Nomer 29 (171) 20 июля 2006 года

   ПОДНЕБЕСНЫЙ ТЕАТР

  В Уральске планируется строительство деревни. Оркестровой, в которой Дом музыки, природы и исполнительского искусства будет единственным столь необычным местом не только в Западном Казахстане, но и в Центральной Азии.
8 июля скрипач-виртуоз Марат Бисенгалиев познакомил представителей местных СМИ со своим новым проектом. По словам маэстро, оркестровая деревня, строительство которой запланировано на два ближайших года, будет располагаться на его земельном участке, что находится на берегу реки Чаган. Дизайнером и координатором проекта приглашен Донн Уестморланд из Калифорнии. Это его третий крупный проект в Казахстане. До этого по плану калифорнийского дизайнера были построены пивные заводы в Ашхабаде и Усть-Каменогорске.
- Моя основная цель – сделать оркестровую деревню самым экологически чистым местом в вашей стране, - сказал господин Донн. – Мы планируем построить большой двухэтажный дом с красивым видом на реку площадью 1850 квадратных метров. Из дерева будет использована скандинавская сосна.
Кроме того, здесь же расположатся ресторан, а также залы для встреч. На приречной стороне участка будет построен амфитеатр на 500-700 зрительских мест. Он предназначен для музыкальных и театральных выступлений. Также на территории деревни вырастут 10-12 роскошных домиков из сруба с несколькими спальнями и кухней. В их строительстве планируется использовать новейшие экологические технологии. К примеру, солнечные батареи и переработка бытовых отходов в компост.
- Я думаю, что оркестровая деревня станет своего рода примером бережного отношения к экологии, - отметил Марат Бисенгалиев. - К тому же мне бы хотелось, чтобы мой оркестр стал самодостаточным. Ведь месторасположение у реки и новейшая японская акустическая система создаст отличную среду для концертов, а большие комнаты в доме могут широко использоваться гостями города.
Отвечая на вопрос о средствах, необходимых для реализации проекта, Донн Уестморланд обмолвился, что все, как ни странно, можно сделать достаточно дешево. Более того, дизайнер пообещал, что на берегу Чагана вырубят всего лишь два дерева, а вместо них посадят большое количество саженцев других, более ценных деревьев.
- Деревня станет центром музыкального и театрального искусства в Уральске с первым концертным залом под открытым небом, - продолжил Марат Бисенгалиев. – Мы надеемся, что свою помощь предложат местные спонсоры, в которых мы очень нуждаемся. Аким области Нургали Ашимов и аким города Сагынбек Муташев заинтересованы будущей оркестровой деревней. Хотелось бы, чтобы крупные компании тоже приняли участие в этом культурном проекте.
Словом, маэстро озадачил всех своим необычным замыслом. Само здание, по его словам, будет напоминать крылья птицы, а посещение такого места обещает стать сказочным. Кстати, всемирно известный скрипач уже улетел в Англию, а Западно-Казахстанский филармонический оркестр отправился на гастроли, на этот раз в Индию.

Мария ПЕТРОВСКАЯ


САМОЗВАНЕЦ НА ТРОНЕ

Этой сценой - восхождения Лжедмитрия на трон - закончилась постановка народной трагедии «Борис Годунов», представленная областным театром драмы имени А. Н. Островского в заключительной премьере 147-го театрального сезона. Несмотря на мнение скептиков, якобы историческая драма не может быть сценической, поскольку является философским произедением, актерам аплодировали стоя, а из зрительного зала доносилось «Браво!»
В спектакле самарского режиссера Александра Мальцева, уже известного уральцам по работам «Безымянная звезда» и «Медведь и предложение», уральская публика увидела огромный труд всей труппы нашего театра. Об этом свидетельствует и сам выбор такого серьезного произве­дения, и умелое перевоплощение актеров в исторических героев, и интересно подобранные мизан-сцены, и необычные декорации с ликами святых. По мнению многих, к столь непростому для постановки про­изведению был найден свой «ключ», а актерское волнение и эмоциональность помогли прочувствовать пушкинский замысел.
- Мы перелопатили огромное количество литературы, ведь эта трагедия ставится как острополитическое про­изведение, - рассказы­вает Александр Маль­цев. - Провели около 50 репетиций. Мне приходи­лось совмещать работу в Самаре и Уральске. Конечно же, многие ребята боялись, поскольку нелегко освоить такой большой сложный и ритмический текст. Ведь Пушкин писал «Бориса Годунова» как бы в ответ на шекспировские хроники. Такой вот смелый хулиганский ход поэта в то время!
Очевидно, что Александр Сергеевич создавал свою трагедию для сцены и желал посредством ее осуществить реформу русского театра, сделав его народным. Кстати, в 1825 году Пушкин напишет Вяземскому: «Я расположил свою трагедию по системе Отца нашего Шекспира... я перечел ее вслух один, бил в ладони и кричал, аи да Пушкин, аи да сукин сын!»
В центре интерпретации находится основной вопрос, заданный Александром Пушкиным 181 год назад, виновен ли Годунов в смерти царевича Димитрия? С легкой руки великого поэта зрители драмтеатра Островского увидели в образе Бориса Годунова, которого замечательно сыграл Марк Ларин (на снимке), человека умного, признающего вину за убийство малолетнего царевича. Корона, полученная таким незаконным способом, становится для него тяжким грузом на всю жизнь: «Да жалок тот, в ком совесть нечиста!» В постановке видение убитого мальчика, в роли которого выступил ученик детской музыкальной школы №1 Владик Лосев, преследует царя постоянно. На глазах у публики волевой человек переживает трагедию больной совести, которая в итоге становится проблемой власти и народа и приводит Бориса к неминуемой гибели.
Особо значительно, на мой взгляд, смотрелась сцена рассказа Шуйского о гибели малютки-царевича Димитрия, а также сцена Боярской думы, когда повествование о чуде озарения вновь потрясает и терзает Бориса. Очень интересна сцена любовных признаний у фонтана Григория Отрепьева, которого на одном дыхании сыграл Насим Мамедов, и польской красавицы Марины Мнишек, в образе которой потрясающе выглядела Оксана Малуша. Многозначительны массовые сцены, передающие страдания народа-черни. Они выражены в хорах, репликах «Подайте, подайте!» Хорошо смотрелись и «портреты» других действующих лиц - мудрого летописца Пимена, патриарха Варлаама и монаха Мисаила, а также образ самого Пушкина, повествующего и задающего вопросы на протяжении всей драмы.
Проникшиеся духом исторического времени зрители делились своими впечатлениями.
- Постановка великолепная, - считает Антонина Арсентьева. - Пушкин прочувствован основательно. Помните завещание поэта «...сбирайтесь иногда читать мой свиток верный, и долго слушая, скажите: это он; вот речь его. А я, забыв могильный сон, взойду невидимо и сяду между вами, и сам заслушаюсь, и вашими слезами упьюсь...и, может быть, утешен буду я любовью». Я думаю, что благодаря таким постановкам в год Пушкина в Казахстане великий поэт действительно будет утешен...


Мария ПЕТРОВСКАЯ,
фото Романа ЕВСТИФЕЕВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Design by Kumargazhin Almat