Прогноз погоды

 
   
УРАЛЬСКОЕ НАСЛЕДИЕ
ОБЫЧНЫЙ И ЧУДЕСНЫЙ МИР
ВАЛЕРИАНА ПРАВДУХИНА
    (Начало в № № 18, 19, 20)
   Братья Правдухины воспринимали Приуралье несколько иначе. Если для Толстого уральский край представлялся совершенно новым и в какой-то степени экзотическим, то для Правдухина Урал - их родина, здесь жили и живут внутренне близкие им люди.
   Маршрут экспедиции проходил от пароходной пристани на Урале, мимо Ханской рощи, Учужного затона, и дальше от яра к яру плыли лодки, останавливаясь на ночлег и для того, чтобы пополнить запасы дичи и рыбы, послушать байки братьев Правдухиных о старине, казачьем быте, о походах, охотничьи истории. Толстой сообщал в Детское Село: «Каждый день отплываем часов в 10, плывем мимо прекрасных песчаных берегов, на Урале ни души, несколько раз встретили лодку бакенщика, видели пароход. Урал пустынен как тысячи лет назад...

     Странно стелить постель на песке, ложиться под звездами среди пустыни. Чувство тоски, величия звездного неба... Я очень доволен, несмотря на усталость и редкие для нас, городских, ощущения... Правдухины шлют тебе горячий привет». Поездка проходила по тем местам, где еще совсем недавно разворачивались трагические события гражданской войны и, естественно, писатели наблюдали следы того времени. Оценки последствий, жестоких и страшных побоищ в очерках Правдухина и Толстого совпадают. Но если описания Правдухина довольно пространны, то Толстой ограничивается краткими суждениями типа: «Жестоко и кроваво дрались казаки в девятнадцатом году за эти доисторические хутора».
     Экспедиция не добралась в полном составе до конечного пункта путешествия - поселка Каленого (Каленовского), расположенного в 340 км ниже Уральска: прервал свою поездку Толстой и уехал на пароходе (от пос. Кожехарово), идущем вверх по течению. До Каленого доплыли братья Правдухины и Сейфуллина. Имена Л. Сейфуллиной и В. Правдухина обычно ставятся исследователями рядом. Конечно, не только потому, что они были мужем и женой. Это были талантливые соавторы. Особенно значительны написанные ими пьесы «Егоркина жизнь» (1919), «Виринея» (1926), «Черный яр» (1931). Последняя пьеса воскрешает события гражданской войны в Приуралье. В ней талантливо описана степная ширь, крутизна откосов Урала. Достоверно нарисована лбищенская трагедия - гибель В. И. Чапаева. Главное внимание авторов сосредоточено на любви уральского казака Архипа к казашке Джангыз. Эта любовь трагична, любовь вопреки всему - родительской воле, оберегаемым обычаям, национальным предрассудкам. Архип женился на Джангыз, но отец проклял его, отвергла казачья среда. Любовь молодых людей ломает все преграды. Сюжетно пьеса «Черный яр» очень близка к роману И. И. Железнова «Василий Струняшев». Заметна перекличка некоторых эпизодов, особенно связанных с песенным казачьим фольклором. По-видимому, пьеса «Черный яр» была задумана писателями во время совместных поездок по Уралу.
     В 20-30-е годы В. Правдухин был одним из самых авторитетных критиков. Современников не оставляли равнодушными его талантливые, остро полемические статьи и книги о писателях того времени: В. Маяковском, В. Иванове, Л. Сейфуллиной, Б. Пильняке, М. Булгакове и других. Причем его суждения зачастую резко расходились с официальной, одобренной сверху критикой.
     Но главное, Правдухин своеобразен и неповторим. Его проза - уникальное явление в русской литературе. К сожалению, до конца не понятое и не объясненное в нашей исследовательской литературе. В немногочисленной критической литературе о Правдухине утвердилось мнение как о писателе «с собственным чувством природы», как о «снайпере пера и винтовки» (Ефим Пермитин). Но, пожалуй, Правдухин привлекателен для нас не только этим, но и тем, что он несет в себе большой разнообразный человеческий опыт, разносторонний интерес к многообразию жизни, интерес к «обычному, простому и чудесному миру».
     Как писатель Правдухин начинается с книги «Годы, тропы, ружье» (1930), хотя до этого им были написаны и опубликованы в центральных журналах «Красная новь», «Красная нива» и других несколько интересных рассказов: «Паутина», «Телеграфист Селидевкин», «Конец Федора Чупука», «Фазаны», «Профессор и вальдшнеп». Отдельной книгой издан сборник очерков «По излучинам Урала». Но именно в книге очерков «Годы, тропы, ружье» в полной мере отразились основные черты художественного дара писателя. Необыкновенная задушевность и лиризм повествования соединены здесь с каким-то пронзительно обостренным ощущением того, что человек - неотъемлемая «часть земли», а не отдельное существо. В центральном герое книги воплощен душевный опыт самого Правдухина. Книга написана в традициях таких замечательных произведений русской литературы, как «Детские годы Багрова-внука» С. Т. Аксакова и «Записки охотника» И. С. Тургенева. Много общего в ней и с книгами, написанными современниками Правдухина и также посвященными природе, с произведениями М. М. Пришвина, Е. Н. Пермитина, К. Г. Паустовского. Подобные уподобления обнаруживают естественную, очевидную связь правдухинского творчества с отечественной литературой.

Николай ЩЕРБАНОВ
продолжение следует..
На снимке: Алексей Толстой

 
Design by Kumargazhin Almat