Nomer 8 (305) 19 февраля 2009 года

  ДЕНЬГИ В ПЕСОК

Почему нарушается конституционное право граждан на участие в программах, которые реализует местная власть? Таким вопросом задались неправительственные организации, когда сделали попытку проникнуть в одну, далеко не прозрачную сферу нефтянки - социальные проекты, финансируемые иностранными компаниями. В период кризиса, когда актуальными становятся вопросы эффективности управления имеющимися средствами, тема эта требует особого внимания, считают представители НПО.

Прозрачности нет и в помине…
Изучив несколько проектов и проведя исследование, авторы подтвердили тот факт, что представители местного сообщества не вовлечены в процесс реализации социальных проектов. Общественные слушания по их обсуждению - большая редкость, а если и есть пара фондов по управлению этими средствами, то там не найдется ни одного представителя НПО. Администраторы же социальных проектов редко осуществляют детализированный мониторинг освоения выделенных компаниями средств и практически никогда не представляют отчеты об их использовании.
Вывод - прозрачности в этих проектах нет и в помине. Независимая экспертиза, которую неофициально провели НПО, свидетельствует, что стоимость почти всех проектов значительно завышена. Но проверить и доказать это весьма сложно, так как доступ к сметной документации для независимых исследователей и НПО закрыт.
- Конечно, все это не может не настораживать, - говорит Антон Артемьев, директор программы Kazakhstan Revenue Watch фонда «Сорос-Казахстан». - В период кризиса, когда актуальными становятся вопросы эффективности управления имеющимися средствами, эта проблема приобретает особый интерес. Думаю, ее решение лежит в формировании диалога между властью, бизнесом и обществом.

Не надо это показывать...
Приглашения к участию в работе круглого стола были разосланы всем акиматам западного региона Казахстана, но только две области прислали своих представителей. От Западно-Казахстанской не было никого. Кстати, демонстрация фильма «Деньги уходят в песок» вызвала совершенно неожиданную реакцию у представителей Кызылординского и Мангыстауского акиматов. Например, советник акима Мангыстауской области Рауан Кенжеханов после своего доклада и просмотра фильма сказал буквально следующее:
- Наверное, правильно было бы оставить фильм здесь, потому что если этот материал будет опубликован в СМИ или показан по телевидению, это будет очень тяжело, тогда мы совсем потеряем связь между собой...
Орал Идырысов, директор департамента социальной политики АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз», поставил проблему еще шире:
- Я никогда не соглашусь, что при строительстве этих объектов «деньги ушли в песок». Эти объекты соответствуют международным стандартам, и они нужны людям. Каким бременем они ложатся на местный бюджет, другой вопрос. Вот в Атырау мы построили плавательный бассейн, но акимат его не принимает по той простой причине, что нет средств на его содержание. А если вперед посмотреть, то надо задуматься над тем, что будет с этими городами и поселками в будущем? Может, сегодня там не инфраструктуру развивать нужно, а думать, как людей оттуда переселять. К сожалению, у нас в государстве нет ни одного органа, который бы занимался региональными проблемами…
Организаторы круглого стола, конечно, возразили, сославшись на опрос жителей нефтегазоносных областей, а он свидетельствует, - в обществе сформировалось устойчивое мнение о низкой эффективности этих проектов и коррупционной подоплеке процесса их реализации. На распределение нефтяных денег у местных властей и жителей совершенно разные взгляды. Последние говорят о необходимости строительства жизненно-важных объектов, или, например, обеспечении сел качественной питьевой водой, а вовсе не о строительстве театров и крупных стадионов. К тому же стоимость построенных объектов, как уже отмечалось, очень высокая. Например, строительство одной школы обходится не менее чем в миллион долларов. Но нужна ли новая школа в отдаленном нефтяном поселке, если туда невозможно привлечь высококвалифицированных преподавателей? Или такие объекты, которые никому не нужны?
- В поселке Березовка Бурлинского района Западно-Казахстанской области проект «Тазы су» завалили, поставили две установки на том месте, где, как предупреждали местные жители, воды нет. В результате скважины сухие, а дорогостоящее оборудование на 56 миллионов тенге простаивает. А нужно было всего-то заменить семь гнилых труб. Но и это не все. У нас даже вывоз навоза из поселка умудрились включить в число социальных проектов, - рассказала житель села, председатель общественного объединения «Жасыл Дала» Светлана Аносова.
Подобных казусов можно было бы избежать, если бы в освоении и обеспечении прозрачности социальных проектов активную роль играли не акиматы, а местные маслихаты, заметил Мурат Абенов, секретарь комитета по экономической реформе и региональному развитию мажилиса РК.
- Эта сфера для общественности действительно закрыта. Мы не знаем, куда уходят и как распределяются эти деньги. Но акимы никуда не денутся, если они в этом году свою позицию не поменяют, то на следующий год будет еще больше скандалов и поводов для коррупционных расследований. Спорткомплекс в городе Жанаозен стоит 14 миллионов долларов. А в Кызылординской области мы построили современный спорткомплекс и уложились в один миллион. Там что, пол из серебра? Нужно уже всем понять, что люди как раньше все это воспринимать не будут. Если мы сегодня не изменимся сами, то нас поменяют. Это касается и депутатов, и работников акиматов.

В чем корень проблемы?
А вот Алма Салыкбаева, начальник управления социального партнерства министерства труда и социальной защиты населения, убеждена, что проекты, инвестируемые нефтедобывающими компаниями, должны в первую очередь решать наиболее острые социальные проблемы западных областей.
- Когда показывают никому не нужный сегодня стадион, построенный в поселке, или водопровод, куда вбухали десятки миллионов, а он до сих пор не функционирует, - это страшно. Общественный контроль нужен обязательно! У нас в Казахстане много больных людей, нам нужны реабилитационные центры. А их практически нет. Большая проблема и занятость населения, и характерна она, как ни странно, именно для нефтяных регионов - Западно-Казахстанской, Атырауской и Мангыстауской областей, где высокий процент безработицы.
Но в целом корень проблемы - в особенностях нефтяного бизнеса, считает Айтолкын Курманова, директор Центрально-азиатской лиги стратегического управления. По ее мнению, несмотря на крупные доходы, нефтяной бизнес изолирован, почти не связан с местной экономикой. Поэтому общий мультипликативный эффект для не нефтяной экономики получается незначительным. Между тем у населения нефтяных регионов большие ожидания, оно убеждено, что нефтяные компании обязаны нивелировать те негативные последствия, которые регионы испытывают от нефтедобычи. Это и плохая экология, и биориски, и ухудшение показаний здоровья людей, и высокие цены на продукты и товары.
- Государство, получая налоги и другие платежи от нефтяного сектора, обычно разрабатывает программы, призванные нивелировать негативный эффект от нефтедобычи, - говорит Айтолкын Курманова. - В нашем случае нефтяная рента входит в бюджет и для удовлетворения базовых потребностей в строительстве социальной инфраструктуры - школ и больниц, используются средства нефтяных компаний, хотя это относится к прямой обязанности государства.
- Необходимо выработать какие-то индикаторы, по которым мы все могли бы говорить на одном языке, - предложила Айгуль Соловьева, депутат мажилиса. - Не надо создавать баррикады, когда акимат говорит - это нужно, а народ говорит – нет. Это конституционное право граждан - быть источником власти и принимать участие во всех тех программах, которые реализует местная власть.
По результатам работы круглого стола будет подготовлен отчет, в который войдут результаты мониторинга пяти областей Казахстана и предложения, высказанные участниками встречи. Как на эти инициативы отреагирует правительство, депутаты парламента и акимы областей, которым будет отправлен документ, покажет время. Пока же дискуссия остается открытой. Хотя хорошо уже и то, что эта тема наконец стала обсуждаться на республиканском уровне.
Кстати, суммы, которые инвесторы выкладывают на поддержку социальных программ нефтяных областей, очень даже немалые. Авторы фильма, основываясь на собранных данных, подсчитали, сколько было потрачено средств на все социальные проекты, реализованные на территории Западного Казахстана в течение последних десяти лет, и получили внушительную цифру - более полумиллиарда долларов.

Алла ЗЛОБИНА
Уральск-Астана-Уральск

Еще в прошлом году фонд «Сорос-Казахстан» инициировал работу по изучению эффективности социальных проектов добывающих компаний, чтобы привлечь внимание общественности, госорганов и руководителей добывающих компаний к проблеме распределения денег в регионах, где расположены нефтяные месторождения. Итоги исследования были представлены в документальном фильме «Деньги уходят в песок», подготовленном экспертно-творческой командой Центрально-Азиатской лиги стратегического управления (ЦЛСУ). В фильме рассказывается о пяти самых дорогих проектах - крытом плавательном бассейне в г. Атырау – $14,5 млн, физкультурно-оздоровительном комплексе в г. Жанаозен – $14 млн, электрификации Атырау – $12 млн, строительстве Казахского драматического театра в г. Уральске – $10,5 млн и профтехучилище в г. Кульсары, которое обошлось в $9 млн.
А 28 января в Астане фонд «Сорос-Казахстан» и ЦЛСУ организовали круглый стол по теме «Эффективность социальных проектов добывающих компаний», за которым вместе с представителями акиматов, добывающих компаний, неправительственных организаций, депутатов мажилиса парламента и министерств попытались выяснить, почему общественность не подпускают к этим «таинственным» социальным проектам.

 

Design by Kumargazhin Almat