразовательных школах составляет более 14,1 тысячи. Причем большинство из них приходится на Уральск и Аксай - 12,3 тысячи. Поэтому в рамках реализации региональных программ развития сельских территорий на период с 2005-2007 годы и «Образование на 2004-2005 годы» планируется строительство шести общеобразовательных школ за счет средств республиканского бюджета и девяти - местного.
   - Сколько школ требуют капитального ремонта?
   - 144 школы или 30% от их общего числа. В целом к началу нового учебного года капитально отремонтированы 63 объекта образования, в том числе ликвидировано аварийное состояние 34 школ. На это из местного бюджета было выделено и освоено 323,4 млн тенге. К тому же наряду с капитальным ремонтом зданий объектов образования одновременно были выполнены работы по ремонту систем отопления и реконструкции семи школьных котельных для работы на газе в Акжаикском, Таскалинском и Жангалинском районах.
   - Что вы скажете о материально-технической базе школ?
   - Надо сказать, что только 215 (44,8%) школ расположены в типовых зданиях (республиканский показатель – 55,6%). Слаба материально-техническая база кабинетов. В прошлом учебном году в наших школах имелись 192 кабинета химии (55,2% от общего числа основных и средних школ), 187 кабинетов биологии (53,7%) и 209 кабинетов физики (60,1%). В подобном положении находится и материально-техническая база физического воспитания. Спортивные залы имеют только 384 общеобразовательные школы (80%), из которых 222 (46,3%) находится в типовых зданиях и 162 (33,7%) в приспособленных помещениях. Остальные 96 школ не имеют спортивных залов.
   - А как обстоит дело с учебниками?
   - В нынешнем году на закупку учебников из местного бюджета было выделено 134 млн тенге, что на 0,4 млн тенге больше, чем в прошлом году, - говорит начальник отдела общего среднего образования Асия Утебаева. - Всего в нашу область поступило учебной литературы 50,1% от общего заказа, в том числе учебников нового поколения для восьмиклассников – 52,9%. Нашей вины в том, что обеспеченность учебниками идет наполовину, нет. Нами была внесена 30-процентная предоплата. Однако казахстанские издательства не успевают выполнить заказы. Но мы надеемся, что к 1 сентября учебные пособия будут доставлены.
   - Насколько остра проблема обеспеченности школ педагогическими кадрами?
   - Сегодня в организациях образования в нашей области насчитывается 17124 педагогических работника, - ответила начальник отдела государственной службы управления персоналом Майра Карагойшина. - Из них в общеобразовательных школах – 13478. Потребность же в педкадрах, особенно с высшим образованием, существует - в марте текущего года она составила 544 человека. 308 выпускников ЗКГУ были направлены по распределению на работу в организации образования области. На оставшиеся 236 мест будут привлечены кадры, имеющие среднеспециальное образование. Особый дефицит представляют учителя физической культуры, сегодня их требуется 51, математики – 44, физики – 36.
   - Что делается для привлечения специалистов в сельские школы?
   - В 2003 году в наши села прибыло 130 молодых специалистов с высшим образованием, из которых 98 - учителя. Для привлечения специалистов в сельские школы необходимо решить вопросы жилья и социальной защиты. Акимы Таскалинского, Бурлинского, Акжаикского районов оказывают молодым педагогам содействие в создании жилищно-бытовых условий, в предоставлении льгот на коммунальные услуги. Так, например, Бурлинский районный отдел образования выкупил трехкомнатную квартиру и общежитие на 24 места под служебное жилье для молодых специалистов.
   - Что ожидает малокомплектные школы?
   - За последние три года количество малокомплектных школ сократилось на 36 единиц, тем не менее их число сейчас составляет 320, или 66,7% от общего количества школ с охватом 25715 учащихся, - продолжил разговор Максим Кадырбаев. - Наибольшее количество малокомплектных школ - в Зеленовском (53 из 62 школ), Теректинском (43 из 54), Казталовском (34 из 50) и Акжаикском (32 из 52) районах. С сокращением числа малокомплектных школ сократилось и число совмещенных классов. Если в 2001-2002 учебном году в школах области насчитывалось 756 таких классов, из них 638 в начальном звене и 118 в 5-9-х классах, то в 2003-2004 учебном году их количество сократилось на 295 единиц. Надо учитывать и тот факт, что большое количество малокомплектных школ приводит к удорожанию стоимости обучения учащихся. Так, анализ показывает, что в среднем обучение одного учащегося бюджету обходится в 55,2 тыс. тенге, а вот обучение одного учащегося малокомплектной школы - в 72,5 тысячи. К тому же, согласно Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года, в стране постепенно вводится двенадцатилетнее среднее образование. Приоритетным направлением деятельности третьей (старшей) ступени среднего образования будет введение профильного обучения для осуществления углубленной допрофессиональной подготовки учащихся. Принципиально новый подход к построению старшей ступени среднего образования состоит в том, что обучение ведется на основе дифференциации, интеграции и профессионализации содержания образования.
   - А малокомплектные средние школы готовы решить эти задачи?
   - Это маловероятно, так как их нынешнее материально-техническое состояние, да и кадровое обеспечение вряд ли способно решить те задачи, которые ставятся в Концепции. В связи с этим перед районными отделами образования встает задача укрупнения общеобразовательных школ за счет увеличения сети пришкольных интернатов и организации подвоза детей.
   - И последний вопрос - какая работа проведена по обеспечению противопожарной безопасности школ?
   - В феврале 2004 года была проведена проверка противопожарного состояния организаций образования в Уральске и области, что позволило улучшить противопожарную безопасность и повысить ответственность руководителей школ. Вместе с тем еще имеет место ряд нарушений норм и правил пожарной безопасности, что вызывает тревогу, так как подвергается опасности жизнь учащихся и работников школ. В связи со сложившейся обстановкой вопрос о выделении средств на приобретение противопожарного оборудования и выполнение мероприятий по противопожарной безопасности на сумму 576,7 млн тенге находится в стадии решения

Елена ВОЛГИНА
Design by Kumargazhin Almat