Nomer 16 (158) 20 апреля 2006 года

   УРАЛЬСК: ЛЕТОПИСЬ ВЗЛЕТНОЙ ПОЛОСЫ

Михаилу Евстафьевичу Коробкову, автору этих строк, 10 апреля исполнилось 85 лет. На счету летчика-ветерана Великой Отечественной войны 457 боевых вылетов, множество наград и тяжелые ранения. «Надежда» уже публиковала его воспоминания 21 июня 2001 года («Испытание на прочность»). Сегодня мы вновь возвращаемся к рассказу об этом сильном неординарном человеке, кавалере высшей в СССР награды - ордена Ленина. Но на этот раз Михаил Евстафьевич больше рассказывает не о войне, а о своем детище – Уральском аэропорте, где он проработал командиром 12 самых трудных лет. Как же создавалось и развивалось местное авиапредприятие?
История эта наверняка малоизвестна нашим землякам.

Западно-Казахстанская область была образована 10 марта 1932 года. Кстати, в ее состав до 1939 входил Гурьевский округ вместе с ныне Мангистауской областью.
…Бездорожье. К Ура-льску подходила железная дорога только от Саратова, на Соль-Илецк она была построена лишь в 1936 году. Но жизнь требовала своего, и для обеспечения почтово-пассажирских перевозок в южные и восточные районы области в Уральске был создан 28-й транспортный авиаотряд под командой Соколова. 31 июля 1933 г. начальником Уральского аэропорта назначили П. Иванова. В Ханской роще была оборудована площадка, началась комплектация людьми и первыми учебно-тренировочными самолетами У-2. И уже с 1 мая 1934 стали осуществляться полеты по маршрутам Уральск-Соль-Илецк-Актюбинск и Уральск-Доссор. Первые пилоты 28-го авиаотряда – это А. Ильин, Р. Хосаев, А. Лапин, И. Сулимов, Д. Лобачев, М. Улыбин, П. Кудицкий. Их самолеты обслуживали инженер Зельцер, авиатехники Юдин, Щетинин, Сощенко, Журавлев, авиамеханики Петр Шамагин, Федор Кукушкин.
Однако вскоре остро возникла необходимость расширения территории аэропорта, причем значительно. Поэтому через полтора года авиаотряд перебазировался на расстояние восьми километров к северо-востоку от города, где и действовал до осени 1973 года. Уральцы помнят это место как «Старый аэропорт». Электричества там долго не было, связь осуществлялась с помощью телеграмм, одним словом - голое поле со взлетной полосой посреди. На работу приходилось зимой и летом ходить из города пешком, не раз, бывало, люди в буран сбивались с дороги, но находили и выручали друг друга.
До 1936 года в области был еще только один аэродром – в пос. Калмыково, а вот посадочных площадок имелось несколько. Их первооткрывателем стал Михаил Медов, пилот с 1929 года. Заправка самолетов производилась ручным насосом - альвеером, а подогрев моторов зимой - специальными лампами наподобие большого примуса с рукавами. Но вот поступили новые самолеты АИР-6, Сталь-2 и Сталь-3, а также, наконец-то, и автомобиль. Для нужд сельского хозяйства и нефтяных промыслов Эмбы в Уральске был создан авиаотряд спецприменения № 244, одно из звеньев которого под командованием Гарбера находилось в Гурьеве. Но в конце 30-х годов из 28-го и 244-го авиаотрядов в поисках перспективы летать на тяжелых самолетах, а также лучших условий труда и быта, ушли многие пилоты и техники. На их место пришли новые люди - П. Пожогин, П. Николаев, А. Голубева, А. Потапов, Джафаров, Ф. Холодков, Н. Савонов, И. Нечитайло. Командиром 28-го отряда вместо погибшего в катастрофе Беликова был назначен Дмитрий Лобачев, которого позже сменил Н. Савонов.
Начиная с 1939 года, самолеты ПР-5 и К-5 начали летать из Уральска в Саратов, а также в Фурманово, Джаныбек, Казталовку и другие населенные пункты, вести авиаборьбу с саранчой, тогда весьма распространенной. Наиболее отличились в то трудное время пилот П. Николаев, авиатехники В. Гущин, Ф. Кукушкин, бортмеханик С. Супенко, А. Салтыков и другие. Авиация находила все большее применение в народном хозяйстве.
Однако мирные планы спутала начавшаяся война. Весь личный состав 28-го транспортного авиаотряда на своих самолетах отправился на фронт. Летчики-уральцы воевали в самых жарких точках. Так, в битвах под Москвой в 1941-м отличились Н. Савонов, Р. Хосаев, М. Улыбин, П. Николаев, Л. Шульженко, П. Кудицкий, П. Пожогин, Л. Макаров, Х. Баткаев. Кстати, командир звена Л. Шульженко и бывший командир 244-го авиаотряда майор, командир эскадрильи А. Крюков получили звание Героя Советского Союза и являлись кавалерами шести орденов каждый, а Хамза Баткаев был награжден тремя орденами. Четко выполнял полеты пилот С. Пешков, готовили самолеты к боевым вылетам техники и механики С. Журавлев, Иванаев, Карначев, А. Салтыков, В. Рачек, В. Гущин, радист Секачев.
В Уральске для выполнения санитарных и других заданий остались пилоты М. Медов, А. Голубева, инженер И. Попов, авиатехник Е. Переверзев. Осенью 1941 года 244-й авиаотряд под командованием Нечитайло перебазировался в Гурьев. А еще через год был передан в Приволжское управление гражданской авиации.
Но и в военное время в Уральском аэропорту не прекращалась напряженная работа. Из бетонных плит были сооружены взлетно-посадочная полоса длиной в 1000 метров и южная рулежная дорожка, а северную выложили торцовым кирпичом. Тогда же построили несколько производственных и жилых зданий, оборудовали стационарную маслогрейку. Вскоре аэропорт стал принимать все типы самолетов того времени.
…Пришла долгожданная Победа. Авиаторы, оставшиеся в живых, начали возвращаться домой. Но не дождались родные и близкие пилотов, отдавших за них свои жизни, - А. Ильина, И. Гончарова, Сальникова, Баева, Мишина, М. Улыбина, С. Зайцева, авиатехников Иванаева, Карначева, С. Журавлева. Вечная им память и слава!
Следы многих уральских авиаторов затерялись в других городах и даже в других ведомствах. В 1946-1947 гг. в родные края вернулись Пожогин, Баткаев, Лобачев, Фетисов, Холодков, Гущин, Кукушкин, Салтыков, Рачек, Резников, Мясников, Кирилл и Григорий Перепелкины, Крюков, Невзоров, Питерсков, Кожухов, Глаголев, Малахов. Все они и многие другие входили в единое летное звено уральских авиаторов.
В 1947 году практически без специального оборудования начали производиться авиахимработы. Не было даже радиосвязи с соседними аэропортами. В таких условиях работали синоптики Хусаинов, Джунусова, Самаркина, Соснина, Сотникова, радисты Л. Калентьев, Кондрина, Насырова, Нечипасов, Тужилкин, супруги Любезновы, Веселов, Куртин и другие. Круглосуточная радиосвязь была установлена чуть позже с переоборудованием под радиоцентр бывшей бани.
Через два года открылась авиатрасса Ташкент-Москва, которая пролегла через Уральск. С 1950 года аэропорт стал ночным, то есть ночные старты обозначали переносными фонарями, а вскоре подвели и электролинию от Уральского мехового комбината, который находился тогда на огромном пустыре между Баскачкой (где ныне стоит универмаг) и аэропортом.


Михаил КОРОБКОВ,
ветеран авиации
Продолжение
в следующем номере

Design by Kumargazhin Almat